Теоцентризм философии Средневековья

В отличие от античной философии, стиль мышления Средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания – Бог, а не космос.Философы Средневековья пользовались теологической идеей. Она выполняла регулятивную функцию так же, как для античности – идея космизма, для Нового времени – научное знание.

Философия Средних веков базировалась на двух основных идеях: откровения и креационизма. Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Ей также свойственны традиционализм и ретроспективность. Чем древнее – тем истиннее, подлиннее и надежнее – такова позиция средневековых мыслителей. Древнее всего истина, которая нашла отражение в Священном Писании. Поэтому Библия – главный источник знания и вдохновения.

 

Понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог - теоцентризм - (греч. theos - Бог). Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - частные и прикладные науки. Теоцентричность мышления: сила, определяющая мышление, все поведение человека и общества, есть Бог. Человек должен добросовестно служить Богу.