рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Борьба с заблуждениями относительно Природ Иисуса Христа.

Борьба с заблуждениями относительно Природ Иисуса Христа. - раздел Религия, Догматическое богословие 3 курс КДА Церковь Всегда Строго Охраняла Правильное Учение О Двух Природах Господа Иису...

Церковь всегда строго охраняла правильное учение о двух природах Господа Иисуса Христа, видя в нем необходимое условие веры, без которого невозможно спасение.

Заблуждения в этой области были разнообразны, но они сводятся к двум группам. В одной видим отрицание или умаление Божества Иисуса Христа, в другой - отрицание или умаление Его человечества.

А) Как было уже сказано в главе о Втором Лице Святой Троицы, дух иудейского неверия в Божество Христа, отрицания Его Божества, отразился в век апостольский в ереси Евиона, по имени которого еретики получили название "евионитов." В третьем веке подобное учение распространял Павел Самосатский, обличенный двумя Антиохийскими соборами. Несколько иным было лжеучение Ария и разных арианских толков 4 столетия. Они считали, что Христос не простой человек, а Сын Божий, но не рожденный, а сотворенный, совершеннейший из всех сотворенных духов. Ересь Ария осуждена на первом вселенском соборе в 325 году, и арианство опровергнуто в подробностях знаменитейшими Отцами Церкви на протяжении 4 и 5 веков.

В 5-м столетии возникла ересь Нестория, который признавал Господа Иисуса Христа лишь "носителем" Божеского начала и потому Пресвятой Деве усвоил именование Христородицы, а не Богородицы. По Несторию, Иисус Христос соединял в Себе два естества, два разных лица, Божеское и человеческое, соприкасающихся, но отдельных, и по рождению был Человек, а не Бог. Главным обличителем Нестория выступил св. Кирилл Александрийский. Несторианство обличено и осуждено третьим вселенским собором.

Б) В заблуждениях другой группы отрицалось или умалялось человечество Иисуса Христа. Первыми еретиками этого рода были докеты, признававшие плоть и материю злым началом, с которым Бог не мог соединиться, потому считавшие Христову плоть мнимой, кажущейся (dokeo - кажусь).

Во времена вселенских соборов неправильно учил о человечестве Спасителя Аполлинарий. Хотя он признавал действительность воплощения Сына Божия в Иисусе Христе, но утверждал, что в Нем человечество было неполное, именно: признавая трехсоставность человеческой природы, он учил, что Христос имел душу и тело человеческие, дух же Его (или "ум") был не человеческий, а Божественный; он и составлял Божественную природу Спасителя, - и он оставил Его в момент крестных страданий. Опровергая эти мудрования, св. Отцы разъясняют, что свободный человеческий дух и составляет основное существо человека; оно то, обладая свободою, и подверглось падению; что было поражено, то и нуждалось в спасении. Поэтому Спаситель, чтобы восстановить падшего человека, Сам обладал этой существенной частью человеческой природы, или, точнее говоря, не только низшей, но и высшей стороной человеческой души. - В 5-ом веке ересью, также умалявшей человечество Христа, была ересь монофизитов. Она возникла в среде александрийских монахов и была противоположностью и реакцией против несторианства, умалявшего Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что в Иисусе Христе начало плоти было поглощено началом Духовным, человеческое - Божественным, и потому признавали во Христе одну природу. Монофизитство, называемое также ересью Евтихия, было отвергнуто на 4-м вселенском, Халкидонском соборе.

Отпрыском отвергнутой ереси монофизитов было учением монофелитов (thelima желание, воля), проводивших мысль, что во Христе одна воля. Исходя из опасения признанием во Христе человеческой воли допустить в Нем два лица, монофелиты признавали во Христе одну волю Божественную. Но, как выяснили Отцы Церкви, такое учение упраздняло самый подвиг спасения человечества Христом, заключавшийся в свободном подчинении воли человеческой воле Божией: не Моя воля, но Твоя да будет, - молился Господь. - По поводу этого заблуждения шестой вселенский собор определил: "исповедывать в едином и том же Христе два естества, Божеское и человеческое, и две естественных воли или хотения в нем... Его человеческое хотение последующее, а не противоречащее или противоборствующее, сильнее же подчиняющеeся его Божественному и Всемогущему хотению."

Оба направления заблуждений, прошедшие в истории древней Церкви, продолжают находить себе пристанище, отчасти в открытом виде, а отчасти в скрытом, в протестантстве последних веков, которое поэтому, главным образом, и уклоняется от признания догматических определений вселенских соборов.

3.Возникновение и употребление термина Θεός

Платон производит Θεόςот θέειν – бежать. Сократ называл θεους – богами. Геродот утверждал, что древние никого из богов не называли по имени, потому что этих имеет не знали, но называли их θεους оттого, что они все предметы располагали в определённом порядке, т.е. от в смысле порядок. Плутарх говорит, что всем богам дано общее наименование Θεόςот двух слов – θεαντός – видимый и от Θεων – бегущий.

Климент Александрийский говорит, что Θεόςназывается от неизменного и постоянного течения благ от Бога. Феофил Александрийский так же о происхождении слова «Бог» придерживался точки зрения Геродота: Θεόςназывается потому, что всё устроено точно, прочно, безопасно.

Григорий Богослов замечает, что Θεόςпроисходит по причине вечного движения мира. Григорий Нисский видет происхождение Θεόςот глагола θέασθαι – видить и говорить: «Именуя Бога Θεός,мы имеем в мысли, что Он надзирает и призирает и проводит тайное. Мы веруем, что Бог всему присущ, всё видит и всё проникает и научившись от Писания, именно эту мысль соединяем с словом Θεός.

Иоанн Дамаскин повторяет словопроизводство отцов до него живших и не останавливается ни на одном из них. Он говорит: Θεόςпроисходит или от θεειν – бежать, потому что Бог всё обтекает и обо всём промышляет или от άιθειν – жечь, потому что Бог есть огонь, поглощающий всякое зло или от θέασθαι – видеть, потому что от Него ничто не сокрыто, Он всё видит. Он видит всё прежде чем стало существовать, представляя в уме Своём».

Святые отцы, таким образом, основываясь на словообразовательных формах классиков давали этим словам смысл, соответствующий чистоте и высоте христианский понятий о Боге.

На основе слова Θεόςап. Павел изобрёл два новых понятия:

Θεοδίδακτος –наученный Богом (1Сол.4,3)

θεοπνευστος- богодухновенный (2Тим.3,16).

Иоанн Златоуст ввёл θεάνθρωπος Богочеловек

Григорий Богослов –θεομβροτος Богочеловек

Андрей Критский θεοβλαστος от Бога прозябший

Климент Римский – θεοβουλητος богоугодный и т.д.

 

Билет 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Догматическое богословие 3 курс КДА

Александрийское богословие Кирилл Александрийский и его Христология Святитель Кирилл еще раз... Гностицизм... течения гностицизма...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Борьба с заблуждениями относительно Природ Иисуса Христа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Догматическое богословие 3 курс КДА
Билет 1 1.Богословские споры относительно термина «Богородица». Несторианство.

Принцип интегральности Личности Иисуса Христа в учениях святых отцов.
На трех вселенских соборах: третьем (Ефесском, против Нестория), четвертом (Халкидонском, против Евтихия) и шестом (Константинопольском 3-м, против монофелитов),- Церковь раскрыла догмат единой ипо

Единство Ипостаси Христовой.
При соединении во Христе Богочеловеке двух естеств, в Нем пребывает одно Лицо, одна Личность, одна Ипостась. Знать это важно потому, что вообще единством личности обусловливается единство сознания

Ипостасное соединение природ во Христе. Общение свойств.
Главной мыслью Халкидонского ороса (451) является указание на соединение двух природ во Христе, которое подчёркивает единство Иисуса с Отцом и человечеством в Его действовании, жизни и бытии. Таким

Принцип перфекционизма Личности Иисуса Христа в учениях святых отцов.
Перфекционизм (от лат. perfectio, род.п. perfectionis — совершенство), в котором смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием; Перфекционизм (от фр.

Проблема монофизитства в догматической системе Льва, папы Римского.
Монофизи́тство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») —

Догматическая система великих Каппадокийцев.
Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология Чтобы раскрыть подлинный смысл термина "омоусиос" понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Васил

Христианский гностицизм I-II веков.
Гностицизм – ересь, в основе которой лежал синкретизм греческой философии, иудейского богословия и восточных религий (буддизма, религия мандейцев) в смеси с христианством. Основой христианского гно

Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского.
Святой Иларий Пиктавийский (ок. 315—367) — епископ и учитель церкви, выдающийся западный теолог. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественнос

Монархианство. Учение о высшем и низшем Христе. Мелхиседекиане.
Монархиане (μονή άρχή единое начало, антитринитаризм – против трёх) отстаивали единство лица Божества, являясь яростными противниками троичн

Хорто-Гарнаковская теория происхождения Константинопольского символа.
Никео-Цареградский символ веры вытеснил все предшествовавшие ему крещальные символы и стал официальным исповеданием у всех христиан. Со времени IV Вселенского Собора этот символ получает всеобщую и

Сущность учения пневматомахов.
Пневматомахи, они же Македониане, Полуариане или Духоборцы - еретическая партия, возникшая примерно в 370 годы, на основании уже исчезающих тогда омиусиан. Омиусиане - считавшие Сы

Диодор Тарсийский.
Одним из первых учителей антиохийской школы, которая развивала учение «Логос-Антропос» был Диодор Тарсийский. Дошло мало его произведений. Обсуждая «рождённую» природу Христа, Диодор выступал проти

Феодор Мапсуэтский.
Феодор Мопсуэтский, ученик Диодора, поддерживая своего учителя, стал на позиции строго разделения природ в Спасителе. Он рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека,

Образы Святой Троицы в Ветхом Завете.
Истина триединства Божия лишь прикровенно выражена в Ветхом Завете, только приоткрыта. Ветхозаветные свидетельства о Троичности раскрываются, уясняются при свете веры христианской. Главные

Учение Павла Самосатского. Отношение соприкосновения.
наивысшего своего развития динамическое монархианство (см. билет 5) получило в трудах Павла Самосадского, антиохийского епископа, который учил: Существует единая Божественная личность и боже

Древние формы крещальных символов веры. Раскрытие в них Троического богословия.
Символ веры, наряду с Никео-Константинопольским принятый Римско-католической Церковью. Провозглашая значимость для постижения «веры всех времен» исторически возникавших Символов веры, католич. Церк

Троичные откровения в Новом Завете.
Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Матф. 28:19 "Итак идите, научите все народы, крестя их во

Монархисты-модалисты. Патрипассиане.
Смысл монархического модализма в том, чтобы показать, что Сущность, Бог — ОДИН, а ипостаси только его несамостоятельные проявления. Монархический модализм характеризуется следующим.

Диодор Тарсийский.
Одним из первых учителей антиохийской школы, которая развивала учение «Логос-Антропос» был Диодор Тарсийский. Диодор выступал против утверждения, что Бог-Слово родился дважды: один раз «прежде всех

Феодор Мапсуэтский.
Феодор Мопсуэтский, ученик Диодора, строго разделял природы в Спасителе. Он рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как Сына Божьего по благодати. Фео

Несторианство.
Наиболее ярким представителем антиохийской школы является Несторий (+451), который, став в 428 г. патриархом Константинополя, заявил, что отказывается именовать Деву Марию – Богородицей,

Кирилл Александрийский и его Христология.
Он ясно различает разные планы природ Христа. Божественный Логос не нуждается в освящении Ду­хом, так как Он Свят по Своей природе. Напротив, плоть и человеческое тело Воплощенного Логоса ста­новят

Учение о Святой Троице в I-III веках.
Слово Τρίας – Троица впервые встречается в диалогах Платона в значении числа три. У LXX и Новом Завете Τρίας вовсе не встречается. Впервые в христи

Кеносис и его богословское обоснование.
КЕНОСИС - слово греческое (κενωσις встреча ется (в глагольной форме) в Св. Писании (Фи лип. 2:7) и у отцов Церкви (напр., у св. Григория Нисс

Исхождение Святого Духа по учению отцов Церкви.
Православная церковь в отношении учения о личном свойстве Святого Духа твердо держалась и держится определения Второго Вселенского собора и сохранила до настоящего времени в полной неприкосновеннос

Главнейшие ереси доникейского периода.
Этот ранний период церковной истории охватывает три века-до Никейского (I Вселенского) Собора. I век обычно называют апостольским. Миссия апп. Павла и Варнавы показала, что для успеха проп

Монтанизм. Учение о продолжении в Церкви откровений и благодатных даров.
Монтанизм, "катафригийская ересь", раннехристианская ересь. Основана в середине II в. во Фригии. Основатель этой ереси был Монтан, бывший языческий жрец, который об

Вероисповедание Халкидоского Собора. Образ соединения двух естеств.
Итак, самая главная часть ороса, из-за которой на пятой сессии проходили самые жаркие споры, звучит так: “Итак, следуя за божественными отцами, мы все единогласно учим исповедывать Одного

Тринитарное богословие IV века.
Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство вроде Евномия, утверждавшие, что Сын, "не подобен" Отцу. Более благочестивые ариане предпочитали говорить, что Сын &quo

Хилиазм и его сущность.
Хилиа́зм (от греч. chilias — тысяча), вера в “тысячелетнее царство” Бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычн

Изложение Христологического догмата св.Флавианом Константинопольским в связи с осуждением учения архимандрита Евтихия.
Флавиан Константинопольский (449). Патриарх Константинопольский с 447 года. В 448 году на поместном соборе он был вынужден рассматривать дело архимандрита Евтихия, обвиненного в ереси. Действительн

Догматическая система святителя Афанасия Александрийского.
Вести полемику с арианством в IV столетии пришлось многим выдающимся православным богословам, отцам Церкви; среди которых особое место занимают святитель Афанасий Александрийский и великие Каппадок

Манес и его учение (манихейство). Понятие о бесстрастном и страждущем Христе.
Манихе́йство — религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне.

Аскетика
Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить

Учение св.Леонтия Византийского в свете полемики с ересями Нестория и Евтихия.
До Пятого Вселенского Собора, Юстиниан всеми силами старался примирить Халкидонских и монофизитских епископов. В поисках нейтрального представителя он случайно наткнулся на оригениста Леонтия Визан

Древние формы крещальных символов веры. Их происхождение и сущность.
До начала IV века "символы", или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией. Поэтому они были весьма многочисленны и изменялись в зависимос

Партия назареев, евионитов и евионитов-гностиков.
Еретические секты первых трех веков христианства отличались от позднейших ересей тем, что в них, как правило, искажался не один какой-нибудь догмат, но противопоставлялись христианству целые систем

Догматическая система Григория Нисского.
Большое значение имеет сочинение святого Григория Нисского "Большое огласительное слово". Оно содержит сорок глав и включает в себя догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Госп

История триадологических движений после IV века.
Для Западной Церкви, со времени Никейского Собора стала характерной несколько иная троичная терминология, чем для Восточной. В философском греческом языке, современном I Вселенскому Собору, не оказ

Кенотическое учение св.Кирилла Александрийского.
КЕНОСИС - слово греческое (κενωσις встреча ется (в глагольной форме) в Св. Писании (Фи лип. 2:7) и у отцов Церкви (напр., у св. Григория Нисского). 1) В

Христологическая направленность VI Вселенского Собора. Борьба с монофелитством.
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые,

Характерные черты догматического учения о Боге-Слове апологетов II века.
Апологеты раннехристианские писатели II-III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христ. веры. Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало

Св. Максим Исповедник и его учение о двух волях.
Учение это было вызвано христологическим спором с монофелитами. Монофелитская ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов, которые более или менее последовательно стремились к у

Полнота восприятия человеческой природы в Сыне Божьем.
Никео-Цареградский Символ веры называет Сына Божия воплотившимся и вочеловечившимся. Свщ. Писание совершенно недвусмысленно говорит нам о реальности человеческой природы Спасителя и его ед

Сущность воплощения.
«В таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога». Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения чел

Влияние Христологического богословия св.Иоанна Дамаскина на решения VII Вселенского Собора.
Собор в 787 ( 7 лет после смерти Дамаскина) Творения преподобного Иоанна Дамаскина 1. «Источник знания», книга, состоящая из трех частей: а) "Диалектики", содержащей изл

Учение Бл. Августина об исхождении Святого Духа и от Сына.
Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается

Кенозис и его богословское обоснование.
КЕНОСИС- слово греческое (κενωσις встреча ется (в глагольной форме) в Св. Писании (Фи лип. 2:7) и у отцов Церкви (напр., у св. Григория Нисского)

Субординационистские взгляды богословской мысли I-III веков.
"Субординационистские" учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, Арианство являлось попыткой рационализировать (Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики»)

Позитивзм и негативизм юридической теории искупления.
Положительные стороны юридической теории Во-первых, в этой теории однозначно заявляется невозможность для человека спастись своими собственными силами. Во-вторых, указывает

ИРИНЕЙ, ТЕРТУЛЛИАН, ИППОЛИТ
Святой Ириней Лионский — один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века Сочинения Иринея против гностиков имеют большое значение и особе

Православное учение о воплощении Сына Божьего.
«в таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога». Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения чел

Святоотеческое учение о communication idiomatum.
Общение свойств (communicatio idiomatum) с греческого звучит как взаимозамена или взаимоперемещение именований введено в богословие Григорием Нисским, где в одном из своих богословских писем он ска

Православное учение о Лице Искупителе.
Итогом деятельности православных богословов середины VI века, учение которых нашло свое выражение в решениях V Вселенского Собора 553 года, является безусловное признание во Христе двух совершенных

Значение Воскресения Христа.
Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Госпо

Цель и сущность воплощения Сына Божьего.
«В таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога». Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения чел

Диодор Тарсийский.
Одним из первых учителей антиохийской школы, которая развивала учение «Логос-Антропос» был Диодор Тарсийский. Диодор выступал против утверждения, что Бог-Слово родился дважды: один раз «прежде всех

Феодор Мапсуэтский.
Феодор Мопсуэтский, ученик Диодора, строго разделял природы в Спасителе. Он рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как Сына Божьего по благодати. Фео

Несторианство.
Наиболее ярким представителем антиохийской школы является Несторий (+451), который, став в 428 г. патриархом Константинополя, заявил, что отказывается именовать Деву Марию – Богородицей,

Юридическая теория искупления и ее отражение в русской богословской науке.
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну Искупления в юридически

Сущность богословских взглядов консервативного крыла к Никейскому символу.
Весь смысл Никейского догматического деяния, "догмата 318 святых отцов", - сжать в двух словах: ομοουσιος и εκ της &#

Нравственная теория искупления.
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это название возникло относительно недавно; первым ввел его в употребление профессор Казанского

Теология двух воль во Христе.
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые,

Святоотеческое обоснование догмата искупления.
Догмат искупления - центральный догмат христианства. Христос есть Искупитель и Спаситель рода человеческого. Вся предыдущая история человечества, по ясному изображению ветхозаветных Писаний, есть п

Библейские и святоотеческие образы Искупления
Посредством образов отцы Церкви пытались приоткрыть нам тайну Искупления. Прежде всего это образ юридический, что вполне естественно, так как само слово "искупление" заимствовано из юриди

Общение свойств (communication idiomatum) Божеских и человеческих в Лице Спасителя.
Общение свойств (communicatio idiomatum) с греческого звучит как взаимозамена или взаимоперемещение именований введено в богословие Григорием Нисским, где в одном из своих богословских писем он ска

Кирилл Александрийский и его Христология.
Он ясно различает разные планы природ Христа. Божественный Логос не нуждается в освящении Ду­хом, так как Он Свят по Своей природе. Напротив, плоть и человеческое тело Воплощенного Логоса ста­новят

Понятие об искуплении в свете данных Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.
В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2, 8). Здесь о спасении говорится как о чем-то уж

Значение христологического богословия в Православной Церкви.
Христологическе споры первых четырех веков показывает, что принятие терминов, заимствованных из эллинской философии, с одной стороны, диктовалось необходимостью защиты христианского вероучения, а с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги