рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность богословских взглядов консервативного крыла к Никейскому символу.

Сущность богословских взглядов консервативного крыла к Никейскому символу. - раздел Религия, Догматическое богословие 3 курс КДА Весь Смысл Никейского Догматического Деяния, "догмата 318 Святых Отцов&q...

Весь смысл Никейского догматического деяния, "догмата 318 святых отцов", - сжать в двух словах: ομοουσιος и εκ της ουσιας - Единосущный и "из сущности". В употреблении этих выражений сказалась учителеская власть Церкви. По сообщению Евсевия Кесарийского, эти выражения подвергались на соборе "тщательному исследованию", - "по этому поводу были даваемы вопросы и ответы, и смысл слов был тщательно рассмотрен". Возможно, что термин "единосущный" был предложен на собор Осием, который, как говорит св. Афанасий, "изложил веру в Никее". Если верить Филосторгию, еще по пути в Никею св. Александр и Осий решили остановиться на слове ομοουσιος. Для Запада этот термин или вернее его латинский аналог был привычным выражением. В троичном богословии здесь держались Тертуллиана с его определением: tres unius substantiae. По-гречески это нужно было перевести как раз через ομοουσιος. О "единой сущности" и "об общей по сущности" (communio substantiae ad Patrem) во святой Троице говорил и Новациан.

Вокруг Никейского вероопределения вскоре после собора возгорелся напряженный богословский спор. С историко-догматической стороны не представляют интереса те политические, общественные и личные мотивы, которые осложняли его и сообщали ему чрезмерную остроту и страстность. Для спора было достаточно и собственно богословских оснований. Очень многих смущал Никейский образ выражения, - непривычный и, казалось, неточный. При тогдашнем словоупотреблении Никейская формула не выражала, казалось, с достаточной силой и четкостью ипостасного отличая и особенности Сына-Слова. К этому присоединялся соблазн Маркеллианства, к которому никейцы и сам Афанасий отнеслись, быть может, с излишней мягкостью. С догматической стороны состав так называемой "антиникейской оппозиции" был пестрым. С количественной стороны в ней преобладали консервативные епископы Востока, воздерживавшиеся от Никейского словоупотребления во имя прежних и привычных выражений церковного предания. Их объединяла вместе с тем антисавеллианская подозрительность. Активное преобладание принадлежало "Евсевианам", как называл их св. Афанасий, - они твердо держались за Оригена и его суббординатизм, и сознательно отвергали никейский язык и Никейскую веру. К ним примыкали уже действительные, но таившиеся до времени еретики. По рассказу Сократа, сделав слово "единосущный" предметом своих бесед и исследований, епископы возбудили между собою междоусобную войну, и эта война "ничем не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую". Одни уклонялись от слова "единосущный", полагая, что принимающие его вводят ересь Савелия, и потому называли их хулителями, как бы отрицающими личное бытие Сына Божия. Другие, - защищавшие единосущие, - думали, что противники их вводят многобожие, и отвращались от них, как от вводителей язычества". В страхе перед мнимым савеллианством консервативные антиникейцы становились до беспечности неосторожны в отношении к арианам. Отгораживаясь от них общими и недостаточно ясными анафематствованиями, они старались новыми определениями заменить "никейскую веру". Отсюда "лабиринт вероопределений", как выражается Сократ. Нет надобности следить за подробностями этих споров. Достаточно подчеркнуть основные мотивы. Во-первых, во всех вероопределениях этого времени бросается в глаза намеренное воздержание от никейской терминологии. Во-вторых, основной задачей становится раскрытие учения о различии и раздельности ипостасей; уже во второй антиохийской формуле (341 года) встречается выражение: три ипостаси, которому противопоставлено слишком слабое: "одно по согласию". - В итоге долгой и смутной борьбы, запутанной насилием Кесарей, лукавством, двуличием и предательством, оказалось, что никакой символ, кроме Никейского, не может быть достаточным для выражения и ограждения подлинной православной веры. В этом смысле св. Афанасий называл Никейский символ "написанием истины". Он зорко провидел, что раздор и смута не прекратятся, пока "антиникейцы" не придут в себя и не скажут: "Восстав, пойдем ко отцам своим и скажем им: "анафематствуем арианскую ересь и признаем собор Никейский". Св. Афанасий ясно видел опасность богословского противления против Никейских выражений. В обстановке арианских соблазнов оно под видом савеллианства колебало православие. Старые и староподобные богословские системы оказывались двусмысленными. Новую и твердую систему можно было построить только на Никейском основании, то есть только исходя из понятия "единосущия", по которому нужно было перестроить и наладить весь логический состав богословия. И прежде всего предстояло раскрыть Никейскую веру в ее предпосылках и выводах, - в этом состояло богословское деяние св. Афанасия.

Недовершенное исполнили великие Каппадокийцы, и это было опять связано с терминологическим новотворением. Различение понятий "сущности" и "ипостаси" и точное определение ипостасных признаков и свойств придали системе троического богословия законченность и гибкость.

К середине 60-х годов неосторожная и неосмотрительная борьба против никейского словоупотребления подготовила внешнюю победу и рецидив крайнего арианства. Внешним признаком этой победы была так называемая вторая Сирмийская формула (357), - "богохульство Осия и Потамия", как называет ее Иларий. Это была властная и дерзкая попытка снять вопрос с обсуждения и объявить его порешенным. Вся сила этого "арианского вероломства", внушенного не искренними догматическими мотивами, но тактикой приспособления, сводится к запрету Никейских выражений, как чуждых Писанию, "непонятных народу", и вообще превышающих меру человеческого ведения и разумения. Кафолическое учение сводится здесь к исповеданию "двух лиц" (но не двух Богов), при чем Отец есть больший по чести, достоинству, Божеству и самому имени Отца, а Сын подчинен Ему со всем, что Отец подчинил Ему. - Однако, эта попытка замолчать спорный вопрос оказалась бесплодной. Борьба вскоре разгорелась с новой остротой. В 356 году начал в Александрии проповедь "аномейства" ("неподобничества") Аэций и сумел здесь образовать кружок учеников. Вскоре он перебрался в Антиохию. Его проповедь имела значительный успех, который был закреплен его учеником Евномием. Аэций, по выражению Созомена, "был силен в искусстве умозаключений и опытен в словопрении". "С утра и до вечера он сидел над занятиями" - говорит о нем св. Епифаний, - "стараясь составлять определения о Боге посредством геометрии и фигур". Догматика превращалась для него в игру и диалектику понятий, и он тщеславился, что "знает Бога так хорошо, как не знаете и самого себя". Евномий придал его диалектике логическую строгость и законченность. Евномий исходил из понятий об Отце, как "бесконечно единственном Боге", "из одной сущности не преобразующегося в три ипостаси" и "не имеющего общника в Божестве". Основным и "существенным", и при том положительным определением Бога является Его нерожденность αγεννησια, и потому сущность Божия безусловно несообщима никому. Поэтому невозможно "единосущное" рождение Сына, рождение "из сущности" Отца, ибо это означало бы разделение или разложение простого и неизменяемого. По той же причине невозможна тройственность ипостасей, которая нарушила бы единичность и единственность Бога. Поэтому Сын "иносущен" и "неподобен" Отцу, - всякое сравнение или сравнимость не совместима с единственностью превосходящего все Отца. Сын есть тварь и не существовал прежде своего возникновения. Впрочем, для Евномия понятия "рождения" и "творения" совпадают. Из ряда всех тварей Сын выделяется тем, что он есть непосредственное создание Отца, тогда как все прочие (включая и Духа Святого) созидаются уже косвенно через Сына. В виду этого Сын подобен Отцу "преимущественным подобием", как совершенное произведение носит на себе отображение художника и есть образ и печать Вседержительной энергии или воли... Пред лицом этого возродившегося строгого арианства шаткие формулы противников "никейской веры" сразу разоблачились в своей непригодности. Среди православной части антиникейцев началась тревога. Она воплотилась, прежде всего, в движении так называемых "омиусиан", сосредоточивавшемся вокруг Василия Анкирского. Впервые омиусианское учение было выражено на Анкирском соборе 358 года. Отцы Анкирского собора заявляли, что "хотят возможно тщательно изъяснить веру кафолической Церкви", но вместе с тем внести в ее изложение "нечто свое". Это новое или свое сводится к понятию родства или родственного единения Единородного и Отца (γνησια). Это было смягченное единосущие. Таким образом, внимание анкирских отцов направляется не на подчеркивание раздельности и различия, а на раскрытие общности и единства. Подчеркивая таинственность сыновства, Василий Анкирский (он по-видимому был единоличным автором догматического "Послания" Анкирского собора) разъясняет отличие "рождающей энергии" Отца от его "творящей энергии". В рождении проявляется не только воля и власть Отца, но и Его "сущность". Для рождения существенно подобие по сущности, - быть отцом вообще значить быть отцом "подобной сущности". С другой стороны, Василий Анкирский старается обосновать "ипостасность", т. е. самостоятельное существование Божественных лиц. Сына нужно мыслить "самостоятельной "ипостасью", подчеркивает он, - "иным от Отца". Именем "ипостаси", присоединенным к имени "лица", омиуссианские богословы, по их позднейшему объяснению, хотели выразить "самостоятельность и действительно существующие свойства" Отца, Сына и Духа, во избежание Савеллианского модализма. Без полной отчетливости здесь вводится различение понятий "сущности" и "ипостаси", - "ипостась" понимается, как "сущность", мыслимая со стороны ее своеобразия. "Своеобразие" Второго Лица при этом усматривается в Его Сыновстве, в рождаемости от Отца. Единство Лиц обозначается общим именем "Духа". В целом эта богословская схема вполне исключает арианский образ мыслей, хотя омиусиане и ослабили ее смысл анафематизмом против "единосущия", понимаемого, впрочем, в смысле тождественности Отца Сыну. Во всяком случае аномиями и соглашателями омиусианское вероизложение (III Сирмийская формула 358 года) было встречено с противлением и враждою. Под насилием и давлением омиусиане согласились заменить выражение "подобосущный", ομοιουσιος двусмысленным "подобный во всем", ομοιος κατά παντα, хотя при подписании так называемой "датированной веры" Василий Анкирский и сделал оговорку о смысле "подобия по всему", - "то есть не хотением только, но и ипостасью, и бытием", - и присоединил анафему на тех, кто ограничивает подобие "чем либо одним". Сама по себе эта "датированная вера" (IV-ая Сирмийская формула 359 года) повторяла прежние изложения; но к ней было присоединено особое запрещение употреблять о Боге именование "сущность", которого нет в Писании и которое порождает соблазн в народе. На Константинопольском соборе 361 года в новом вероизложении было опущено пояснительное κατά παντα и рождение Сына объявлено недоступным разумению. Повторено было запрещение и на термин: ουσια и прибавлено запрещение и на термин: υποστασις. Таким образом, от противного неправославные группы свидетельствовали о православном уклоне омиусианских формул. Защитники Никейской веры давали им ту же оценку. Сосланный на Восток за борьбу с арианством в Галлии, епископ Пиктавийский Иларий в появлении омиусиан и в Анкирском соборе видел свет среди тьмы и луч надежды, - "подобосущие" в его истолковании означает то же, что и Никейское "единосущие", - единство рода, но не лица. И сам св. Афанасий в своем сочинении "о соборах" признавал, что "с людьми, подобными Василию (Анкирскому), не нужно обходиться как с врагами, а следует считать их братьями, которые разнятся от нас только одним словом, но мыслят так же, как и мы". Ибо "подобосущие" расплывчатое и недостаточное само по себе, с оговоркой о рождении "из сущности" равносильно "единосущию" в Никейском смысле. Термин "подобный по всему" встречался еще у св. Александра, на "подобие" указывал раньше и сам св. Афанасий в разъяснение "единосущия". Этому не мешала филологическая нескладность термина "подобосущный", - в собственном смысле, как указывал еще Аристотель, "подобие", относится к "качествам" или свойствам предметов, но не к "сущности". При единстве сущности нужно сказывать не подобие, а тождество. На это указывал и св. Афанасий. Но по смыслу при надлежащих пояснениях "подобосущие" так относится к "единосущию, как признание "одинаковой" сущности к признанию "одной", - в первом случае как будто резче подчеркнут момент раздельности сравниваемых. На Александрийском соборе 362 года, состоявшемся под председательством св. Афанасия, снова был подвергнут обсуждению вопрос о смысле понятий: ουσια и υποστασις. В итоге напряженного разбора было признано, что одна и та же православная истина исповедуется и теми, кто говорит об "одной ипостаси" в смысле "единой сущности" и "тождества природы", и теми, кто учит о "трех "ипостасях", но об "одном начале", с тем, чтобы выразить ведение Троицы, "не по имени только, но истинно сущей и пребывающей". После Александрийского собора речения "единосущный" и даже "из сущности Отца" входят в богослужебное употребление во многих церквах Востока (в Лаодикии, Антиохии, Каппадокии и др.). И вместе с тем утверждается различение понятий и терминов ουσια и υποστασις как общего и частного. В обосновании и раскрытии этого нового словоупотребления заключается историко-догматическое деяние и подвиг великих Каппадокийцев, - "троицы, славившей Троицу". С тех пор входит и утверждается в общецерковном употреблении формула: единое существо и три ипостаси, - μια ουσια, τρεις υποστασις. Неожиданным образом потребовалось не мало времени и труда для того, чтобы доказать Западу правомерность этого слововыражения, и его совпадения по смыслу со старинным западным: tres personae. Как говорил св. Григорий Богослов, "западные по бедности своего языка и по недостатку наименований не могут различать сущности и ипостаси", равно обозначая по латыни и то и другое как: substantia. В признании трех ипостасей западным чудился тритеизм, исповедание трех сущностей или трех богов. С другой стороны, для восточных и в частности для Василия Великого в выражении "три лица", - и по-гречески и по-латыни, - оставалась опасная двусмысленность. Античный мир не знал тайны личного бытия. И в древних языках не было слова, которое точно обозначало бы личность. Греческое προσωπον означало скорее личину, нежели лицо, - и к тому же на нем лежала Савеллианская тень. Поэтому Василий Великий считал недостаточным и опасным говорить о "трех лицах", а не о "трех ипостасях", - для него это звучало слишком слабо. И тоже нужно сказать о латинском: pesrona. В 70-ых годах блж. Иеронима в Антиохии зазирали о вере из-за его нежелания исповедать "три ипостаси", а он со своей стороны устрашался этого нововведения о "трех субстанциях", противопоставляя ему исповедание одной субстанции и трех лиц. Только после творений св. Григория Богослова (отождествлявшего понятия: ипостась и лицо) и после Второго Вселенского Собора было достигнуто согласование богословского языка Востока и Запада.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Догматическое богословие 3 курс КДА

Александрийское богословие Кирилл Александрийский и его Христология Святитель Кирилл еще раз... Гностицизм... течения гностицизма...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность богословских взглядов консервативного крыла к Никейскому символу.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Догматическое богословие 3 курс КДА
Билет 1 1.Богословские споры относительно термина «Богородица». Несторианство.

Принцип интегральности Личности Иисуса Христа в учениях святых отцов.
На трех вселенских соборах: третьем (Ефесском, против Нестория), четвертом (Халкидонском, против Евтихия) и шестом (Константинопольском 3-м, против монофелитов),- Церковь раскрыла догмат единой ипо

Единство Ипостаси Христовой.
При соединении во Христе Богочеловеке двух естеств, в Нем пребывает одно Лицо, одна Личность, одна Ипостась. Знать это важно потому, что вообще единством личности обусловливается единство сознания

Борьба с заблуждениями относительно Природ Иисуса Христа.
Церковь всегда строго охраняла правильное учение о двух природах Господа Иисуса Христа, видя в нем необходимое условие веры, без которого невозможно спасение. Заблуждения в этой области бы

Ипостасное соединение природ во Христе. Общение свойств.
Главной мыслью Халкидонского ороса (451) является указание на соединение двух природ во Христе, которое подчёркивает единство Иисуса с Отцом и человечеством в Его действовании, жизни и бытии. Таким

Принцип перфекционизма Личности Иисуса Христа в учениях святых отцов.
Перфекционизм (от лат. perfectio, род.п. perfectionis — совершенство), в котором смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием; Перфекционизм (от фр.

Проблема монофизитства в догматической системе Льва, папы Римского.
Монофизи́тство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») —

Догматическая система великих Каппадокийцев.
Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология Чтобы раскрыть подлинный смысл термина "омоусиос" понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Васил

Христианский гностицизм I-II веков.
Гностицизм – ересь, в основе которой лежал синкретизм греческой философии, иудейского богословия и восточных религий (буддизма, религия мандейцев) в смеси с христианством. Основой христианского гно

Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского.
Святой Иларий Пиктавийский (ок. 315—367) — епископ и учитель церкви, выдающийся западный теолог. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественнос

Монархианство. Учение о высшем и низшем Христе. Мелхиседекиане.
Монархиане (μονή άρχή единое начало, антитринитаризм – против трёх) отстаивали единство лица Божества, являясь яростными противниками троичн

Хорто-Гарнаковская теория происхождения Константинопольского символа.
Никео-Цареградский символ веры вытеснил все предшествовавшие ему крещальные символы и стал официальным исповеданием у всех христиан. Со времени IV Вселенского Собора этот символ получает всеобщую и

Сущность учения пневматомахов.
Пневматомахи, они же Македониане, Полуариане или Духоборцы - еретическая партия, возникшая примерно в 370 годы, на основании уже исчезающих тогда омиусиан. Омиусиане - считавшие Сы

Диодор Тарсийский.
Одним из первых учителей антиохийской школы, которая развивала учение «Логос-Антропос» был Диодор Тарсийский. Дошло мало его произведений. Обсуждая «рождённую» природу Христа, Диодор выступал проти

Феодор Мапсуэтский.
Феодор Мопсуэтский, ученик Диодора, поддерживая своего учителя, стал на позиции строго разделения природ в Спасителе. Он рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека,

Образы Святой Троицы в Ветхом Завете.
Истина триединства Божия лишь прикровенно выражена в Ветхом Завете, только приоткрыта. Ветхозаветные свидетельства о Троичности раскрываются, уясняются при свете веры христианской. Главные

Учение Павла Самосатского. Отношение соприкосновения.
наивысшего своего развития динамическое монархианство (см. билет 5) получило в трудах Павла Самосадского, антиохийского епископа, который учил: Существует единая Божественная личность и боже

Древние формы крещальных символов веры. Раскрытие в них Троического богословия.
Символ веры, наряду с Никео-Константинопольским принятый Римско-католической Церковью. Провозглашая значимость для постижения «веры всех времен» исторически возникавших Символов веры, католич. Церк

Троичные откровения в Новом Завете.
Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Матф. 28:19 "Итак идите, научите все народы, крестя их во

Монархисты-модалисты. Патрипассиане.
Смысл монархического модализма в том, чтобы показать, что Сущность, Бог — ОДИН, а ипостаси только его несамостоятельные проявления. Монархический модализм характеризуется следующим.

Диодор Тарсийский.
Одним из первых учителей антиохийской школы, которая развивала учение «Логос-Антропос» был Диодор Тарсийский. Диодор выступал против утверждения, что Бог-Слово родился дважды: один раз «прежде всех

Феодор Мапсуэтский.
Феодор Мопсуэтский, ученик Диодора, строго разделял природы в Спасителе. Он рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как Сына Божьего по благодати. Фео

Несторианство.
Наиболее ярким представителем антиохийской школы является Несторий (+451), который, став в 428 г. патриархом Константинополя, заявил, что отказывается именовать Деву Марию – Богородицей,

Кирилл Александрийский и его Христология.
Он ясно различает разные планы природ Христа. Божественный Логос не нуждается в освящении Ду­хом, так как Он Свят по Своей природе. Напротив, плоть и человеческое тело Воплощенного Логоса ста­новят

Учение о Святой Троице в I-III веках.
Слово Τρίας – Троица впервые встречается в диалогах Платона в значении числа три. У LXX и Новом Завете Τρίας вовсе не встречается. Впервые в христи

Кеносис и его богословское обоснование.
КЕНОСИС - слово греческое (κενωσις встреча ется (в глагольной форме) в Св. Писании (Фи лип. 2:7) и у отцов Церкви (напр., у св. Григория Нисс

Исхождение Святого Духа по учению отцов Церкви.
Православная церковь в отношении учения о личном свойстве Святого Духа твердо держалась и держится определения Второго Вселенского собора и сохранила до настоящего времени в полной неприкосновеннос

Главнейшие ереси доникейского периода.
Этот ранний период церковной истории охватывает три века-до Никейского (I Вселенского) Собора. I век обычно называют апостольским. Миссия апп. Павла и Варнавы показала, что для успеха проп

Монтанизм. Учение о продолжении в Церкви откровений и благодатных даров.
Монтанизм, "катафригийская ересь", раннехристианская ересь. Основана в середине II в. во Фригии. Основатель этой ереси был Монтан, бывший языческий жрец, который об

Вероисповедание Халкидоского Собора. Образ соединения двух естеств.
Итак, самая главная часть ороса, из-за которой на пятой сессии проходили самые жаркие споры, звучит так: “Итак, следуя за божественными отцами, мы все единогласно учим исповедывать Одного

Тринитарное богословие IV века.
Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство вроде Евномия, утверждавшие, что Сын, "не подобен" Отцу. Более благочестивые ариане предпочитали говорить, что Сын &quo

Хилиазм и его сущность.
Хилиа́зм (от греч. chilias — тысяча), вера в “тысячелетнее царство” Бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычн

Изложение Христологического догмата св.Флавианом Константинопольским в связи с осуждением учения архимандрита Евтихия.
Флавиан Константинопольский (449). Патриарх Константинопольский с 447 года. В 448 году на поместном соборе он был вынужден рассматривать дело архимандрита Евтихия, обвиненного в ереси. Действительн

Догматическая система святителя Афанасия Александрийского.
Вести полемику с арианством в IV столетии пришлось многим выдающимся православным богословам, отцам Церкви; среди которых особое место занимают святитель Афанасий Александрийский и великие Каппадок

Манес и его учение (манихейство). Понятие о бесстрастном и страждущем Христе.
Манихе́йство — религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне.

Аскетика
Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить

Учение св.Леонтия Византийского в свете полемики с ересями Нестория и Евтихия.
До Пятого Вселенского Собора, Юстиниан всеми силами старался примирить Халкидонских и монофизитских епископов. В поисках нейтрального представителя он случайно наткнулся на оригениста Леонтия Визан

Древние формы крещальных символов веры. Их происхождение и сущность.
До начала IV века "символы", или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией. Поэтому они были весьма многочисленны и изменялись в зависимос

Партия назареев, евионитов и евионитов-гностиков.
Еретические секты первых трех веков христианства отличались от позднейших ересей тем, что в них, как правило, искажался не один какой-нибудь догмат, но противопоставлялись христианству целые систем

Догматическая система Григория Нисского.
Большое значение имеет сочинение святого Григория Нисского "Большое огласительное слово". Оно содержит сорок глав и включает в себя догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Госп

История триадологических движений после IV века.
Для Западной Церкви, со времени Никейского Собора стала характерной несколько иная троичная терминология, чем для Восточной. В философском греческом языке, современном I Вселенскому Собору, не оказ

Кенотическое учение св.Кирилла Александрийского.
КЕНОСИС - слово греческое (κενωσις встреча ется (в глагольной форме) в Св. Писании (Фи лип. 2:7) и у отцов Церкви (напр., у св. Григория Нисского). 1) В

Христологическая направленность VI Вселенского Собора. Борьба с монофелитством.
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые,

Характерные черты догматического учения о Боге-Слове апологетов II века.
Апологеты раннехристианские писатели II-III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христ. веры. Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало

Св. Максим Исповедник и его учение о двух волях.
Учение это было вызвано христологическим спором с монофелитами. Монофелитская ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов, которые более или менее последовательно стремились к у

Полнота восприятия человеческой природы в Сыне Божьем.
Никео-Цареградский Символ веры называет Сына Божия воплотившимся и вочеловечившимся. Свщ. Писание совершенно недвусмысленно говорит нам о реальности человеческой природы Спасителя и его ед

Сущность воплощения.
«В таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога». Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения чел

Влияние Христологического богословия св.Иоанна Дамаскина на решения VII Вселенского Собора.
Собор в 787 ( 7 лет после смерти Дамаскина) Творения преподобного Иоанна Дамаскина 1. «Источник знания», книга, состоящая из трех частей: а) "Диалектики", содержащей изл

Учение Бл. Августина об исхождении Святого Духа и от Сына.
Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается

Кенозис и его богословское обоснование.
КЕНОСИС- слово греческое (κενωσις встреча ется (в глагольной форме) в Св. Писании (Фи лип. 2:7) и у отцов Церкви (напр., у св. Григория Нисского)

Субординационистские взгляды богословской мысли I-III веков.
"Субординационистские" учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, Арианство являлось попыткой рационализировать (Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики»)

Позитивзм и негативизм юридической теории искупления.
Положительные стороны юридической теории Во-первых, в этой теории однозначно заявляется невозможность для человека спастись своими собственными силами. Во-вторых, указывает

ИРИНЕЙ, ТЕРТУЛЛИАН, ИППОЛИТ
Святой Ириней Лионский — один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века Сочинения Иринея против гностиков имеют большое значение и особе

Православное учение о воплощении Сына Божьего.
«в таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога». Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения чел

Святоотеческое учение о communication idiomatum.
Общение свойств (communicatio idiomatum) с греческого звучит как взаимозамена или взаимоперемещение именований введено в богословие Григорием Нисским, где в одном из своих богословских писем он ска

Православное учение о Лице Искупителе.
Итогом деятельности православных богословов середины VI века, учение которых нашло свое выражение в решениях V Вселенского Собора 553 года, является безусловное признание во Христе двух совершенных

Значение Воскресения Христа.
Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Госпо

Цель и сущность воплощения Сына Божьего.
«В таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога». Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения чел

Диодор Тарсийский.
Одним из первых учителей антиохийской школы, которая развивала учение «Логос-Антропос» был Диодор Тарсийский. Диодор выступал против утверждения, что Бог-Слово родился дважды: один раз «прежде всех

Феодор Мапсуэтский.
Феодор Мопсуэтский, ученик Диодора, строго разделял природы в Спасителе. Он рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как Сына Божьего по благодати. Фео

Несторианство.
Наиболее ярким представителем антиохийской школы является Несторий (+451), который, став в 428 г. патриархом Константинополя, заявил, что отказывается именовать Деву Марию – Богородицей,

Юридическая теория искупления и ее отражение в русской богословской науке.
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну Искупления в юридически

Нравственная теория искупления.
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это название возникло относительно недавно; первым ввел его в употребление профессор Казанского

Теология двух воль во Христе.
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые,

Святоотеческое обоснование догмата искупления.
Догмат искупления - центральный догмат христианства. Христос есть Искупитель и Спаситель рода человеческого. Вся предыдущая история человечества, по ясному изображению ветхозаветных Писаний, есть п

Библейские и святоотеческие образы Искупления
Посредством образов отцы Церкви пытались приоткрыть нам тайну Искупления. Прежде всего это образ юридический, что вполне естественно, так как само слово "искупление" заимствовано из юриди

Общение свойств (communication idiomatum) Божеских и человеческих в Лице Спасителя.
Общение свойств (communicatio idiomatum) с греческого звучит как взаимозамена или взаимоперемещение именований введено в богословие Григорием Нисским, где в одном из своих богословских писем он ска

Кирилл Александрийский и его Христология.
Он ясно различает разные планы природ Христа. Божественный Логос не нуждается в освящении Ду­хом, так как Он Свят по Своей природе. Напротив, плоть и человеческое тело Воплощенного Логоса ста­новят

Понятие об искуплении в свете данных Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.
В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2, 8). Здесь о спасении говорится как о чем-то уж

Значение христологического богословия в Православной Церкви.
Христологическе споры первых четырех веков показывает, что принятие терминов, заимствованных из эллинской философии, с одной стороны, диктовалось необходимостью защиты христианского вероучения, а с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги