рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные богословские термины — природа, сущность, энергия, ипостась, лицо в учении о Пресвятой Троице.

Основные богословские термины — природа, сущность, энергия, ипостась, лицо в учении о Пресвятой Троице. - раздел Религия, Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия Природа(Греч.φύσις - «Природа, Есте...

Природа(греч.φύσις - «природа, естество») — 1. В самом широком смысле слова обозначает все, что существует объективно, независимо от нашего сознания: «природа есть истинное существование вещи... все то, что существует истинным образом, а не то, что изрекается как плод воображения» (прп.Анастасий Синаит). 2. В более узком смысле означает некоторый род вещей (существ), обладающих тождественными качественными характеристиками. При этом как совокупность известных признаков природа может быть только умопостигаема, но свое реальное выражение находит только в отдельном (т.е. в конкретной реализации общей природы).

Сущность(греч.οὐσία — «сущность, существо, субстанция», лат. essentia) — представляет собой причастие жен. рода настоящего времени от глагола ἑιμι (быть) и означает участие в бытии. Понятие сущности чего-либо выводится из набора отличительных свойств, присущих всем существам данного рода, посредством которых все вещи данного рода участвуют в бытии. Такие свойства называются существенными свойствами или атрибутами (лат.аttribuo — «наделять»). Именно существенные свойства «делают» вещь тем, чем она является.

Энергия(греч.ἐνέργεια — «действие, деятельность, активность, сила, мощь, энергия, сила в действии, осуществленная действительность») — в философском смысле — всякая активность вещи. В православном учении - «нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящие» от Божией Сущности. Причастность Богу есть причастность Его энергии.

Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «сущность») — термин, используемый в христианском (преимущественно Восточном) богословии для обозначения одной из личностей Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Термин широко применяется и в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность или ее часть, а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа). Применение понятия ипостась в христианском богословии можно отнести к IV веку. Отцы-каппадокийцы начинают использовать термин, чтобы подчеркнуть глубину бытия каждого лица Святой Троицы, что не позволяют термины просопон (греч. πρόσωπον — облик) или персона (лат. persona — личина, лик), которые означают лицо как личину-маску актёра. Василий Великий определял отношение ипостаси к сущности, как отношение особого (частного) к общему. Позже эта интерпретация признается богословски не вполне точной, так как индивидуум также относится к сущности-природе как частное к общему. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем трём ипостасям одинаково.[1] В итоге, понятие ипостась (личность) обретает смысл только в сравнении с сущностью, причем обозначается парадоксальным образом, как То Особое в существе, что не относится к его сущности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия

Термин Догмат имеет дохристианскую историю Им выражались философские аксиомы т е утверждения постулаты не требовавшие доказательств... Свойства догмата... Теологичность вероучительность Это свойство догматов по содержанию Оно означает что догмат содержит в себе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные богословские термины — природа, сущность, энергия, ипостась, лицо в учении о Пресвятой Троице.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия.
Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений, вероучительных истин), принимаемых всей полнотой православной церкви. Термин «Догмат» имеет дохрис

Цель, задачи и методология догматического богословия как науки. Понятие догматиче­ской системы.
Задача догматической науки — служить единению человека с Богом, приобщать человека к вечности. Вторая, не менее важная, тактическая задача догматической науки — это задача чисто историческая, задач

Понятие о Священном Предании. Уровни Священного Предания. Формы Священного Предания.
Понятия о Священном Предании: а) механизм передачи богооткровенной истины во всех формах; б) как источник вероучения, в) как свидетельство вселенской церкви о врученной ей истине (в этом смысле пре

Священное Писание как форма Священного Предания. Полнота новозаветного Открове­ния и развитие догматической науки.
Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его» [8, 5]. Именно из Божественного Откровения почерпается все

Понятие о богопознании. Естественное и сверхъестественное богопознание.
Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог,

Споры о характере и границах богопознания в IV и XIV веках.
IV век: Впервые в христианском богословии вопрос о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитарных споров IV столетия. В 356 году в Александрии выступил А

Апофатическое богословие. Основные апофатические свойства Божии.
Опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответстви

Катафатическое богословие. Две группы катафатических свойств.
Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога нехристианские мистики, но еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях. Священное Писание, в соответствии

Философские представления о безличном Боге. Строгий монотеизм. Их отличия от хри­стианского понимания Бога как Пресвятой Троицы.
Сущность пантеизма (греч. «πάν» — «все» и «Θεός» — «Бог») состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо нао

Священное Писание о единстве и троичности Лиц в Боге. Священное Писание о Божест­венном достоинстве Лиц Пресвятой Троицы.
ТРОИЧНОСТЬ: Берешит бара элогим… Быт. 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Быт. 8, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из

Уничижительные места» Священного Писания. Собственные имена и ипостасные свой­ства Лиц Пресвятой Троицы в Священном Писании
Уничижительные места в основном толкуются как отношения Бога-Отца к Сыну как к человеку. Например, человек не может знать полностью будущее, так и Иисус не мог знать, когда придет конец. Прежде все

