рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Председатель: Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз

Председатель: Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз - раздел Религия, ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ БОГОСЛОВОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ Раздел 3   Решение По Вопросу О Демонстрациях...


РАЗДЕЛ 3

 

РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ О ДЕМОНСТРАЦИЯХ

 

Ответы шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База,

да помилует его Аллах

 

В феврале 1992 г. (шабан 1412 г.х.) в Джидде шейху был задан следующий вопрос: «Можно ли считать демонстрации против правителей с участием мужчин и женщин средством исламского призыва и можно ли считать шахидом или шедшим по пути Аллаха того, кто погиб во время такой демонстрации?»

Ответ: «Я не считаю демонстрации с участием мужчин и женщин подходящим средством решения каких-либо проблем, напротив, я рассматриваю их как причину смут, зла, возбуждения ненависти в одних людях и нарушения прав других. Шариатскими методами являются переписка, добрые наставления и призывы к благу, осуществляемые в соответствии с шариатом. Суть этих методов разъяснили богословы, сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, и те, кто последовал за ними с чистыми сердцами, а состоят они, как уже было сказано, в переписке, беседах и поддержании связей с правителями без объявлений с минбаров о том, что правитель сделал то-то и по его вине случилось то-то, за помощью же следует обращаться к Аллаху».

 

Отвечая шейху Абд ар-Рахману Абд аль-Халику, шейх Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз сказал: «На 31-й и 32-й страницах своей книги «Главы о шариатском правлении» вы упоминаете о том, что демонстрации использовались пророком, мир ему и благословение Аллаха, в качестве средства исламского призыва, однако никакие указания на это мне неизвестны и поэтому я прошу сообщить, кто упоминает об этом и в какой книге вы это нашли?

Если никаких примеров этого в Сунне нет, вам следует отказаться от своих слов, я же не знаю ни одного хадиса или иного источника, который указывал бы на это. Поскольку известно, какой вред приносят демонстрации, то даже если бы и существовало достоверное указание на это, следует полностью разъяснять, что именно было сказано, чтобы люди, распространяющие нечестие, не устраивали демонстраций в своих целях.

Молим Аллаха о том, чтобы Он наделил нас с вами полезным знанием, сделал праведными наши сердца и все наши дела и причислил нас к тем, кто следует правильным путем и ведет им других.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословения[64].

 

«От Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База шейху Абд ар-Рахману Абд аль-Халику.

Да поможет вам Аллах совершать то, что Ему угодно, и да окажет Он вашими руками помощь Своей религии, амин.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.

Я получил вашу книгу и был весьма рад узнать о том, что вы согласны с моими рекомендациями. Молю Аллаха о том, чтобы Он оказывал вам содействие в еще большей степени, и причислил нас с вами к тем, кто следует правильным путем и ведет им других.

Я ознакомился с тем, что вы пишете относительно демонстраций, и мне стало ясно, что сообщение в том виде, в каком приводите его вы, относится к категории слабых. Дело в том, что одним из его передатчиков является Исхак бин Абу Фарва, сообщения которого не могут использоваться в качестве шариатских доводов. Однако даже если бы это сообщение и было достоверным, следует помнить о том, что в нем говорится о самом раннем периоде истории Ислама, когда мусульмане еще не переселились в Медину, а шариат еще не сформировался окончательно.

Между тем известно, что в вопросах, касающихся побуждения и запретов, равно как и прочих религиозных дел, основываться следует на положениях шариата, который сложился уже после переселения в Медину. Что же касается пятничных и праздничных, а также прочих молитв наподобие молитв, проводимых в связи с солнечными затмениями, или молений о ниспослании дождя, к которым мог призывать пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, то все это относится к числу мусульманских религиозных обрядов и не имеет никакого отношения к проведению демонстраций.

Молю Аллаха о том, чтобы Он даровал нам, вам и всем нашим братьям еще больше полезного знания, сделал праведными наши сердца и все наши дела и уберег нас, вас и всех мусульман вообще от заблуждений, связанных со смутами, и наущений шайтана. Поистине, лучше всего обращаться просьбами к Аллаху.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословения[65]».

 

РАЗДЕЛ 4

 

РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ОБ УБИЙСТВАХ

 

Ответы шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База

 

Вопрос: «Представители вооруженной группы мусульман в Алжире утверждают, что вы поддерживаете совершаемые ею убийства полицейских и применение оружия вообще. Соответствует ли это действительности? Что вы можете сказать о действиях этих людей в свете указаний шариата?»

Ответ: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, хвала Аллаху и да благословит Аллах и да приветствует пророка Мухаммада, его семейство, его сподвижников и тех, кто пошел его путем.

Мы уже давали наставления всем нашим братьям, которые занимаются исламским призывом, чтобы они наставляли людей с помощью хороших слов и добрых увещеваний, и вели спор наилучшими средствами, как и велел Аллах Всевышний, Который сказал:

«Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещания и веди с ними[66] спор наилучшими средствами» (Сура «Пчелы», аят 125).

Аллах Всевышний также сказал:

«Ведите споры с людьми Писания только с помощью наилучшего[67]...» (Сура «Паук», аят 46).

Таким образом, Всемогущий и Великий Аллах велел Своим рабам призывать людей к Аллаху и указал им, что призыв следует осуществлять с помощью мудрости, то есть с помощью знания. Это значит, что нужно приводить слова Аллаха и Его посланника, использовать добрые увещевания и вести споры с людьми наилучшими способами до тех пор, пока все сомнительное не исчезнет.

Если кто-либо из призывающих к Аллаху в Алжире утверждает, будто я говорил им, чтобы они убивали полицейских или использовали оружие в деле призыва, то эти слова являются не просто ошибкой, а ложью.

Призыв следует вести только хорошими средствами. Это значит, что нужно приводить слова Аллаха и Его посланника, увещевать и наставлять людей, побуждать их и внушать им страх перед Аллахом. Именно так осуществляли исламский призыв пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, когда находились в Мекке и не имели власти. Они призывали людей к Аллаху с помощью аятов Корана, благих слов и использования наилучших методов, ибо это ближе к благочестию и в большей степени способствует принятию истины.

Что же касается призыва, осуществляемого с помощью убийств или избиений, то это не имеет никакого отношения ни к Сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни к методам, которыми пользовались его сподвижники. Аллах вменил пророку в обязанность вести джихад и применять установленные шариатом наказания, когда Он даровал ему власть в Медине, и поэтому пророк стал вести джихад против многобожников и применять наказания в соответствии с велением Аллаха только после того, как он переселился туда.

Еще раз напомним, что призывающим к Аллаху следует прибегать к хорошим методам, используя аяты Корана и хадисы пророка. Если же нет возможности осуществлять призыв должным образом, необходимо обращаться к правителю и давать ему добрые наставления, говоря, что необходимо делать так-то и так-то, и поступая подобным образом до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание между разными правителями, будь то короли, эмиры или президенты республик. Призывающим следует обращаться к правителям в том случае, когда необходимо принимать такие меры, как заключение в тюрьму, казнь или применение установленных шариатом наказаний. Они должны наставлять правителей и направлять их к благому, используя хорошие методы и благие слова. Бот почему Аллах Всевышний сказал:

«Ведите споры с людьми Писания только с помощью наилучшего, за исключением тех из них, кто проявляет несправедливость, и говорите: «Мы уверовали в то, что было ниспослано нам, и в то, что было ниспослано вам, наш Бог и ваш Бог - один и тот же (Бог Единый), и мы предаемся Ему» (Сура «Паук», аят 46).

Если кто-либо из обладателей Писания допустит несправедливость, правитель должен поступить с ним так, как виновный того заслуживает, призывающим же следует проявлять доброту и придерживаться мудрости, ибо пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Доброта всегда украшает собой то, в чем она есть, а когда что-либо лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию» «Сахих» Муслима, хадис № 2594.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Лишенный доброты полностью лишен и блага» «Сахих» Муслима, хадис № 2592.

Призывающие обязаны увещевать и наставлять людей с помощью аятов Корана и хадисов, а тех, у кого появятся сомнения, необходимо призывать с помощью наилучшего метода, указывая, в чем заключается смысл того или иного аята или хадиса и ссылаться на слова Аллаха и пророка до тех пор, пока истина не станет очевидной, а сомнительное не исчезнет.

Бот что должны делать наши братья в Алжире и не только в Алжире. Им необходимо поступать так же, как поступали пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, когда жили в Мекке, а они осуществляли призыв с помощью благих слов и наилучших методов. Призывающие к Аллаху должны поступать мудро и давать правителю и другим представителям власти добрые наставления, добиваясь того, чтобы все оказывали друг другу помощь в деле сдерживания преступников и утверждения истины.

Таким образом, исполнение возлагается на руководителей, тогда как богословы и призывающие к Аллаху обязаны давать добрые наставления, доводить все необходимое до сведения людей и разъяснять то, что требует разъяснений, а мы молим Аллаха о том, чтобы Он всем указал правильный путь.

Вопрос: «Представители этой группы совершали убийства женщин, которые отказывались носить покрывала. Разрешается ли им поступать подобным образом?»

Ответ: «Это также является ошибкой. Поступать так им не разрешается, а обязательным является наставление. Необходимо давать наставления женщинам, пока они не станут надевать покрывала. Необходимо давать наставления тем, кто отказался от молитв, пока они не станут молиться; ростовщикам, пока они не прекратят заниматься ростовщичеством; прелюбодеям, пока они не откажутся от совершения прелюбодеяний, и необходимо давать наставления употребляющим вино, пока они не прекратят его пить. Каждому необходимо давать добрые наставления, ссылаясь на слова Аллаха и хадисы пророка и предостерегая людей от гнева Аллаха и наказания, которое может постичь их в День воскресения.

Что же касается актов насилия, убийств и тому подобных действий, то для призыва они не подходят, ибо внушают к нему отвращение. Люди, занимающиеся призывом к Аллаху, должны отличаться кротостью и терпением, переносить наносимые им обиды и уметь говорить благое в мечетях и иных местах, чтобы количество творящих благое увеличивалось, а количество творящих дурное уменьшалось, и люди смогли получить пользу от призыва и ответить на него».

Вопрос: «Какие наставления следует давать тем, кто совершает убийства и тому подобные действия?»

Ответ: «Советуйте им обратиться к Аллаху с покаянием и неуклонно придерживаться того пути, которым следовали наши праведные предшественники, которые призывали людей к Аллаху с помощью мудрости, доброго увещевания и ведения споров с использованием наилучших методов. Аллах Всевышний сказал:

«Чьи слова лучше, чем у того, кто взывает к Аллаху, и совершает праведные дела...»(Сура «Разъяснение», аят 33).

Призывающим не следует заниматься такими делами, которые создадут трудности для призыва и навлекут неприятности на других призывающих и тех, кому недостает знания. Если же призыв будет осуществляться с помощью благих слов и хороших методов, количество занимающих призывом увеличится, люди станут прислушиваться к их словам и получат пользу благодаря им, а в мечетях и других местах будут собираться кружки ищущих знания.

Да укажет Аллах правильный путь всем, и мы молим Аллаха, чтобы Он всех вывел на правильный путь и всем оказал содействие» «Фетвы выдающихся богословов», сс. 61-68.

Вопрос: «Какое решение можно вынести по вопросу о нападениях на иностранных туристов и других людей, посещающих мусульманские страны?»

Ответ: «Ни на этих людей, ни на любых других, будь то туристы или рабочие, нападать недопустимо, поскольку они въехали в страну с миром и находятся под защитой. Более того, государственным органам следует рекомендовать ограждать таких людей от всего неподобающего, а нападать на них недопустимо. Никто не должен ни убивать их, ни избивать, ни наносить им обиды, а в случае возникновения каких-либо недоразумений необходимо обращаться к властям. Нападения на таких людей недопустимы, поскольку они направлены против тех, кто пришел с миром, а обращение к тем, кто может помешать их въезду в страну или создать для этих людей какие-либо препятствия, явно заслуживает порицания. Необходимо давать им добрые наставления и призывать их к Исламу или же к отказу от порицаемого, если они являются мусульманами, подкрепляя эти призывы указаниями шариата и обращаясь за помощью к Аллаху. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников» «Собрание фетв», 8/239.

 

Ответы шейха Салиха бин Фаузана аль-Фаузана, да хранит его Аллах

 

Вопрос: «Один из призывающих к Исламу в Алжире написал книгу, в которой он утверждает, что совершение убийств соответствует Сунне, но относится к таким ее обычаям, которые были забыты. В качестве довода он приводит сообщения об убийстве Кааба бин аль-Ашрафа и того иудея, который смотрел на женщину-мусульманку. Что вы можете сказать об этом?»

Ответ: «Сообщение об убийстве Кааба бин аль-Ашрафа не может служить доводом в пользу дозволенности убийств, поскольку Кааб бин аль-Ашраф был убит по приказу посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который в то время являлся правителем, тогда как Кааб бин аль-Ашраф относился к числу его подданных в силу существования соответствующего договора. Этот человек нарушил условия договора и пошел на предательство, что и сделало дозволенным его убийство, цель которого состояла в том, чтобы удержать этого человека от вреда, причиняемого им мусульманам. Следует помнить, что он был убит не по распоряжению отдельных лиц или группы людей, действующих независимо от правителя, как обстоит дело с убийствами туристов ныне. Подобные действия квалифицируются как анархия, а Ислам не одобряет их, ибо они причиняют огромный вред Исламу и мусульманам».

 

Ответы шейха Салиха бин Али аль-Гисвана, да хранит его Аллах

 

Вопрос: «В течение двух последних лет мы слышим, как некоторые люди, занимающиеся исламским призывом, постоянно говорят о средствах, которые необходимо использовать в деле призыва, и порицании отвергаемого, относя к числу таких средств демонстрации, шествия и убийства, называя все это исламским джихадом.

Мы просим вас ответить на два вопроса:

а) Можно ли считать все вышеупомянутое шариатскими средствами или же это относится к числу достойных порицания нововведений и запретных средств?

б) Как шариат предписывает поступать с теми, кто призывает к подобным действиям и пропагандирует их?»

Ответ: «Хвала Аллаху. Известно, что побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого, призыв к Аллаху и указание людям правильного пути относятся к числу основ религии Аллаха, однако Аллах Всевышний сказал:

«Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди с ними[68] спор наилучшими средствами. Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с Его пути, и Он лучше всех знает о следующих прямым путем» (Сура «Пчелы», аят 125).

Направляя же Мусу и Харуна[69] к фараону, Аллах велел им:

«...и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился» (Сура «Та ха», аят 44).

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, пришел к людям с мудростью и велел призывающим к Исламу осуществлять свой призыв, руководствуясь мудростью и проявляя терпение. Кроме того, в Коране сказано:

«Клянусь временем послеполуденным, поистине, (окажется) человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали праведные дела, и побуждали друг друга (держаться) истины[70], и побуждали друг друга проявлять терпение[71]» (Сура «Послеполуденное время», аяты 1-3).

Таким образом, человеку, который призывает людей к Аллаху, побуждает их к одобряемому и старается удержать от порицаемого, необходимо проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха. Кроме того, он должен уметь сносить то неприятное, что он может услышать и с чем может столкнуться на пути своего призыва. Если же говорить о тех, кто обращается с людьми грубо или наносит им обиды (да упасет нас от этого Аллах!), или стремится к дезорганизации, или старается привести людей к конфликтам и разобщению, то все это относится к числу дел шайтана и лежит в основе призыва хариджитов. Они выражали порицание отвергаемому с помощью оружия, а если что-либо противоречило их воззрениям, то не останавливались перед кровопролитием, обвинениями людей в неверии и тому подобными делами. Разница между призывом, который осуществляли сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и наши праведные предшественники, а также призывом хариджитов и тех, кто следовал их примеру, состоит в том, что сподвижники осуществляли призыв с помощью мудрости, увещевания и разъяснения истины, проявляя терпение, и надеялись на награду Аллаха. Хариджиты же сражались с людьми, проливали их кровь, обвиняли их в неверии и вносили разногласия между мусульманами, что относится к числу отвратительных дел и порицаемых нововведений.

Следует сторониться призывающих к подобным вещам, и не доверять им, ибо такие люди послужили причиной разобщения мусульман, за что их ждет отмщение и наказание Аллаха, да упасет нас от этого Аллах! А если бы мусульмане сплотились в стремлении к благу и были едины, они, несомненно, достигли бы высокого положения и пользовались уважением.

Когда мусульмане разделяются на партии и группы, между ними возникают противоречия и к ним находят путь враги, вышедшие из их же среды. Этим порочным путем следуют приверженцы нововведений, а первыми встали на него люди, которые посеяли рознь среди мусульман и стали сражаться с халифом Али бин Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, и поддерживавшими его сподвижниками. Они сражались с Али, желая улучшений, но на самом деле послужили причиной разложения, нововведений и раскола, ибо это они привели мусульман к разобщению и ослабили их. То же самое касается и каждого из тех, кто повторяет их слова, разделяя и пропагандируя их взгляды. Такой человек придерживается порочных воззрений и от него следует держаться подальше, поскольку он причиняет вред своей общине, своим товарищам и всем тем, с кем он общается. На самом деле мусульманин должен заниматься созидательной деятельностью, побуждать и стремиться только к благому, говорить слова истины, призывать к Исламу, используя наилучшие доводы и проявляя мягкость, придерживаться хорошего мнения о своих братьях и помнить, что совершенства достичь трудно, и что защищен от совершения грехов был только пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Следует помнить и о том, что если те, против кого выступают эти люди, будь то правители, официальные лица или кто-нибудь еще, исчезнут, на смену им придут те, кто окажется еще хуже, ибо какое бы время ни настало, на смену ему приходят только худшие времена. Заблудшим является тот, кто ждет от людей совершенства или хочет добиться того, чтобы они не допускали ошибок и не совершали ничего дурного. Такие люди являются наследниками хариджитов, которые привели мусульман к расколу и причинили им много вреда, а подобные цели преследовали противники приверженцев Сунны и согласия из числа рафидитов, хариджитов, мутазилитов и прочих злонамеренных лиц и сторонников нововведений.

 

РАЗДЕЛ 5

 

ОТВЕТЫ ИМАМОВ НА ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО

ЗАХВАТОВ САМОЛЕТОВ

 

РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА КРУПНЕЙШИХ БОГОСЛОВОВ

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Благоприятный исход ждет богобоязненных, а враждебность следует проявлять только по отношению к несправедливым, и да благословит Аллах и да приветствует до самого Дна воскресения лучшее из всех Его созданий, нашего пророка Мухаммада, его семейство, всех его сподвижников и тех, кто встал на верный путь благодаря его руководству.

Заседаний 32-й сессии Совета Комитета крупнейших богословов, проходивший с 24.08.1988г. по 30.08.1988 г. (12.01.1409 по 18.01.1409 г.х.) в городе ат-Таиф, проводилось в связи с установленными фактами террористических актов, жертвами которых стали многие невинные люди и которые привели к уничтожению общественного имущества и общественных учреждений во многих мусульманских и немусульманских странах. Ответственными за эти инциденты являются обладающие слабой верой или вовсе лишенные веры люди, души которых охвачены болезнью и ненавистью.

Примерами подобной подрывной деятельностью могут служить взрывы домов, поджоги общественного имущества, взрывы мостов и туннелей, а также взрывы или захваты самолетов. Поскольку в целом ряде близких и далеких стран такие преступление участились и в связи с тем, что Королевство Саудовская Аравия, равно как и другие страны, стали объектом подобной подрывной деятельности, Совет Комитета крупнейших богословов посчитал необходимым рассмотреть вопрос об установлении наказания, которое послужило бы сдерживающим началом для тех, кто занимается подрывной деятельностью, независимо от того, направлена ли она против общественных и правительственных учреждений или против чего-либо иного с целью нанесения ущерба и нарушения общественного спокойствия.

Совет ознакомился с указаниями богословов на то, что в целом установления шариата имеют отношение к обязанности, защиты и сохранения в неприкосновенности пяти необходимых вещей, а именно - религии, жизни, чести, разума и имущества. Совет отдает себе отчет в том, сколь великими опасностями грозит посягательство на жизнь, честь и имущество мусульман, равно как ив том, что подрывная деятельности приводит к нарушению общественного спокойствия, анархии, смуте, устрашению мусульман и созданию угрозы их имуществу.

Аллах Всевышний, слава Ему, защитил религии, тела, жизни, честь, разум и имущество людей, узаконив применение наказаний, благодаря которым обеспечивается общественная и личная безопасность. Разъяснением этого служит слова Аллах:

«И поэтому предписали Мы сынам Исраиля: «Убивший человека не (в отместку за убийство другого) человека и не (в качестве наказания) за (распространение) нечестия[72] на земле (подобен) погубившему людей, а ожививший человека[73] (подобен) оживившему всех людей»»(Сура «Трапеза», аят 32).

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, воздаянием тем, кто ведет войну с Аллахом и посланником Его и распространяет на земле нечестие, (должно служить) лишь (то, что следует) их казнить, или распинать, или отсекать им руки и ноги накрест[74], или изгонять с этой земли, что станет для них позором в мире этом, а в мире вечном уготованы для них великие муки...»(Сура «Трапеза», аят 33).

Применение наказаний, упомянутых в этих аятах, гарантирует обеспечение безопасности и спокойствие и обуздание каждого из тех, кого его душа толкает на преступления и посягательства на жизнь и имущество мусульман, В большинстве своем богословы считают, что ведение боевых действий в городах ничем не отличается от ведения их в прочих местах, поскольку Аллах Всевышний сказал: «...и распространяет на земле нечестие...».

Аллах Всевышний также сказал:

«Среди людей есть такой, речи которого о земной жизни тебе нравятся, и он призывает Аллаха в свидетели, что в сердце у него (вера, однако) он непримирим в спорах. Когда же он покидает (тебя), то направляет свои усилия на то, чтобы творить нечестие на земле, губить посевы и приплод (животных), а Аллах не любит нечестия»

(Сура «Корова», аяты 204-205).

Аллах Всевышний также сказал:

«Не распространяйте по земле нечестие после того, как она была приведена в порядок[75]»(Сура «Преграды», аят 56).

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Всевышний запрещает распространять на земле нечестие и то, что наносит ей вред после ее устроения, ибо, если сначала дела шли в правильном направлении, а потом все было испорчено, это является наиболее вредным для рабов Аллаха, и Всевышний запретил это».

Аль-Куртуби[76] сказал: «Всевышний, слава Ему, запретил любое проявление нечестия после устроения, каким бы оно ни было, и это касается всех».

Основываясь на вышеизложенном и исходя из того, что вышеупомянутые действия являются более опасными, чем действия воюющих материальные или иные интересы, поскольку люди, занимающиеся подрывной деятельностью, стремятся к нарушению общественной безопасности, разрушению мусульманской общины, уничтожению ее вероучения и ее отклонению от указанного Господом пути, Совет выносит следующее решение:

4. Если в соответствии с шариатом будет установлено, что человек занимался любым видом подрывной деятельности или общественное имущество посредством взрывов домов, мечетей, школ, больниц, заводов, мостов, складов оружия, источников водоснабжения и нефтепроводов или же взрывов или захвата самолетов и тому подобных действий, что создавало угрозу общественной безопасности, виновный заслуживает смерти.

Указанием служат цитированные выше аяты Корана, в которых говорится, что за совершение действий такого рода виновный заслуживает смертной казни, а также то, что люди, которые занимаются подрывной деятельностью, представляют собой большую опасность и наносят больше вреда, чем разбойники. Но если для разбойника, который посягает только на отдельного человека, убивая или грабя его, Аллах установил такое наказание, тем более его заслуживают террористы, причиняющие страдания многим невинным людям.

5. Прежде чем применять наказание, о котором говорится в первом пункте, следует по сбору доказательств, что осуществляется шариатскими судами, следственными органами и Верховным судом. Это делается для того, чтобы полностью выполнить свой долг, соблюсти необходимые меры предосторожности и продемонстрировать, что эта страна неуклонно придерживается всех установленных шариатом процедур, связанных с расследованием преступлений и определением меры наказания за них.

6. Совет считает, что об установлении такого наказания следует объявить через средства массовой информации.

Да благословит Аллах и да приветствует Своего раба и посланника, нашего пророка Мухаммада, его семейство и его сподвижников.

Совет Комитета выдающихся богословов[77]

 

Ответы шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База,

да помилует его Аллах

 

Хвала Аллаху, благословения и мир посланнику Аллаха, его семейству, его сподвижникам и тем, кто шел его путем.

Каждому, кто обладает хоть каплей разума, ясно, что захваты самолетов, равно как и захваты заложников из числа сотрудников посольств или других людей, относятся к числу тяжких международных преступлений, которые влекут за собой серьезные последствия, причиняя огромный вред и неисчислимые страдания ни в чем неповинным людям.

Ясно и то, что подобные преступления причиняют вред не отдельным государствам или группам людям, но всему миру в целом, а это значит, что правительства и все официальные лица, в том числе и богословы, несомненно, должны уделять им особое внимание и прилагать все возможные усилия для полного пресечения этого зла. Аллах ниспослал священный Коран как разъяснение всему, руководство, милость и радостную весть для мусульман, направил к людям Своего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он стал милостью для миров и доводом для всех рабов Аллаха, и вменил в обязанность всем руководствоваться Его шариатом, а в случае возникновения разногласий - обращаться к Корану и Сунне. Аллах Всевышний сказал:

«Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьей в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью» (Сура «Женщины», аят 65).

Аллах Всевышний также сказал:

«Неужели хотят они суда (времен) джахилийи? И кто (сможет вершить) суд лучше Аллаха для обладающих твердых верой?»(Сура «Трапеза», аят 50).

Аллах Всевышний также сказал:

«О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью. А если возникнут меж вами споры о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если веруете вы в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше, и (спор ваш получит) наилучшее истолкование» (Сура «Женщины», аят 59).

Все богословы сходились во мнении о том, что под обращением к Аллаху подразумевается обращение к Корану, под обращением же к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, подразумевается обращение непосредственно к нему при его жизни и обращение к Сунне посланника после его смерти, а Аллах Всевышний сказал:

«И в чем бы вы ни расходились, (обращайтесь) за решением к Аллаху» (Сура «Совет», аят 10).

К числу таких дел, которые причиняют вред всем, относятся и захваты самолетов. Мусульманское государство, в руки которого попадут люди, захватившие самолет, должно судить их по шариату, поскольку совершение столь отвратительного преступления является ослушанием Аллаха и нарушением прав Его рабов. Единственным средством пресечения подобных преступлений является осуществление ниспосланного в Коране решения Аллаха, с которым Он направил к людям самого искреннего и достойного из них, пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Смысл этого решения должны понять люди, захватившие самолет, и каждый, кто имеет к этому отношение. Если они являются мусульманами, им следует довольствоваться (удовлетвориться) этим решением, если же нет, то Аллах все равно велел Своему пророку судить их согласно шариату, на что указывают слова Аллаха:

«Суди меж ними согласно тому, что ниспослал Аллах, и не следуй их пристрастиям...» (Сура «Трапеза», аят 42).

Аллах Всевышний также сказал:

«...а если станешь судить, то суди меж ними по справедливости» (Сура «Трапеза», аят 49).

Согласно изложенному нами выше, любое мусульманское государство, к властям которого обратятся в поисках убежища люди, захватившие самолет, обязано создать комиссию из богословов для рассмотрения этого дела, всестороннего его изучения и вынесения соответствующего шариату решения на основании указаний Корана и Сунны. Членам комиссии следует принять во внимание мнение других богословов относительно аята, в котором сказано:

«Поистине, воздаянием тем, кто ведет войну с Аллахом и посланником Его и распространяет на земле нечестие, (должно служить) лишь (то, что следует) их казнить, или распинать, или отсекать им руки и ноги накрест, или изгонять с этой земли, что станет для них позором в мире этом, а в мире вечном уготованы для них великие муки...» (Сура «Трапеза», аят 33), а также то, что богословы всех мазхабов[78] говорили относительно решения о разбойниках. Правительство мусульманской страны, в которой ищут убежища люди, захватившие самолет, обязано выполнить решение комиссии богословов, что станет выражением повиновения Аллаху, стремления избежать рецидивов этих тяжких преступлений и обеспечения общественной безопасности, а также проявлением милосердия и справедливости по отношению к тем, кто стал жертвой захвата.

Ввиду тяжести и опасности подобных преступлений считаю обязательной публикацию сказанного мною для того, чтобы дать мусульманам доброе наставление, выполнить свой долг и оказать содействие официальным лицам.

Молю Аллаха о том, чтобы Он привел в порядок дела мусульман, продолжал вести их прямым путем и помогал их правительствам принимать решения на основе шариата и руководствоваться им во всем. Да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников.


РАЗДЕЛ 6

 

РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ О ЗАБАСТОВКАХ

 

Ответы шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина,

да помилует его Аллах

 

Вопрос: «Какое решение следует вынести о проведении забастовок в мусульманской стране, если целью забастовки является свержение светского режима?»

Ответ: «Этот вопрос, несомненно, важен, если принимать во внимание необходимость правильной ориентации мусульманской молодежи. Дело в том, что мне неизвестны указания шариата, которые могли бы служить основанием для проведения забастовок независимо от того, о частном или государственном предприятии или учреждении идет речь. Ясно только, что забастовка причинит много вреда, который будет тем больше, чем больше будут ее масштабы и продолжительность. Нет сомнений в том, что забастовки используются в качестве одного из способов оказания давления на правительство, но поскольку было отмечено, что цель забастовки заключается в свержении светского режима, прежде всего следует доказать, что данный режим действительно является таковым. Однако если режим и является светским, не надо забывать о том, что выступление против власти допускается только при наличии определенных условий».

Вопрос: «После объявления о начале забастовки ее организаторы предъявляют свои требования. Допустимо ли оказывать противодействие существующему режиму путем организации революционных выступлений в случае отказа удовлетворить эти требования?»

Ответ: «Я не считаю, что в подобных обстоятельствах следует побуждать народ к революционной борьбе, ведь, как известно, сила за правительством, а у людей нет ничего, кроме кухонных ножей и пастушьих посохов, с чем невозможно противостоять танкам и оружию. Кроме того, нельзя торопить события, ведь любая страна, которая долгие годы была колонией, не может за один день превратиться в исламское государство, а для достижения желаемого необходимо терпение. Человек, желающий построить дворец, прежде всего, закладывает основы независимо от того, будет он жить в этом дворце или ему придется покинуть этот мир, так и не пожив в нем. Важно возвести здание Ислама, даже если желаемое осуществится только через долгие годы. Вот почему я считаю, что спешить в таких делах не стоит, как не стоит и подталкивать людей к революционным выступлениям, которые по большей части ограничиваются только шумом и не имеют под собой прочной основы. Ведь если солдаты появляются в каком-нибудь жилом квартале и убивают несколько человек, все остальные отступаются от того, за что они выступали».


РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

 

РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ОБ АКТАХ САМОУБИЙСТВА

 

Ответы шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина,

да помилует его Аллах

 

Разъясняя смысл хадиса, в котором сообщается о сожженных во рвах верующих[79], и, указывая на ту пользу, которую можно из него извлечь, шейх, да помилует его Аллах, сказал:

«Человек может подвергнуть себя риску ради блага всех мусульман. Так, этот юноша указал царю на то, совершение чего должно было привести к его гибели.

Шейху-ль-ислам Ибн Таймийя сказал:

«Поскольку это являлось джихадом на пути Аллаха, люди уверовали, а он ничего не потерял, ведь он все равно умер бы рано или поздно».

Что же касается действий, совершаемых некоторыми людьми, которые привязывают к своим телам взрывные устройства, а потом смешиваются с толпой иноверцев и подрывают себя вместе с ними, то это является самоубийством, и да упасет нас от этого Аллах, ибо самоубийца останется в пламени ада навеки, о чем сообщается в одном из достоверных хадисов[80]. Такое самоубийство не соответствует интересам мусульман, ведь если человек погубит себя и заберет вместе с собой десять, сто или двести чужих жизней, это не пойдет на пользу Исламу, ибо после этого другие люди не примут Ислам подобно свидетелям смерти юноши, которые приняли его веру, о чем сообщается в вышеупомянутом хадисе. Кроме того, такие действия могут еще больше озлобить врагов, которые примутся самым жестоким образом уничтожать мусульман.

Примерам могут служить действия израильских властей по отношению к палестинцам, после того как палестинец подрывает себя, убивая шесть или семь человек, власти хватают в десять раз больше палестинцев, что не приносит никакой пользы ни мусульманам, ни тем людям, среди которых происходят такие взрывы.

Вот почему мы считаем, что люди, которые поступают подобным образом, совершают самоубийства, не имея на это права, что непременно приведет их в ад, да упасет нас от этого Аллах! Такой человек не является шахидом[81]. Если он совершил это, ошибочно считая свои действия дозволенными, мы надеемся, что такой грех будем ему прощен, однако шахидом он не является, поскольку поступил он не так, как подобает поступать шахиду.

Вопрос: «Какое шариатское решение следует вынести о таком человеке, который взрывает себя среди иноверцев, желая отомстить им? Можно ли оправдывать подобные действия ссылками на рассказе о юноше, который велел убить его?»

Ответ: «Человек, который обвязывает взрывчаткой, чтобы взорвать себя среди врагов, - самоубийца, и в племени ада его буду вечно подвергать мучениям посредством того же, чем он лишил себя жизни, о чем говорится в одном из достоверных хадисов.

Вот почему удивление вызывают люди, которые читают слова Аллаха Всевышнего:

«...и не убивайте самих себя, (ибо) поистине, Аллах милостив к вам» (Сура «Женщины», аят 29), а потом совершают такие поступки. Разве благодаря их действиям враг терпит поражение? Или же после таких взрывов враг проявляет по отношению к мусульманам еще больше жестокости и высокомерия, как это происходит в Израиле? Пока же мы видим, что на последнем референдуме успеха там добились правые, которые хотят покончить с арабами.

Однако мы молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он не взыскивал с тех, кто пошел на такой шаг, по невежеству считая, что это позволит ему приблизиться к Аллаху.

Что касается ссылок на рассказ о юноше, то не следует забывать, что говорится там не о мести врагу, а о том, что люди приняли Ислам. Когда царь собрал людей, достал стрелу из колчана юноши и сказал: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!» - все люди закричали: «Господом является Господь этого юноши!» Таким образом, благодаря этому многие люди приняли Ислам, и если бы то же самое происходило после взрывов, мы сказали бы, что этот рассказ можно использоваться в качестве довода и что пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал нам его, чтобы мы сделали соответствующие выводы. На самом деле действия людей, считающих необходимым ценой собственной жизни погубить десяток или сотню врагов, приводят лишь к тому, что враги озлобляются еще больше и еще упорнее стоят на своем.

 

РАЗДЕЛ 8

 

РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ОБ ОБВИНЕНИЯХ

В НЕВЕРИИ

 

Заявление Комитета крупнейших богословов

 

Хвала Аллаху, благословения и мир посланнику Аллаха, его семейству, всем его сподвижникам и тем, кто шел его путем.

На 49-й сессии Комитета крупнейших богословов, проходившей в городе ат-Таиф с 26.07.1998 г. (02.04.1419 г.х.), Совет этой организации рассмотрел вопрос об обвинениях в неверии и взрывах, имевших место во многих мусульманских и немусульманских странах, что привело к кровопролитию и разрушениям.

Ввиду серьезности подобных инцидентов, влекущих за собой гибель невинных людей, уничтожение имущества, устрашение мирных жителей и нарушение общественной безопасности. Совет считает необходимым опубликовать заявление с разъяснением решения по данному вопросу. Цель этого заявления состоит в том, чтобы дать доброе наставление рабам Аллаха, выполнить свой долг и устранить путаницу в понятиях у тех, для кого это остается неясным.

Обращаясь за помощью к Аллаху, мы заявляем следующее:

1. Обвинение в неверии представляет собой шариатское решение, которое следует принимать на основании Корана и Сунны, как и решения о дозволенности, запретности или обязательности тех или иных дел.

Не всякое слово или дело, которое квалифицируется как проявление неверия, следует считать проявлением большого неверия, ставящего человека вне рамок религии.

Поскольку обвинение в неверии должно основываться на ясных указаниях Корана или Сунны, мы можем считать человека неверным лишь в том случае, если такое указание имеется, тогда как ничто сомнительное или предполагаемое основанием для этого служить не может, ибо последствия подобных обвинений слишком серьезны.

В сомнительных случаях установленные шариатом наказания не применяются, хотя их применение повлекло бы менее серьезные последствия, чем обвинение в неверии, а это значит, что, если дело внушает сомнения, от обвинений в неверии тем более следует воздерживаться.

Вот почему пророк, мир ему и благословение Аллаха, предостерегал от вынесения решения о неверии того, кто неверным не является. Сообщается, что пророк сказал:

«Если человек скажет своему брату (в Исламе): «О неверный!» - это вернется к одному из них[82], и если он[83] таков, как о нем было сказано, (значит, он заслуживает этого), в противном же случае (сказанное) вернется к (тому, кто это сказал)» «Сахих» аль-Бухари, хадис №6104; «Сахих» Муслима, хадис №60.

Иногда встречаются такие аяты Корана и хадисы, из содержания которых можно понять, что то или иное слово, действие или убеждение является проявлением неверия, но вместе с тем того, кто произносит такие слова, совершает такие действия или придерживается таких убеждений, нельзя обвинять в неверии в силу наличия определенных препятствий.

Для вынесения подобного решения необходимо наличие известных причин и условий и отсутствие соответствующих препятствий, что касается и других случаев. Так, если родственник умершего мусульманина исповедует другую религию, это является препятствием для получения им наследства. Если же говорить о некоторых проявлениях неверия, то за это верующий достоин порицания, но на основании этого обвинять его в неверии не следует.

Под воздействием сильной радости, гнева или иного чувства мусульманин может невольно произнести слова, формально свидетельствующие о неверии, как сообщается об этом в одном из хадисов, где сказано: «...и он воскликнул: «О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!» - допустив ошибку по причине сильной радости, (которая охватила его)» «Сахих» Муслима, хадис №2747, однако в подобных случаях обвинять его в неверии не следует.

Поспешность здесь недопустима, поскольку человек, которого обвинили в неверии, может подвергнуться такому же наказанию, как и вероотступник[84], так разве можно обвинять в этом верующего по малейшему подозрению?!

Еще более осторожно следует подходить к этому вопросу в том случае, когда речь идет о правителях, поскольку обвинение в неверии правителя может привести к вооруженному восстанию, распространению анархии, кровопролитию и прочим бедствиям.

Именно поэтому пророк и его сподвижники запрещали выступать против правителей, а пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если только не увидите, (что он впал в) явное неверие, относительно чего будут у вас доказательства от Аллаха» «Сахих» аль-Бухари, хадис №7056; «Сахих» Муслима, хадис №1709.

Слова «Если только не увидите» означают, что одних только подозрений и слухов недостаточно; упоминание о неверии означает, что, даже если правитель является нечестивцем, который проявляет несправедливость, пьет вино, играет в азартные игры и присваивает то, на что он не имеет права, этого еще недостаточно для обвинения его в неверии; слово «явное» указывает на то, что подразумевается откровенное и ничем неприкрытое неверие; слова «относительно чего будут у вас доказательства от Аллаха» означают, что необходимо ясное указание абсолютно достоверного источника, тогда как не вполне ясного указания будет недостаточно; слова «от Аллаха» означают, что мнение только одного из богословов, сколь бы знающим он ни являлся и каким бы доверием ни пользовался, не может быть принято в расчет, если оно не подкреплено ясным и достоверным указанием Корана или Сунны.

Все вышеперечисленные условия указывают на то, сколь серьезно следует подходить к подобным вещам.

Поспешность в обвинениях в неверии весьма опасна, ибо Аллах Всевышний сказал:

«Скажи: «Поистине, запретил Господь мой только непристойные дела, явные и тайные, и (все) греховное, и притеснение без права, и чтобы поклонялись вы наряду с Аллахом тому, о чем Он не ниспосылал никаких доводов, и чтобы говорили вы об Аллахе то, чего не знаете!»» (Сура «Преграды», аят 33).

2. Следствием ошибочных воззрений, связанных с обвинениями в неверии, является то, что некоторые люди начинают считать, что им позволено убивать и бесчестить других, захватывать частное и общественное имущество, взрывать дома и транспортные средства и разрушать различные предприятия и учреждения. Согласно единодушному мнению богословов, такие и подобные им действия запрещаются шариатом, поскольку являются посягательством на неприкосновенность личности и имущества и создают угрозу общественной безопасности и жизни ни в чем неповинных людей.

Ислам строго запрещает посягательства на неприкосновенность имущества, чести и личности мусульман, и это было последним, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, довел до сведения членов своей общины во время прощального паломничества. Сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь (должны) быть для вас столь же священными, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце. Довел ли я (это до вас)?» На это сподвижники сказали: «Свидетельствуем, что ты довел, и выполнил (то, что тебе было поручено), и дал доброе наставление (твоей общине)», после чего (пророк, мир ему и благословение Аллаха,) стал указывать пальцем то на небо, то на землю, повторяя: «О Аллах, засвидетельствуй, о Аллах, засвидетельствуй!» «Сахих» аль-Бухари, №1741; «Сахих» Муслима, №1679.

Сообщается также, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина...» «Сахих» Муслима, №2564.

Сообщается также, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, в День воскресения несправедливость (обернется густым) мраком[85]…» «Сахих» Муслима, № 2578.

Аллах Всевышний обратился с самыми страшным угрозами к тем, кто незаконно лишает человека жизни, сказав о преднамеренном убийстве верующего следующее:

«А тому, кто убьет верующего намеренно, возмездием послужит ад, где он пребудет вечно. Разгневается на него Аллах, проклянет его и уготовит ему великое наказание!» (Сура «Женщины», аят 93).

Что же касается совершенного по ошибке убийства неверного, который находится под защитой мусульман, то об этом в Коране сказано так:

«…а если он[86] относился к числу тех людей, с которыми у вас есть договор[87], (то убившему следует) выплатить (членам) семьи (убитого) выкуп за кровь и дать свободу верующему рабу» (Сура «Женщины», аят 92).

Но если даже за совершенное по ошибке убийство неверного следует уплатить выкуп и совершить искупительные действия, что же тогда сказать о преднамеренном убийстве? Такое преступление является еще более тяжким преступлением.

В одном из достоверных хадисов сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Убивший муахада[88] не почувствует благоухания рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути (от него)» «Сахих» аль-Бухари, № 3166.

3. Совет разъясняет суть решения по вопросу о бездоказательном обвинении людей и опасности подобных обвинений в силу серьезных отрицательных последствий, которые они за собой влекут, и заявляет миру следующее: Ислам не имеет ничего общего с подобными ошибочными воззрениями. Если же говорить об имеющих место в некоторых странах убийствах невинных людей, взрывах жилых домов, транспортных средств, государственных и частных учреждений, то эти действия являются преступными, а Ислам не имеет с ними ничего общего.

Точно так же с этим не имеет ничего общего и любой мусульманин, верующий в Аллаха и в Последний день, а совершают подобные действия люди, приверженные ошибочным идеям и убеждениям, которые будут нести бремя своих грехов и преступлений. Действия таких людей не следует связывать ни с Исламом, ни с мусульманами, руководствующимися установлениями Ислама и неуклонно следующими указаниям Корана и Сунны, поскольку их действия являются проявлением нечестия в чистом виде и преступлениями, отвергаемыми и шариатом, и самой человеческой природой. Бот почему подобные действия запрещаются Кораном и Сунной, предостерегающими мусульман от общения с теми людьми, которые их совершают.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«Среди людей есть такой, речи которого о земной жизни тебе нравятся, и он призывает Аллаха в свидетели, что в сердце у него (вера, однако) он непримирим в спорах. Когда же он покидает (тебя), то направляет свои усилия на то, чтобы творить нечестие на земле, губить посевы и приплод животных, а Аллах не любит нечестия»

(Сура «Корова», аяты 204 - 206).

Всем мусульманам, где бы они ни жили, следует придерживаться истины, давать друг другу добрые наставления, помогать в делах благочестия и богобоязненности, побуждать людей к одобряемому и удерживать от порицаемого с помощью мудрости и добрых увещеваний, а также веси споры с помощью наилучшего, о чем Аллах Всевышний сказал так:

«Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде, и бойтесь Аллаха - поистине Аллах суров в наказании» (Сура «Трапеза», аят 2).

Аллах Всевышний также сказал:

«Верующие мужчины и женщины - покровители[89] друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого (шариатом), и совершают молитвы, и выплачивают закят, и повинуются Аллаху и Его посланнику. Таких помилует Аллах, ведь Аллах - Всемогущий, Мудрый»(Сура «Покаяние», аят 71).

Аллах Всевышний также сказал:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ БОГОСЛОВОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного... ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Председатель: Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Совет комитета выдающихся богословов
Решение Комитета выдающихся богословов по факту взрыва в городе аль-Хубар Хвала одному лишь Аллаху, благословение и мир Мухаммаду, после которого уже не будет пророков, его семейс

Генеральный Секретарь Лиги исламского мира, Генеральный директор Управлений по научным исследованиям, фетвам, исламскому призыву и ориентации
Королевства Саудовская Аравия[19] Послание шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха аль аш-Шейх, да хранит его Аллах, в связи с воздушной атакой зданий

Управления по научным исследованиям и фетвам
Выступление шейха Салиха бин Мухаммада аль-Люхайдана, да хранит его Аллах[21]   Уважаемые телезрители, мир вам, милость Аллаха и Его благословения.

Комитет крупнейших богословов
Ответ шейха мухаддиса[95] Насир ад-Дина аль-Альбани, да помилует его Аллах   Вопрос: «Уважаемый шейх, вам известно, что в настоящее время в Афганист

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги