рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Базельский собор 1431-1443 гг.

Базельский собор 1431-1443 гг. - Лекция, раздел Религия, Курс лекций по Сравнительному богословию Во Исполнение Решений Констанцкого Собора Через 5 Лет, В 1423 Г. Собрался Пав...

Во исполнение решений Констанцкого собора через 5 лет, в 1423 г. собрался Павийско-Сиенский собор. Но, прежде чем собор осуществил какие-либо реформы, он был распущен папой Мартином V. В Италии была в то время эпидемия чумы, по причине которой многие разъехались. Сам папа стал противиться констанцкой тенденции превратить всеобщий собор в периодически собираемый орган церковного управления. Само слово "собор" вызывало у папы отвращение.

Затем, после семилетнего промежутка (по констанцкому решению) был созван Базельский собор, который проходил с февраля 1431 по 1443 гг. Председателем собора Мартин V назначил кардинала Джулиано Цезарини, юриста, богослова и, казалось, сторонника реформ.

Вскоре (в феврале же) умер папа Мартин V. Новый папа Евгений IV (1432-1447 гг.) при вступлении на престол дал клятвенное обещание, что будет уважать констанцкие решения, что реформа РКЦ во главе и членах будет осуществлена папой вместе с собором, что собор будет пользоваться полной свободой, и папа не перенесет его в другое место.

Заседания начались в марте 1431 г. в Базеле (современная Швейцария). Собор объявил себя Вселенским. Свою работу собор начал с подтверждения решений Констанцкого собора о периодичности созыва соборов. Евгений IV вскоре занял враждебную позицию по отношению к собору. Предполагается, что это вызвано переговорами участников собора с гуситами о возможных реформах.

На соборе присутствовали епископ Николай Кузанский, кардинал Людовик де Алеман - архиепископ Армский (причислен к лику блаженных в РКЦ, а собор сейчас считается схизматическим).

В ноябре 1431 г. папа в нарушение своего обещания дал указание кардиналу Цезарини объявить собор распущенным, чтобы через некоторое время возобновить заседания в Болоньи. Цезарини не выполняет указания папы. Тогда сам папа объявляет о роспуске собора, но собор, игнорируя слова папы, продолжает работу.

15 февраля 1432 г. собор определился с тем, что он имеет власть непосредственно от Иисуса Христа, и всякий, даже папа, должен повиноваться ему в вопросах веры и в преобразовании церкви во главе и в членах: "Неповинующиеся, не исключая и папы, должны будут подвергнуться наказанию". Это решение поддержали университеты Европы, духовенство ряда стран. Сдался и сам папа, против которого в это время взбунтовалась и папская область. Папа отменил свое решение и согласился на продолжение заседаний собора.

Но это был тактический шаг. В августе 1432 г. на собор прибыли папские представители, завязавшие полемику о неподсудимости папы и его юридической власти над церковью. Участники собора возражали легатам, что папа есть лишь служебная глава церкви, и решительно заявили, что собор не потерпит отмены констанцких решений.

27 апреля 1433 г. собор принимает ряд постановлений, аналогичных констанцким решениям, о превосходящей власти собора, о праве собора судить и низлагать папу.

Тогда 13 сентября 1433 г. папа выступил против собора с особой буллой. В ответ участники собора поставили вопрос о суде над папой, установив срок явки папы на собор. Евгений IV пошел на уступки, отменив 15 декабря решение о роспуске собора, и подтвердил законность соборных деяний. Удовлетворившись этим, собор в феврале 1434 г. заявил о восстановлении мирных отношений с папой. И два года папа больше не пытался распустить собор.

За эти годы собор принял ряд решений об упорядочении церковной жизни, о проведении поместных (провинциальных) соборов и епархиальных собраний, об искоренении пороков среди духовенства, о тексте папской присяги (включен пункт о подтверждении папами констанцких решений), о финансовом распределении в РКЦ (отмена аннатов).

Когда появились финансовые ограничения доходов Римской курии, последовал протест с ее стороны. В мае 1436 г. стал назревать новый конфликт. И важную роль в этом сыграл вопрос унии с греками.

Еще в 1433 г. делегаты собора без ведома папы начали переговоры в Константинополе с греками об унии под предлогом того, что собор выступает за искоренение папизма. В июне 1434 г. греческая делегация, в составе которой был и митрополит Киевский Исидор, прибыла в Базель. Греками руководили политические соображения: турки у стен Константинополя, и необходима срочная военная помощь. Но Базельский собор не мог предоставить военной помощи. Поэтому унию решил заключить Евгений IV, минуя собор, чтобы успехом этого дела поднять свой авторитет и нанести удар по авторитету собора.

В июне 1436 г. папа в письме к католическим монархам Европы вновь выступил против собора, обвинив его в покушении на папский примат. Папе удалось расколоть Базельский собор. В мае 1437 г. меньшинство участников собора вместе с Цезарини и с греками отправились к папе в Болонью. Большинство во главе с Людовиком де Алеманом осталось в Базеле и вновь возбудило против папы дело. Папа ответил на это буллой, в которой потребовал в 30-дневный срок перенести заседания собора в Феррару. Таким образом, с начала 1438 г. заседали параллельно сразу два собора - в Базеле и в Ферраре.

24 января 1438 г. Базельский собор принял решение об отстранении Евгения IV от выполнения папских обязанностей, а в марте объявил Феррарский собор сборищем схизматиков. Затем, в мае собор провозглашает как истины католической веры следующие три положения:

— всеобщий собор выше папы;

— папа не властен ни переносить собор, ни закрывать его и ни переводить его в другое место;

— непризнание этого есть ересь.

25 июня базельцы низложили Евгения IV как еретика, но совершили ошибку, избрав в ноябре нового папу Феликса V. Ибо, хотя базельцы и пользовались поддержкой в Европе, но католический мир боялся схизмы двух пап.

В сентябре 1439 г. Евгений IV осудил все постановления Базельского собора, объявив их авторов еретиками, а собор приравнял к разбойничьему и анафематствовал. Базельский собор все больше и больше терял поддержку. Последнее его заседание состоялось 16 мая 1443 года. Активисты собора в 1445 г. были изгнаны из Базеля Германским императором, который заключил с папой конкордат. В 1449 г. Феликс V низложил с себя полномочия, являясь последним антипапой в истории РКЦ. Так закончилась эпоха великих католических соборов.

Общий итог событий первой половины XV в. убеждает в том, что Западная церковь, даже осознав необходимость корректирующих переустройств, оказалась бессильной справиться с изъянами. Укоренившееся правовое сознание многовекового авторитета Римского епископа возобладало над реформационными побуждениями. Даже лучшие представители реформаторского движения не смогли вполне отказаться от божественного обоснования папской власти и ее канонической правомочности. Однако идеи эти были высказаны, и, хотя папство вышло победителем, торжество его было недолгим. В последующую историческую эпоху папство встретилось лицом к лицу уже с массовым общественным движением, и результат этого столкновения был иным - возник протестантизм.

 


ГЛАВА 8. ФЕРРАРО - ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР И ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ. ИСТОРИЯ "ФИЛИОКВЕ".

 

Заседания собора в Ферраре начались 10 января 1438 года. В начале марта-феврале прибыли патриарх Константинопольский Иосиф II, Византийский император Иоанн VIII Палеолог с сыном Димитрием, представители восточных патриархов, некоторые из которых специально для этого рукоположены во епископы, чтобы выступать на соборе (Марк Ефесский, например).

Первые трудности на соборе были вызваны соблюдением протокола. Во-первых, патриарх и все восточное духовенство отказались целовать туфлю папы. Тогда было решено, что патриарх поцелует папу в щеку, епископы в щеку и в руку, а остальные поклонятся.

Во-вторых, пришлось уладить правила рассаживания участников собора. Выяснилось, что у католиков и православных по-разному считаются правая и левая стороны храма (у католиков - от алтаря, у православных - от входа). Решили разместить троны папы и Германского императора по правой католической стороне, а троны патриарха и Византийского императора - по правой православной стороне. Трон папы сделали повыше, но он все равно пустовал (папа отсутствовал на соборе).

Среди греков наиболее активное участие в работе собора принимали митр. Исидор Киевский, епископы Марк Ефесский и Виссарион Никейский, с западной стороны - кардинал Цезарини и еп. Торквемада (брат извес тного испанского инквизитора). Переговолы велись через переводчика.

Первое торжественное заседание прошло 1 апреля под председательством папы. Затем заседания отложились до осени, так как греки требовали присутствия западных монархов (никого из них не было на первом заседании). Во время этого перерыва император Иоанн VIII Палеолог находился недалеко от Феррары.

Рабочие заседания возобновились в октябре. Первым встал вопрос о допустимости внесения добавки "Филиокве" в Символ веры. Латинские богословы возражали, именуя эту добавку лишь необходимым пояснением, развив учение об имманентном (внутреннем) содержании "Филиокве" в первоначальном Символе веры. Но даже сторонник унии Виссарион с этим не согласился.

В начале 1439 г. собор переехал во Флоренцию по причине эпидемии чумы в Ферраре. Здесь продолжились обсуждения вопроса об исхождении Святого Духа. Произошло некоторое сближение во мнениях.

Католики заявили, что Римская церковь знает лишь одну причину исхождения Святого Духа, а Сын получает от Отца бытие и власть изводить Святого Духа. И Он изводит Святого Духа не от Себя, а от Того, от Кого и Сам получает бытие.

Папа Евгений IV не был этим удовлетворен, ибо первая фраза близка к восточному пониманию исхождения Святого Духа.

4 июня 1439 г. стороны подписали формулу, в которой просто одобрялась западная добавка к Символу веры, и утверждалось исхождение Святого Духа и от Отца, и от Сына как из единого Начала и Причины.

10 июня умер патриарх Иосиф II, и после его смерти в латинском духе были быстро решены и другие вопросы: о власти папы, о чистилище и др.

5 июля представители Константинопольской церкви, среди которых были Исидор Киевский и Авраамий Суздальский, подписали акт унии. Подписал его и представитель Молдавской церкви. Всего с восточной стороны было 33 подписи (с западной - меньше). Отказался подписывать лишь один Марк Ефесский. Представители других церквей (Грузинской, Абхазской и др.), не подписавшие унию, просто сбежали с собора.

В августе греки покинули Флоренцию. Евгений IV, видя, что Марк Ефесский не подписал унию, понял, что эта уния не даст эффекта.

Дальнейшие заседания Флорентийского собора были посвящены борьбе с базельской схизмой. Базельский собор был осужден. В 1439 г. были провозглашены новые кардиналы: Виссарион Никейский и Исидор Киевский.

Папа Евгений IV выполнил свое обещание и организовал крестовый поход против турок. Но войска были разбиты под Никеей в 1448 г., а Константинополь взят турками, и проблема унии для Востока потеряла смысл.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по Сравнительному богословию

Доцент священник Максим Козлов... Курс лекций по... Сравнительному богословию В В Е Д Е Н И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Базельский собор 1431-1443 гг.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В В Е Д Е Н И Е
  Предметом данного курса является изучение истории возникновения и развития папского примата в Римо-католической церкви (далее по тексту - РКЦ), начиная со II века, и выходящих из не

П р и м е ч а н и е !
  В тексте встречающиеся символы типа [2] указывают на обращение к списку дополнительной литературы по данному вопросу. Номер в квадратных скобках соответствует порядковому номеру ист

I. Отступление в области догматической.
1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современном католическом

II. Отступление в сотериологии.
  1. доктрина о юридическом характере искупления, ярким выразителем которой стал Ансельм Кентерберийский (XII-XIII вв.). 2. Учение о чистилище - средним состоянием между раем

IV. Обожествление Богоматери.
1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат принят в 1854 г. папой Пием IX без собора после опроса буллой. Догмат учит: в силу будущих заслуг И

V. Отступления в учении о Таинствах.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Спор о времени празднования Пасхи.
Разногласия и споры по поводу празднования Пасхи пришлись на время предстоятельства в Риме еп. Виктора (189-199 гг.). Существовало две традиции празднования Пасхи: — большинство христиан З

Спор о перекрещивании еретиков при Киприане Карфагенском.
Спор возник в период епископства папы Стефана (254-257 гг.). Речь шла о том, как принимать в Церковь отпавших во время гонения и раскола новациан. Папа Стефан допускал возвращение отпавших через по

Римская кафедра в IV веке.
С начала IV века римские епископы в поместных и вселенских правилах пытаются вводить, как бы закрепляющие их особый статус. Первым эпизодом можно назвать Сардикийский собор 343-344 гг. (на

Медиоланская (Миланская) церковь.
Церковь занимает территорию средней и северной Италии. Ее образование связано с периодом возвышения Милана. Одно время город был столицей Западной империи в IV в., что привело и к возвышению роли п

Фессалоникийская церковь.
С IV в. Фессалоникийские епископы начинают ориентироваться на Рим и к концу века получают титул викариев, подчеркивая свою лояльность к Риму. Причина этого — возвышение с IV в. Константинопольского

Галлийская церковь.
Дух независимости здесь был очень силен. Между 346-444 годами известно 8 случаев низложения епископов Галлийских на поместных соборах, и ни один из пострадавших не апеллировал к Риму (так велик был

Африканская церковь.
Наиболее стойкими борцами с римским влиянием были отцы Африканской церкви. Христианство в северной Африке распростарнилось очень рано, был выработан своеобразный церковный строй. Первенствующим был

Спор на IV Вселенском Соборе.
Наиболее ярким эпизодам встречи Востока и Запада является эпизод связанный с 28 правилом Халкидонского (IV Вселенского) собора. Ковремени Халкидонского собора Римским епископом был Лев I Великий (4

Разрыв общения Рима с Константинополем.
После Халкидонского собора мир между Востоком и Эападом в течении некоторого времени еще сохранялся. Но затем произошел раздор из-за схизмы Акакия. Акакий был Константинопольским патриархо

Спор о титуле "Вселенский".
Во второй половине VI века Константинопольским патриархом был Иоанн Постник (582-595 гг.), силой возведенный на этот пост (сам он отказавался). Будучи патриархом, он до обеда находился в молитве. П

Дело папы Гонория (625-638 гг.).
Папа Гонорий был первым папой, впавшим в ересь. Он был единомысленником с Константинопольским патриархом Сергием - монофелитом. Сохранилось два послания Гонория Сергию монофелитического характера.

Конфликт пап Николая I и Адриана II с Константинопольской церковью.
От Миланского эдикта (312 г.) до восшествия на папский престол Николая I (858 г.) были периоды (более 200 лет) разрыва евхаристического общения между Востоком и Западом. Но причиной разрывов ни раз

Упадок папства со второй половины IX в. и до начала XI в.
Во второй половине VIII в. папы превратились в светских правителей после дара Пипина Короткого, государя франков. Затем шло укрупнение франкского государства, и при Карле Великом (VIII-IX вв.) была

Предшественники Григория VII Гильдебранда.
Во второй половине X в. во Франции началось новое аскетическое движение, которое к концу столетия с большей или меньшей силой захватывает весь Запад (1000-й год рассматривался как конец света). Нап

Деятельность папы Григория VII Гильдебранда.
Идеалом для Гильдебранда был папа сильный и самостоятельный, фактически стоящий выше светских правителей. Это был теократический идеал. Фундаментом теократии мыслился авторитет Римской церкви как х

РКЦ при Иннокентии III (1198-1216 гг.).
Папа Иннокентий III родился в 1161 г. в семье знатного аристократа итальянской фамилии - графа Лотарь де Севьи. Богословское образование получил в университетах Парижа и Болоньи. В 1187 г. при Григ

РКЦ при Бонифации VIII (1295-1303 гг.).
Дальнейшее развитие противостояния Французских королей и пап произошло при короле Филиппе IV Красивом и папе Бонифации VIII. Бонифаций VIII - последняя крупная личность из средневековых па

Авиньонское пленение пап.
В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап

Период великой папской схизмы.
После смерти Григория XI выборы нового папы происходили в Риме в атмосфере всеобщего возбуждения. С одной стороны, большинство кардиналов, французов, хотели вернуться во Францию. А итальянские кард

Собор в Констанце 1414-1418 гг.
Избранный папа Александр V дал клятву провести церковную реформу с целью ограничения папского произвола и обязательного регулярного созыва собора как контроля над папами. В 1410 г. Алексан

Учение отцов Церкви об исхождении Святого Духа.
Согласно восточной традиции, а также и западной, стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть начало Пресвятой Троицы, Тот, в Котором осуществлается единство через передачу Его природы (сущно

Триадология Блаженного Августина.
Католические патристики делают важное замечание, что в учении о исхождении Духа Святого появляется расхождение между взглядами Блаженного Августина и творениями святых отцов, предшествующих ему, на

Распространение на Западе учения Блаженного Августина.
Авторитет Августина на Западе уже при его жизни был чрезвычайно велик. Даже пелагиане в споре с ним воздавали ему хвалу. В принятии августиновской триадологии следует различать два момента

Триадология Блаженного Августина и православный Восток.
Западное учение о "Филиокве", вероятно, не было известно за пределами латинского мира до VII века. Первое столкновение, известное нам, произошло по поводу соборного послания папы

Ферраро-Флорентийский собор о чистилище.
Доктрина о чистилище стала развиваться в XI-XII вв. Ее первым систематизатором был крупный схоласт Александр Каллист. Она вытекала из учения об удовлетворении Ансельма Кентерберийского, в котором и

I. Канонические постановления.
1. О Священном Писании и Предании. По этому вопросу были приняты следующие решения: — установлена равночестность Священного Писания и Священного Предания; — определен сос

II. Дисциплинарные постановления.
1. В отношении епископата. — В епископы должны избираться лишь те, кто хотя бы 1/2 года были священниками (уже нет более епископовмальчиков). — Кандидат в епископы должен иметь ст

Орден Иисуса (Иезуиты).
Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543 года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторами использовали и политические средства. В это время велась и вооруженная

Государство Иезуитов в Парагвае.
Испанцы и Португальцы осваивали Америку. Парагвай открыт испанцами в 1516 г. В 1536 г. была основана столица Парагвая Асунсьон. К северу от нее была империя инков. А в Парагвае жили индейские племе

Римо-католическая мариология.
В православном святоотеческом богословии автономной мариологии вообще не существует. Учение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов лишь внутри христологии, а не как некая самостоятельная

Р А З Д Е Л II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.
  По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) - это около 15% населения Земли. Из них : — католических епископов 3500 чел. (с униатами);

Избрание папы.
В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые - в IX в.).

Папские мессы и папские храмы.
Папский цвет - красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор - палиум (любого цвета).

I. Патриархи.
Патриархаты восточного обряда (их 6): 1 - Александрийский патриархат коптского обряда (бывшие монофизиты), возник в конце XIX в., насчитывает около 50 тыс. чел.; 2 - Антиохийский

II. Митрополиты и архиепископы.
Митрополиты, они же архиепископы - суть епископы, председательствующие в церковных провинциях. Митрополиты латинского обряда получаооооо папы палию (омофор западного типа) и право предношения крест

Пресвитеры.
В Конституции II Ватиканского собора говорится о помощниках епископов - пресвитерах. Декрет II Ватиканского собора "О служении и жизни пресвитеров" ставит на первом месте долг св

Диаконы.
Диаконская степень была восстановлена как самостоятельная степень лишь на II Ватиканском соборе. До этого диаконство существовало как промежуточная степень всего на несколько секунд. Диако

Религии (монашеские организации).
Организаци монашеского типа называются религиями (religiones). В этих организациях в официальном порядке выражены обеты соблюдения "евангельских советов" о послушании, целомудрии и беднос

I. Религиозные ордена.
В религиозных орденах существуют обеты простые и обеты торжественные. Торжественные обеты даются на всю жизнь и связаны с полным отречением от собственности. Если после этого монах вступае

II. Религиозные конгрегации.
В религиозных конгрегациях существуют только простые обеты. Мужчины в них называются религиозами простых обетов, а женщины - сестрами. Могут быть переходы из конгрегаций в ордена, но по бл

Безобетные общества.
Такие общества стали появляться в средние века. В 1917 году они отнесены к состояниям совершенства. Отличие их от орденов и конгрегаций в том, что члены обществ не приносят никаких обетов, но во вр

Католическая печать.
В одной Италии около 1800 различных котолических периодических изданий; во Франции - более 1000; в Испании - около 900; в США — около 500. Среди них наиболее известные: — "Че

Образование в РКЦ.
Духовенство РКЦ, в основном, готовится в семинариях, которые делятся на малые и большие (как у нас средние и высшие). Существуют также богословские факультеты при университетах и самостоят

Синод епископов.
Этот новый высший орган создан в 1965 году папой Павлом VI в духе решений II Ватиканского собора. Синод епископов создан по единоличному решению папы как совещательный орган при Римском епископе. О

Римская курия.
Курия - центральный церковный аппарат, при помощи которого осуществляется руководство Католической церковью. Это по сути правительство с министерствами. Слово "курия" на латыни означает д

Папский государственный секретариат.
В ведении этого подразделения находится администрация Ватикана, центральное руководство финансами Римской церкви, ведение статистики, подготовка папских документов (буллы, энциклики). Секретариат т

Совет по внешним делам церкви.
Совет утвержден в 1967 г. (до этого был совет по чрезвычайным делам, действующий со времен Наполеона). Совет занимается внешними делами с государственными властями. Ему подведомственна вся

Секретариаты.
1). Секретариат по содействию христианскому единству. Учрежден в 1960 г. Его цель - определение отношений между католиками и христианами других конфессий. Секретариат делится на две секции

Главные части мессы.
1. Интракт - входные стихи псалма. 2. Возглас "во имя Отца и Сына и Святого Духа". 3. Молитвенное исповедание грехов: "Исповедаю Всемогущему Бо гу...". Произно

Богослужебный календарь.
В 1969 г. подготовлен и утвержден папой новый богослужебный календарь. Изменение календаря преследовало две цели. Во-первых, в календаре накопилось много праздников святых, и праздники, не

Л И Т Е Р А Т У Р А.
  1. Филарет (Вахромеев), архим. "Лекции по курсу западного исповедания для III курса СЗО". 2. Успенский Евграф "Руководство по обличительному богословию"

С О Д Е Р Ж А Н И Е.
  Введение.   Обзор основных отступлений РКЦ от учения Вселенской Церкви.   РАЗДЕЛ I. История Римо-Католической Церкви.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги