Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия.
Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия. - раздел Религия, Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия Догматика — Раздел Богословия, В Котором Даётся Систематизированное Изложение...
Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений, вероучительных истин), принимаемых всей полнотой православной церкви. Термин «Догмат» имеет дохристианскую историю. Им выражались философские аксиомы, т.е. утверждения, постулаты, не требовавшие доказательств. Естественно, в разных школах были свои догматы. В Новом завете мы находим два смысла употребления слова «Догмат». Первое – это некое постановление, в т. ч. Лк 2:1 – «догмой» назван указ Октавиана Августа о проведении переписи, а в книге Деяний – постановления первого Иерусалимского апостольского собора (Деян. 16:4). Второе – употребление апостолом Павлом в Кол. 2:14 и Эф. 2:15 «догмата» как христианского учения во всей полноте. Именно такое понятие догмата и было характерно для ранней церкви 2 - 4 веков. В этом смысле термин употребляется Оригеном, Климентом Александрийским, Иустином Философом, Игнатием Антиохийским. Изменяется смысл в середине 4 века, когда св. отцы делят христианские истины на вероучительные и нравоучительные. «Догмат» становится истинами вероучительными (Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст). В дальнейшем под догматами стали понимать только те вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских соборах.
1. Ин. 1, 18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».
2. Гал. 4, 9: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получив познание от Бога»…
3. 1 Кор. 13, 12: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно»…
4. Мф. 5, 8: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
5. Пс. 45, 11: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог»…
Ключевые составляющие богословия:
1. Charisma. Дар богословия, благодать богопознания. Некоторые св. отцы (свт.Григорий Палама, напрмер) главным богословом называют Иисуса.
2. Mysterion. Тайна или таинство. Богословие есть тайна потому, что «оно превосходит наше разумение», наши попытки выразить человеческим языком то, что далеко выходит за пределы человеческого понимания.Оно не может быть без остатка открыто человеку, так как простирается в божественную бесконечность.
3. Katharsis. Очищение. С одной стороны, богословие есть дар, но с другой — оно требует от человека соработничества, синергии человеческой и божественной воли. «Ибо мы соработники (συνεργοί) у Бога»… (1 Кор. 3, 9). Св. Диадох сказал, что «нет ничего более скудного и бедного, чем философствующий о Боге ум, сам находящийся вне Бога». Каждый богослов призван вступить на этот путь самоочищения, путь катарсиса. Что включает в себя этот путь? Во-первых, конечно, покаяние, что означает не только изменение ума (буквальное значение греческого слова «μετανοία»), но и кризис, суд человека над собой, приводящий к полной переориентации личности, ее радикальному обновлению.Ориген, Письмо к святителю Григорию Чудотворцу: «Итак, вложи все твое усердие в чтение Писания с верой и с искренним прилежанием, угодным Богу. Недостаточно стучать и искать, но чтобы стяжать понимание Божественных вещей, прежде всего потребна молитва» (Цит. по [4, 98]).
4. Hesychia. Покой, молчание, отрешенность. Не может быть подлинного богословия без внутреннего безмолвия и сердечной тишины.Действительно, подлинное богословие — это не только разговор о Боге, но и слушание Бога, которое предполагает безмолвие. Святитель Григорий Богослов задается вопросом: «Когда же можно». Имеется в виду возможность заниматься богословием. И отвечает на него: «Когда мы бываем свободны от внешней тины и мятежа… Ибо действительно нужно упраздниться, чтобы разуметь Бога» (Пс. 45, 11). Иеромонах, впоследствии архимандрит, Софроний Сахаров так передает нам слова прп. Силуана Афонского, своего учителя: «Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, если бы не стояла перед ним задача научить ближнего, если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотя бы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется» [10, 82]. «…Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16, 22-23).
«Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина. Богословие отождествляется с видением Бога, с непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью. Богословие не есть теория мира, метафизическая система, но выражение и формулирование опыта Церкви, не интеллектуальная дисциплина, а опытное общение, причастие» (Христос Яннарас).
Цель богословия – решение конкретных задач духовной жизни.
Задачи богословия: научить ближнего и защитить опыт церкви от искажение.
Уровни богословия: следующая схема, представленная другим святителем Григорием — Григорием Паламой. Схема эта следующая: всех желающих быть богословами святитель Григорий разделяет на три категории. Первая — это святые, то есть те, кто достиг полноты личного опыта богообщения, это богословы в подлинном смысле слова. Ко второй относятся те, кто не имеют такой полноты, но доверяют опыту святых. Такие люди также могут быть хорошими богословами, так сказать, богословами второго уровня. Наконец, к третьей святитель Григорий относит тех, кто и опыта не имеют, и опыту святых не доверяют. Они являются плохими богословами или, попросту говоря, не богословами вообще.
И хотя большинство из нас далеки от святости, ничто не мешает нам к святости стремиться и быть богословами во втором значении этого слова. Мы можем доверять святым и свидетельствовать о том, как они жили и как они говорили. Вот именно такое богословие, на втором уровне, возможно и в Богословском институте.
Термин Догмат имеет дохристианскую историю Им выражались философские аксиомы т е утверждения постулаты не требовавшие доказательств... Свойства догмата... Теологичность вероучительность Это свойство догматов по содержанию Оно означает что догмат содержит в себе...
Споры о характере и границах богопознания в IV и XIV веках.
IV век: Впервые в христианском богословии вопрос о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитарных споров IV столетия. В 356 году в Александрии выступил А
Апофатическое богословие. Основные апофатические свойства Божии.
Опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответстви
Катафатическое богословие. Две группы катафатических свойств.
Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога нехристианские мистики, но еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях. Священное Писание, в соответствии
Образ действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру.
Святую Троицу можно созерцать в Ней Самой, что по терминологии отцов и есть в собственном смысле слова «богословие». Но Ее также можно созерцать в Ее отношении к тварному: это есть область «икономи
Моноэнергизм и монофилитство. Их сущность и несостоятельность.
Царствование Ираклия (611-641) совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятственно захватили всю Грец
Юридическая теория Искупления
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну Искупления в юридически
Нравственная теория Искупления
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это название возникло относительно недавно; первым ввел его в употребление профессор Казанского
Органическая теория
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании кото
Единство Церкви
Экклезиологическое сознание современного христианина христоцентрично. В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом, все остальное обычно забывается,
Святость Церкви
Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяет
Соборность, или кафоличность Церкви
В Пространном Катихизисе говорится, что "Церковь именуется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих
Апостольство Церкви
Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог послал (греч., exapesteilen) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, по
Апостолы
Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать вс
Епископы
Епископы являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ. П
Пресвитеры
В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14, 23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех кни
Диаконы
Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о "семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге
Новости и инфо для студентов