Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир[1][2][3].

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной[4]. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

 

 

Билет 13.Социальная философия Возрождения. Мысль протестантизма

4. Особенности мировоззрения эпохи реформации. Протестантизм – буржуазная версия христианства. М. Лютер, Ж. Кальвин.

 

Социально-политическая философия эпохи Возрождения

 

Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

 

• философия Реформации;

 

• политическая философия;

 

• философия социалистов-утопистов.

 

^ Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

 

Предпосылками возникновения данного направления были:

 

• кризис феодализма;

 

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

 

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

 

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

 

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

 

• распространение в Европе идей гуманизма;

 

• рост самосознания личности, индивидуализм;

 

• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

 

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое; народное. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

 

Основоположником Реформации считается доктор богословия ^ Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

 

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

 

• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

 

• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

 

• необходимо упрощение обрядов;

 

• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

 

• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

 

• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

 

• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

 

• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

 

• необходимо запретить индульгенции.

 

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был ^ Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

 

Согласно Кальвину:

 

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

 

• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

 

• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

 

• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

 

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

 

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

 

• успех в работе — признак богоизбранности;

 

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

 

• возглавил реформационное движение в Женеве;

 

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

 

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

 

• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

 

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

 

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г ., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

 

• необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

 

• цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

 

• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

 

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

 

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

 

• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

 

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

 

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

 

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

 

• торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

 

• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

 

В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

 

• человек обладает изначально злой природой;

 

• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

 

• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

 

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

 

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

 

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

 

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

 

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

 

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

 

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия, и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

 

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

 

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

 

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

 

Согласно Т. Мору в Утопии:

 

• не существует частной собственности;

 

• все граждане участвуют в производительном труде;

 

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

 

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

 

• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

 

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

 

• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

 

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

 

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

 

• мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

 

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

 

Другой проект идеального общества был дан ^ Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

 

• отсутствует частная собственность;

 

• все граждане участвуют в производительном труде;

 

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

 

• труд совмещается с одновременным обучением;

 

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

 

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

 

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

 

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

 

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 

Билет 14. Философия Нового времени. Концепции Бэкона и Дэкарта

 

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

 

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII века (1642- 1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

 

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

 

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.