Доктринальная история Унии

Формулировка 633 года вызвала большое сопротивление и критику /в ней не видели ни монофизитства, ни православия/ и требовала более ясных богословских разъяснений. С этой целью патриарх Сергий при помощи своего, тогда ещё молодого, помощника, вскоре сменившего его на патриаршем престоле[6] Пирра составил документ, который был издан как государственный закон за подписью императора, который после признается, что он подписал его, не зная содержания, и, отказавшись от него, умрёт в мире с Православной Церковью.[7] Он назывался :Ekqesij и содержал основную монофелитскую доктрину. Наиболее полный и официальный текст Экфесиса сохранился в составе деяний Латеранского Собора 649 года, созванного в Риме св. папой Мартином по инициативе и с участием св. Максима Исповедника. Сейчас Экфесис издан критически.

Идея Экфесиса - дать ясное толкование моноэнергизма. Толкование было построено на том, что две полноценные природы соединились, каждая со своим действием, но «действует Ипостась Христа».[8] Тем самым ипостась Христа переосмысливается как природа. Именно это учение монофелитства будет господствовать на протяжении всей монофелитской унии. После Экфесиса на VI Вселенском Соборе, где Экфесис защищала делегация из Антиохии во главе с патр. Макарием Антиохийским и иеромонахом Сергием, которые изложили таким образом монофелитство.[9] Они не вняли увещаниям и были анафематствованы.

Однако, был и другой вид монофелитства. Византийская империя его не знала, но в материалах VI Вселенского Собора на 16‑м заседании в августе 680 года некий пресвитер выступил с проектом унии монофелитов и диофелитов, заявляя о своём общении с Макарием Антиохийским. Он излагал совершенно другое монофелитство: до смерти Иисус Христос имел две воли (как у православных), а после смерти и Воскресения осталась одна только божественная воля, т.к. вместе с тленным телом Христос отложил от Себя человеческую волю. Отцы Собора спросили его: «что, и патриарх Антиохийский так думает?», и, обозвав его манихеем и анафематствовав, изгнали. Вообще, учение о смене тела Христом восходит к Оригену и, хотя в VI веке все оригенисты анафематствовали Оригена, но традиция сохранилась у протоктистов, в дальнейшем проявив себя в иконоборчестве.

В 638 году умирает патриарх Сергий, и его замещает его ученик Пирр, находившийся на кафедре до смерти имп. Ираклия (641 г.), когда по политическим причинам он был низложен. Затем он посещает в 645 году в Африке св. Максима Исповедника, где у них происходит диспут, от которого сохранилась стенограмма, печатаемая в творениях св. Максима - «Прения с Пирром». Пирр был побежден и принял православие, затем принят в общение св. папой Мартином в Риме. Но в 654 году он становится снова на несколько месяцев патриархом и, «как пёс на свою блевотину» возвращается к монофелитству. В 655 году папа Мартин принял мученическую смерть от императора. Святому Максиму вырвали язык в КП‑ле, отсекли руку и отправили в ссылку в Крым или Абхазию, где он умирает в 660 году. На VI Вселенском Соборе отцы следуют учению св. Максима, но его имя не упоминается, чтобы не возбуждать споров.