Иисус глазами мусульман

Между исламом и личностью Иисуса Христа существует литературная традиция непрекращающихся исторических отношений, длиной в полторы тысячелетия – среди нехристианских религий, такая приверженность к Иисусу является уникальной только для ислама. Чтобы воздать должное этому факту, мне потребуется большее полотно, чем то, которым я располагаю на данный момент. Вместо этого, я попытаюсь представить эти отношения в общих чертах; выделить несколько самых значимых моментов.

Коран является основным текстом мусульманской цивилизации, и, конечно же, он будет отправной точкой в наших поисках ранних образов Иисуса. Примерно одну третью часть текстов в Коране составляют рассказы о ранних пророках. Среди них образ Иисуса сбивает с толку больше всего. Коран полностью переписывает историю Иисуса, по сравнению с другими пророками, и тем самым заново открывает его нам. Результат удивит читателя христианина. Образ Иисуса в Коране, больше чем образ других равных ему пророков, задействован в теологических дискуссиях, нежели в повествованиях. Его образ так не похож на тот, который мы видим в Евангелии. Здесь нет его «воплощения» и «страстей». Его божественность усиленно отрицается либо им самим, либо напрямую Богом. В такой же степени отрицается его распятие. Любой христианин может спросить, а что осталось такого значительного в нем, если все основные атрибуты его образа отсутствуют?

Коран заново истолковывает образ Иисуса и называет его пророком имеющим особое значение. Он однозначно является чудом Господним: он есть слово и дух Господа; он по-настоящему является пророком мира; он предсказывает пришествие Мухаммада, и, тем самым, является предвестником ислама.

Как возникли и развились эти ранние образы Иисуса в мусульманской культуре? Хадисы, или пророческие предания Мухаммада, описывают Иисуса как личность, которая придёт к нам, когда настанут последние дни мира.

Перейдем к более поздним временам. Эра крестовых походов, война, которая продолжалась двести лет, явилась противостоянием европейских христиан против армий мусульман. Она дала шанс мусульманским ученым указать на вопиющее несоответствие между Иисусом, пророком мира, и варварским поведением его, так называемых последователей. В двенадцатом веке Иисус был заново востребован мусульманскими полемистами, если хотите, заново открыт ими, для того чтобы встать плечом к плечу с мусульманами против его сомнительных последователей. В борьбе за наследие Иисуса, у мусульман не было ни малейшего сомнения, что истинный Иисус принадлежит исламу.

Можно с уверенностью сказать, что мусульманская культура дает нам наибольшее количество и качество образов Иисуса, чем любая другая нехристианская культура. Ни одна известная мне мировая религия не уделяет столько преданного внимания, как историческому Иисусу, так и Христу вечности. Нам нужно отвести главное место этой традиции в наше неспокойное время, полное предрассудков. Не может быть другого более заметного примера другой такой взаимозависимости, как ислам и Иисус Христос. И в частности для христианина, на мой взгляд, любовь к Христу может также значить интерес, как и почему его любят и уважают в другой религии.