Ислам на территории России.

Русь столкнулась с народами, исповедующими ислам, вскоре после его выхода за пределы Аравийского полуострова. Более близкие контакты были установлены в эпоху татаро-монгольского нашествия, после принятия Золотой Ордой ислама, а затем в русско-турецких войнах и войнах с Ираном. Роль ислама учитывалась в ходе присоединения Поволжья, Кавказа, Средней Азии к России. Территории Российской империи, населенные исламскими народами, стали ее важной составной частью.

В XIX в. в России сформировалась развитая и продуктивная традиция изучения ислама и исламской культуры. В мусульманских регионах России развивалась религиозно-общественная мысль, ставшая частью мирового исламского наследия. Заметную роль на рубеже XIX — XX вв. сыграли деятели джадидизма — исламского просветительского и реформаторского движения, идеологи которого, например, И. Гаспринский, Ш. Марджани, занимали лояльные по отношению к России позиции.

К настоящему времени для России ислам является религией существенной части ее населения (около 11,5 млн. человек). Ислам представляет собой господствующую религию ряда государств СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Казахстан), которые в научной литературе получили название исламских государств Средней Азии и Закавказья. Многие страны, границы которых прилегают к России, являются мусульманскими.

Зона ислама в России представлена территорией Поволжья и Приуралья с татарским и башкирским населением, Северным Кавказом, рядом районов Сибири. Значительные мусульманские общины находятся во многих областях европейской части России. Мусульмане составляют в России немногим более 8% населения, по большей части они представлены не мигрантами, а коренными жителями. Оживление религиозной жизни в мусульманских районах СССР в преддверии его распада сопровождалось процессом реисламизации, получившим мощный импульс с дезинтеграцией единого союзного государства. Этот процесс также затронул мусульманские народы самой России. Характер процесса реисламизации определяется степенью приобщенности к исламу тех народов, которые его исповедуют. Те, кто принял ислам давно, например, татары, обладают развитой религиозной культурой и знанием шариата. Для них реисламизация сводится прежде всего к попыткам использовать накопленный за века религиозный опыт и восстановить утраченные позиции ислама. Другие народы, приверженные в прошлом в большей степени к обычному праву, нежели к шариату, обладали ограниченными знаниями о религии, третьи сохраняли свою приверженность к исламу по традиции. При этом обрядовая сторона ислама доминирует над проблемами догматики, усвоение которых представляет собой сложный и долговременный процесс. При таких условиях лидеры мусульманских общин уделяют преимущественное внимание исламскому просвещению и широкому распространению знаний об исламе. Ислам в определенном смысле противостоит конфликтам в их местных проявлениях. Однако ему не удалось преодолеть дезинтегрирующие тенденции в общинах. Одновременно ислам используется в целях этнической консолидации. Большинство российских мусульман принадлежит к тюркским народам, проявляющим определенное желание к сближению между собой и с близкими себе народами из СНГ и «дальнего» зарубежья. Основная часть мусульманского населения России — татары. Второе место среди мусульман Российской Федерации по численности занимают башкиры.

В дореволюционную эпоху у народов Российской империи существовали различия между так называемым «официальным» и народным исламами. Последний есть синтез классических исламских ценностей и религиозных представлений с элементами доисламских верований и культов. Эти различия сохранились в советскую эпоху. Значительную роль в жизни исламских народов продолжают играть суфийские ордена, которые представляют собой мощную не только религиозную, но и социально-политическую силу.

События в мусульманском «ближнем и дальнем» зарубежье оказьгеают непосредственное воздействие на ситуацию в исламских регионах России. Иногда руководство республик с мусульманским населением стремится занять самостоятельную позицию, расходящуюся с позицией центральных властей России. В целом исламский фундаментализм не получил широкого распространения на территории России и республик СНГ, однако тенденция к политизации ислама сохраняется. На территории России официально действует Партия исламского возрождения. Наиболее развита тенденция к политизации ислама в некоторых республиках Северного Кавказа, однако в большинстве случаев речь идет об апеллировании к исламу определенных политических сил националистической направленности. Концепция России как светского многонационального и поликонфессионального государства предполагает обеспечение равных прав всем национальным группам и религиозным общинам, предоставление им свободы конфессиональной деятельности. Новые реальности общественно-политической и культурной жизни общества оказывают большое влияние на ислам. За последнее время наблюдается рост числа мечетей, расширение сети мусульманских школ и медресе, академий й институтов, увеличение числа исламских изданий и т. д.