Учение о Пресвятой Троице святителя Афанасия Великого. I Вселенский Собор. Ариан­ство. Учение о единосущии Божественных Лиц.
Док­три­на Ария мо­жет быть све­де­на к сле­дую­щим ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям:1. Аб­со­лют­ность мо­нар­хии От­ца. «Бы­ло вре­мя, ко­гда Сы­на не бы­ло», – ут­вер­ждал Арий. 2. Соз

Образ действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру.
Святую Троицу можно созерцать в Ней Самой, что по терминологии отцов и есть в собственном смысле слова «богословие». Но Ее также можно созерцать в Ее отношении к тварному: это есть область «икономи

Понятие о промысле Божием. Действия и виды Божественного промысла. Образы Боже­ственного промышления о мире. Ложные учения о промысле.
Промысл Божий» есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, а возникающее через

Ангелы. Их природа, цели бытия и пути их достижения. Падение злых духов и их дея­тельность в мире. Промысл Божий в отношении злых духов.
Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден, наряду с добрыми ангелами существуют

Первозданное состояние человека. Священническое, пророческое и царское призвание человека. Заповеди.
В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным

Грехопадение и его следствия. Сущность греха. Понятие первородного греха.
Ес­ли и го­во­рит­ся, что че­ло­век был соз­дан со­вер­шен­ным, от­сю­да еще не сле­ду­ет, что пер­во­здан­ное со­стоя­ние че­ло­ве­ка сов­па­да­ло с его ко­неч­ным на­зна­че­ни­ем. По сло­вам св.

Учение о Господе Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке. Отличие Гос­пода Иисуса Христа как человека от потомков Адама.
Евангельское благовестие есть благовестие о сошедшем с небес и пришедшем на землю, воплотившемся и вочеловечившемся Сыне Божием. Вера в Иисуса Христа - что Он есть Сын Божий - представляет твердыню

Докетизм. Его сущность, разновидности и несостоятельность. Аполлинарианство.
В истории богословской мысли существовали ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа. Одной из самых первых по времени появления христологических ересей

Несторианство и монофизитство. Их сущность и несостоятельность.
  Несторианство— христологическое учение, традиционно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431) и осуждённое как ересь на византийском Эфесском с

Моноэнергизм и монофилитство. Их сущность и несостоятельность.
Царствование Ираклия (611-641) совпало с вели­чайшими военными опасностями: с севера им­перии угрожали славяне, которые после паде­ния императора Маврикия почти беспрепят­ственно захватили всю Грец

Учение о ипостасном соединении двух природ во Христе. Ипостась Иисуса Христа как Ипостась Слова. Понятие воипостасного.
  Воипостасное [греч. ἐνυπόστατον, ἐνυποστατικό

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Нему Самому.
Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком. При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2, 8).

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Пресвятой Троице.
Воплотилось именно Второе Лицо Троицы: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14). Не Божество, а именно Слово. Слово в богословском языке св. Иоанн

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Пресвятой Богородице.
Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos). Это наименование является следствием учения о ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, communicatio idiomatum. К

Понятия искупления, спасения и обожения. Библейские и святоотеческие образы искуп­ления.
В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2, 8). Здесь о

Юридическая теория Искупления
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну Искупления в юридически

Нравственная теория Искупления
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это название возникло относительно недавно; первым ввел его в употребление профессор Казанского

Органическая теория
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании кото

Единство Церкви
Экклезиологическое сознание современного христианина христоцентрично. В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом, все остальное обычно забывается,

Святость Церкви
Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяет

Соборность, или кафоличность Церкви
В Пространном Катихизисе говорится, что "Церковь именуется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих

Апостольство Церкви
Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог послал (греч., exapesteilen) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, по

Понятие о таинствах. Действительность и действенность таинств. Отличие таинств от обрядов
Слово «Таинство» (греч. …) имеет несколько значений. Во-первых, Священное Писание усваивает ему глубокую, сокровенную мысль или действие (1 Кор. 13, 2). Во-вторых, им обозначается особое действие П

Таинство Евхаристии. Его установление. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхари­стии. Таинство Евхаристии как Таинство таинств
  Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере (Мф. 26, 26-28, Лк. 22, 19-20). В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя

Таинства Крещения и Миропомазания. Их прообразы, установление, видимые священ­нодействия и невидимая благодатная сторона
Переход через Красное море, истинное освобождение Израиля из египетского рабства, предвещает прежде всего освобождение, совершенное Крещением: Наконец, мы находим прообраз Крещения в перех

Апостолы
Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать вс

Епископы
Епископы являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ. П

Пресвитеры
В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14, 23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех кни

Диаконы
Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о "семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге

Таинства Покаяния и Елеосвящения. Их прообразы, установление, видимые священно­действия и невидимая благодатная сторона.
В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги