рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В.Н.Васечко: Сравнительное богословие, Курс лекций. 2000г

В.Н.Васечко: Сравнительное богословие, Курс лекций. 2000г - раздел Религия, В.н.васечко, Курс Лекций. 2000Г. ...

В.Н.Васечко, Курс лекций. 2000г.

 

Сравнительное богословие.

  Содержание: Предмет Сравнительного богословия.

Предмет Сравнительного богословия.

Основной задачей нашего предмета является “критическое обозрение отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных нам… Хотя сравнительное богословие могло бы претендовать на изучение догматических… Все церковные разделения послесоборного времени уже не могут быть отнесены к болезням роста и оправданы неведением еще…

Основные Западные Исповедания.

2. Протестантские исповедания, отделившиеся от римо-католичества, начиная с XV столетия, в ходе Реформации. Это отделение привело к потере…   Можно выделить три основные ветви протестантизма:

Церковное Отношение Православия к Инославному Миру. Три Чина Воссоединения Инославных.

Прежде всего, православное богословие неизменно утверждает, что полнота спасительной для человеков благодати Божией и бытия церковного пребывает… С другой стороны, очевидно, что Православная Церковь также признает некое… Наиболее болезненным и не лишенным внутренних противоречий остается, в этой связи, вопрос об отношении Православия к…

Спор о природе и благодати в V веке.

Пелагианство развилось как реакция на расслабление все более обмирщавшейся Церкви, которая после обретения государственного признания наполнилась… Дальнейшее развитие этой мысли привело пелагиан к отрицанию самого… Исходя из самодостаточности этого стремления, пелагиане отрицали необходимое участие благодати в совершении человеком…

Краткая история разделения Церквей в XI в.

Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием множества самых различных причин, которые веками, налагаясь друг на друга, подтачивали единство Церкви, пока, наконец, не оборвалась последняя связующая нить. Несмотря на все многообразие этих причин мы можем условно выделить среди них две основные группы: религиозные и этно-культурные.

Собственно религиозных причин раскола две: стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью и догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения, среди которых важнейшим является изменение Никео-Цареградского Символа веры вставкой filioque. Оно прямо нарушает 7 правило III Вселенского Собора, которое определяет: “Да не будет позволено никому произносити... или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся”

Следующая группа явлений, решительно способствовавших ослаблению церковного единства даже в то время, когда оно еще сохранялось, относится к области национальных и культурных условий развития христианства на Западе и на Востоке.

Ни одна Церковь не избежала влияния этих условий в своей истории, но в данном случае мы имеем дело со столкновением двух наиболее мощных традиций античного мира — эллинской и римской. Различие этнокультурной устремленности этих традиций заложило глубинные различия в усвоении истины Христовой на Западе и на Востоке. Эта глубинная “противоположность несущих этносов” медленно, но неуклонно увеличивала степень отчуждения, пока оно наконец, не стало реальностью в XI столетии. И причина этого заключалась уже не только в притязаниях пап, просто разным стало направление развития церковной жизни.

Народы эллинского мира, по словам Б. Мелиоранского “поняли христианство преимущественно как богооткровенную метафизику и этику, как свыше указанный путь к нравственному совершенству и спасению личности и к познанию сущности Божией.” Этим объясняется полнота пытливой богословской жизни Востока, которая равно изливала себя в глубинах Богопознания и в еретических уклонениях от него, сотрясая и обессиливая восточный церковный организм.

Напротив, то что В.В. Болотов назвал “воздействием романского на христианское” выразило себя в терпеливом и методичном созидании церковного здания, ибо римляне “как самый государственный в мире народ, как создатели образцового права они поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства. ... Где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал институт....”

Накопление отклонений от общего учения и жизни неразделенной еще Церкви свидетельствовало о самостоятельном развитии западной ее половины, которое и закрепилось в расколе, ставшем, по словам А.Хомякова “произвольным, ничем не заслуженным отлучением всего Востока”[10]. Восточная Церковь не дерзала вносить что-то новое в соборные истины, стоившие ей таких трудов и испытаний. Именно Запад начал самочинно изменять их, и этот отход от соборно утвержденного учения и бытия церковного разрешился расколом 1054 года. Последующее развитие Церкви лишь подтверждает этот вывод, ибо общая вера неразделенной Церкви сохраняется Восточной Церковью в неизменности даже до сего дня, тогда как прошедшие столетия отяготили самостоятельное церковное развитие Запада множественными нововведениями, которые все более отдаляют его от общего наследия.

Растущей самостоятельности, даже самодостаточности Запада сопутствовало истощение соборного начала в жизни Вселенской Церкви, которое уже не могло более сопротивляться распаду. В прежние века для разрешения разномыслия созывался Собор, и сила его решений вразумляла и соединяла враждующих. После завершения эпохи Вселенских Соборов не стало удерживающего начала, и самочинные новшества Запада уже не привели к созыву нового Вселенского Собора, который мог бы оградить мир церковный.

Более полное представление о степени отчуждения Запада и Востока мы можем получить, если обратимся к непосредственно предварявшим Великий раскол событиям.

В середине IX столетия Византия была потрясена только что пережитой борьбой с иконоборчеством и после его поражения образовалось две партии: “зилоты” или сторонники беспощадной борьбы с еретиками и стоявшие за снисходительное к ним отношение “икономисты.”

Противоборство между этими партиями вылилось в ожесточенное противостояние патриархов Фотия и Игнатия, в котором самое активное участие принял Рим. Следствием этого стал разрыв отношений Востока и Запада, который прекратился лишь после Свято-Софийского Собора 879-880 гг. Кроме папских легатов на Собор прибыли представители восточных Патриархатов и множество епископов, число которых достигало 383-х. Таким образом, это был один из самых представительных Соборов за исключением Халкидонского.

На этом Соборе при участии легатов было принято постановление против попыток внесения в символ веры filioque. Были вновь осуждены притязания пап на верховную власть в Церкви, и одно из правил этого Собора подтверждало полное равенство епископов Рима и Константинополя. На Соборе был оглашен Никео-Цареградский символ веры и принято постановление о его полной неизменности, а также было решено “не допускать никаких нововведений в управлении Вселенской Церковью.” Свято-Софийский Собор часто причисляли к числу Вселенских, и вплоть до XII столетия таковым его считала Западная Церковь. Для нас он имеет значение прежде всего как выражение соборного мнения Восточной Церкви относительно властных и догматических заблуждений Запада.

Предшествовавшие Великому расколу десятилетия являют собой картину “худого мира,” который нередко нарушался и в конце концов разрешился “доброй ссорой.” В.В.Болотов приводит впечатляющую статистику исторического взаимоотчуждения Восточной и Западной Церквей. Из пяти с половиной столетий, прошедших со времени Миланского эдикта 312 г., лишь в течение 300 лет отношения между Церквами были нормальными, и более 200 лет они, по тем или иным причинам, были прерваны[11].

В церковной истории существует точка зрения, согласно которой Рим сознательно обострял отношения с Востоком перед Великим расколом, добиваясь их разрыва. Для такого стремления были свои основания, ибо неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало его монополию, поэтому как пишет Б.Мелиоранский: “Восток отказывается повиноваться и нет средств принудить его к повиновению; остается объявить, что послушные церкви и суть вся истинная Церковь.”

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 г. послужил очередной конфликт из-за церковных владений папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария. Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно, то папские легаты, “соскучившись, по их собственным словам, сопротивлением Михаила,” явились в храм Святой Софии и торжественно возложили на престол буллу отлучения от Церкви, которая гласила “Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, всех святых православных отцов Семи Соборов и католической Церкви, мы подписываем против Михаила и его приверженцев — анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них если они не опомнятся.” Абсурд происшедшего дополняло еще и то, что папа, от имени которого они произносили анафему, был уже мертв, он умер еще в апреле этого года.

После отбытия легатов патриарх Михаил Керулларий созвал Собор, на котором легаты и их “нечестивое писание” после рассмотрения были преданы анафеме. Следует заметить, что была предана анафеме не вся Западная Церковь подобно тому как это сделал кардинал Гумберт по отношению к Восточной, но лишь сами легаты. При этом, конечно, сохраняют силу осуждения Соборов 867 и 879 гг. относительно латинских нововведений, filioque и папских притязаний на первенство.

Все восточные патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку, после чего церковное общение с Римом прекратилось на всем Востоке. Никто не отрицал почетного первенства папы, установленного отцами, но никто и не соглашался с его верховной властью. Согласие всех восточных предстоятелей в отношении к Риму подтверждает пример Петра III, патриарха Антиохии, где имя папы было вычеркнуто из диптихов задолго до Великого раскола. Известна его переписка с Римским престолом о возможности восстановления единства, в ходе которой он получил из Рима письмо с изложением папской точки зрения. Оно настолько поразило его, что Петр III немедленно отослал его патриарху Михаилу, сопроводив весьма выразительными словами: “Эти латиняне, в конце концов, являются нашими братьями, несмотря на всю их грубость, невежество и пристрастие к собственному мнению, что иногда сводит их с прямой дороги.”

 

 

Вероучение Римо-католической Церкви.

Основные отклонения Римо-Католической Церкви от вероучения Вселенской Церкви 1. Учение об исхождении Св. Духа не только от Бога-Отца, но “и от Сына”… 2. Искажение учения о Церкви, порожденное верховной властью над ней Римского епископа, и учение о его учительной…

Особенности римо-католической экклезиологии и учение о верховной церковной власти епископа Рима.

Это стремление происходит из естественной слабости человеческого сознания, которое легче воспринимает видимые проявления незримого Божественного… Некоторые православные исследователи связывают такое преобладание земного… Самое очевидное отличие Римо-католической Церкви от учения Вселенской соборной Церкви состоит в том, что она признает…

Догмат о вероучительной непогрешимости Римского первосвященника.

Обращаясь к истокам развития папского догмата мы должны признать, что в той или иной форме представление о непогрешимости римского епископа… В течение первого тысячелетия христианский Запад более довольствовался… Вскоре после Великого раскола возникла необходимость вероучительной консолидации самой Западной Церкви, утратившей…

Учение об исхождении Св. Духа не только от Бога-Отца, но “и от Сына” (filioque).

В качестве богословского мнения учение о filioque возникло задолго до разделения Церквей. Оно исходит из своеобразного толкования ряда евангельских… Следует учитывать, что евангельское представление о Третьем Лице Св. Троицы не… Значительное развитие это учение получило на II Вселенском Соборе, отцы которого вместо краткой никейской формулы…

Учение Римо-католической Церкви о первородном грехе и первозданной праведности.

Естественная двойственность природы первых людей преодолевалась особым Божественным воздействием, получившем название “благодати первозданной… В этом взгляде мы видим первое проявление идеи отчужденной благодати,… Грехопадение лишило природу человека этого укрепляющего воздействия Божественной благодати, и она возвратилась в свое…

Римо-католическое учение о спасении.

Католический взгляд на личное спасение человека с необходимостью исходит из тех взаимоотношений Бога и человека, которые установились после… Этот искаженный образ гневающегося Бога неизбежно изменил отношение к нему… Разумеется, в католическом таинстве крещения также как и в православном происходит исцеление язвы первородного греха,…

Мариальные догматы Римо-католической Церкви.

Первые попытки богословского обоснования непорочного зачатия Девы Марии связаны с именем западного богослова IX в. Пасхазия Радберта, но корни его… Особое почитание самого зачатия Пресвятой Богородицы в Западной Церкви связано… В дальнейшем почитание Богородицы получало все более широкое распространение и получило окончательное догматическое…

Учение Римо-католической Церкви о Священном Писании и Священном Предании.

Подобным же образом Католическая Церковь значительно расширила по сравнению с Православной само содержание Священного Предания и область его… Возможность расширения Свщ. Предания получила законодательное закрепление в… Признаются Вселенскими многие соборы, которые не получили признания неразделенной Церкви или проходили уже после…

Римо-католическое учение о таинствах.

Прежде всего, исторически сложилось различное понимание самой природы таинств, хотя в настоящее время оно не столь заметно, отчасти благодаря… Традиционное понимание природы таинств и их действия, сложившееся еще в… В его основе лежит полумагическое представление об отчужденном действии благодати, которое красной нитью проходит…

Вероучение протестантских исповеданий.

Идейные истоки и предыстория Реформации.

Реформаторы до Реформации,” соборное движение XV столетия.

Это уклонение от подлинно евангельских основ неуклонно ослабляло религиозное, связующее начало в жизни христианского Запада, и к XVI столетию оно… Среди внутренних причин Реформации мы также можем выделить два основных… С другой стороны, очевидность этих пороков и заблуждений все более обостряла ощущение необходимости обновления…

Учение Реформации о первородном грехе.

Истоки учения о спасении только верой (sola fide) лежат в своеобразном понимании отцами Реформации природы первородного греха. Лютер восстал против… Итак, состояние первозданной невинности человека по природе своей отличалось… Но чем красочнее описывает протестантское богословие совершенство первозданного человека в раю, тем безотраднее…

Учение Реформации о спасении только верой (sola fide).

Исторически это учение начало развиваться в самом католичестве задолго до Реформации. Например, еще в XII в. подобные воззрения высказывал и Бернар… Корни sola fide лежали в тех искаженных представлениях о Боге и Его отношении… Представление о спасении только через веру развилось преимущественно из своеобразного толкования посланий ап. Павла,…

Учение Реформации о Священном Писании и Предании (sola Scriptura). Институт символических книг.

Подобно спасению личной верой принцип sola Scriptura исходил из общей идеи Реформации о правомочности личностного, неопосредованного обращения к… Свщ. Писание стало источником не только знания о Боге, но и Его освящающего… Кроме причин догматических, культ Свщ. Писания имел для Реформации свою историческую подоплеку. Как уже говорилось,…

Экклезиологические основы Реформации.

Исторически протестантский взгляд на Церковь развился как реакция на существенные недостатки католической экклезиологии, в которой преобладало… Это стремление к духовному образу Церкви было вполне естественным и… Объективированному земному образу Церкви в католичестве, Реформация противопоставила субъективное начало веры, и…

Лютеранство.

Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг: “Большого катехизиса” и “Малого катехизиса” Лютера, “Аугсбургского исповедания,”… Очень важное значение среди них принадлежит “Аугсбургскому исповеданию”… Вскоре после оглашения “Исповедания” поступило опровержение на него от католических богословов, присутствовавших на…

Кальвинизм.

В целом, реформатство или, как его часто называют, кальвинизм отличает от лютеранства большая последовательность и жесткость взглядов. Возможно,… Основы реформатской традиции изложил в своих трудах Жан Кальвин, младший… Символических книг реформатства достаточно много и не все они пользуются одинаковым авторитетом. Наибольшим признанием…

Англиканство.

Начало Реформации в Англии чаще всего связывают с именем Генриха VIII, но ее творцом и идеологом был его современник — архиепископ Кентерберийский… Становление во второй половине XVI столетия третьей основной ветви Реформации… Символических книг Англиканской церкви немного по сравнению с другими протестантскими исповеданиями. Их часто отличает…

Экуменическое движение.

Другое дело, что это стремление к преодолению христианских разделений выразилось в единственно приемлемой для протестантского веросознания форме, в… Естественно, что такая попытка церковной легализации уклонений от наследия… Первым шагом в становлении экуменического движения считается Всемирная миссионерская конференция, состоявшаяся в 1910…

Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории.

Русская Православная Церковь утверждает, что миссия традиционных конфессий возможна лишь в тех условиях, когда она осуществляется без прозелитизма и… Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями,…  

Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием.

Необходимо достоверное и квалифицированное информирование церковной общественности о ходе, задачах и перспективах контактов и диалога Русской… Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно…  

В повестке дня ВСЦ со временем стали появляться такие темы, которые оказались совершенно неприемлемыми для Православного Предания. Стало совершенно правомерно говорить о нарастающем кризисе ВСЦ, связанном, в свою очередь, с кризисом значительного числа протестантских деноминаций — членов ВСЦ и кризисом экуменического движения в целом. Задачи декларируемые ВСЦ вступают сегодня в полнейшее противоречие с практикой: все очевиднее становится разрыв сблизившегося на почве либерализации протестантского большинства и православного меньшинства. В итоге возможно такое развитие в протестантских церквах и во Всемирном Совете Церквей, с которым православные уже не смогут согласиться ни по экклезиологическим, ни по догматическим, ни по нравственным соображениям.

 

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 г. рассмотрел ситуацию с членством Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и вопрос о связанных с этим проблемах в связи с усилением негативных тенденций в Совете. Для разрешения вопроса об участии или неучастии Русской Православной Церкви в ВСЦ Освященный Архиерейский Собор принял решение провести всеправославное обсуждение этой проблемы. Как сказано в определении Собора: “По результатам всеправославного решения иметь суждение на Архиерейском Соборе об участии или неучастии представителей Русской Православной Церкви в двусторонних и многосторонних межконфессиональных богословских диалогах, а также в работе ВСЦ и других международных христианских организаций. В настоящее же время продолжить участие представителей Русской Православной Церкви в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделенном грехами христианском мире.”[59]

Созванное по инициативе Русской Православной Церкви и Сербской Православной Церкви Всеправославное Совещание в Салониках (29.04—1.05.1998) пришло к выводу, что нынешняя структура ВСЦ неприемлема для православных и продолжение их участия в Совете возможно лишь при условии “радикальной реформы” Всемирного Совета Церквей. В связи с этим заявлением на VIII Ассамблее ВСЦ было принято решение о создании Специальной комиссии Всемирного Совета Церквей по взаимоотношениям с православными. В мандат этой комиссии входит рассмотрение всего комплекса вопросов и проблем православного участия в ВСЦ и предложение возможных вариантов преобразования Совета. В соответствии с решением всеправославной встречи в Салониках на время работы этой комиссии Русская Православная Церковь принимает участие в работе с ВСЦ с “ограниченным мандатом.” Таким образом нынешний период в отношениях Русской Православной Церкви со Всемирным Советом Церквей, когда обсуждается новая модель ВСЦи способы его трансформирования — переходный. На этом этапе перехода к новой модели ВСЦ Русская Православная Церковь должна использовать все имеющиеся в ее распоряжении инструменты присутствия в ВСЦ для возможно более широкого распространения среди церквей-членов своей позиции по вопросам, вызывающим критику со стороны православных.

Православные относятся предельно ответственно к своему участию в ВСЦ и именно поэтому предупреждают: нынешнее развитие ВСЦ идет в опасном и недолжном направлении. Они констатируют кризис Всемирного Совета Церквей и призывают к пересмотру всего нынешнего этоса, принципов ВСЦ. Поэтому радикальное реформирование ВСЦ должно подразумевать не изменение “формы” при неизменности содержания, не ре-“формирование,” а изменение именно сути ВСЦ. Всякий новый шаг в направлении усиления протестантской экклезиологии в ВСЦ будет духовным самоубиством ВСЦ. Православные, требуя “реформирования” ВСЦ, настаивают на том, чтобы в ВСЦ была возможность полновесного православного свидетельства об истине Церкви, о принципах единства. Если нет возможности для такого свидетельства, если деятельность ВСЦ все дальше уходит от первоначальных целей экуменического движения — стремления к восстановлению христианского единства — то тогда ВСЦ утрачивает свою духовную ценность. ВСЦ — динамичное явление, в котором возможно “усиление” и “ослабление” элементов кафоличности. Сейчас в ВСЦ налицо стремление удовлетвориться “неполной кинонией,” стабилизировать существующую разделенность как нормальную и слабую меру общения, зафиксировать имеющийся статус “общности” в концепциях “неполного (растущего) общения,” “примеренного многообразия.” Сегодняшнее экуменическое движение находится в кризисе. Причина этого — в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к “обращению,” к кафолическому обновлению.[60]

Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей. Негативные тенденции в ВСЦ приводят к тому, что Русская Православная Церковь оказывается перед необходимостью быть готовой к изменению своего статуса в отношениях с ВСЦ. Впрочем, такое решение должно быть принято лишь при полном исчерпании всяких средств по изменению характера ВСЦ.[61]

 

Библиография.

1. Аквилонов Е. свящ. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. СПб. 1894.

2. Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. (Историческое исследование о важнейших реформаторских движениях в Западной Церкви в течение 8 столетий). Т.1. М. 1909, Т.2. М. 1910.

3. Арсеньев И. Ультрамонтанское движение в XIX в. до Ватиканского Собора 1869-70 гг. Харьков, 1895.

4. Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948.

5. Арсеньев Н.А. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1924, 1929.

6. Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Казань, 1882.

7. Беляев Н.Я. Значение символов в лютеранстве. — “Православный собеседник,” 1875, Т.1, с.144-68.

8. Беляев Н.Я. Основной принцип римского католицизма. Казань, 1895.

9. Беляев Н.Я. Пелагианский принцип в католичестве. — “Православный собеседник,” 1871, №1, с.84, 184.

10. Беляев Н.Я. Римо-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876.

11. Бергер А. Культурные задачи Реформации. СПб. 1901.

12. Богородский Н.М. Учение Св. Иоанна Дамаскина об исхождении Святого Духа. СПб. 1879.

13. Болотов В.В. К вопросу о РШсхпае. СПб. 1914.

14. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1-4, М. 1994.

15. Бондарь С.Д. Англиканская епископальная церковь. СПб. 1911.

16. Борков И.В. Лютеранское учение по шмалькальденским членам. Казань, 1915.

17. Булгаков А.И. О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви. Киев, 1906.

18. Бэрд Ч. Реформация ХVI в. в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб. 1897.

19. Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С.Хомякова. — “Журнал Московской Патриархии,” 1954, №7, с.47-59.

20. Виппер Р. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века: церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М. 1894.

21. Владимир (Сабодан), архиеп. Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением. — “Журнал Московской Патриархии,” 1979, №9, с.58; №10, с.56.

22. Воронов Л. свящ. Вопрос “О Филиокве” с точки зрения русских богословов. — “Богословские труды,” сборник, посвященный 175-летию ЛДА, с. 157-85.

23. Воронов Л.А. прот. Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки. — “Богословские труды,” №3, с.64-145.

24. Второй Ватиканский собор. Брюссель, 1992.

25. Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб. 1899.

26. Гейссер Л. История Реформации. СПб. 1882.

27. Герье В. Блаженный Августин. М. 1910.

28. Гетте В. Папство как причина разделения Церквей. Харьков, 1895.

29. Городцев П. Предшественник Реформации Дж.Виклиф. П. 1917.

30. Гусев Д. Чистилище у средневековых римо-католических богословов. — “Правславный собеседник,” 1872, №6, с.226-64.

31. Дьяченко С. свящ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М. 1993.

32. Епифанович Л. Записки по обличительному богословию. Новочеркасск, 1904, 1913.

33. Зерникав А. Православно-богословские исследования об исхождении Святаго Духа от одного только Отца. Т. 1-2. Почаев, 1902.

34. Иванцов-Платонов А.М. О западных исповеданиях. М. 1906, 1915.

35. Иванцов-Платонов А.М. О римском католицизме и его отношении к Православной Церкви. Ч. 1-2. М. 1870.

36. Иларион (Троицкий) архим. Единство Церкви и всемирная конференция христианства. — Иларион (Троицкий) архим. Христианства нет без Церкви. М. 1991.

37. Исидор (Богоявленский) еп. Рождество Богородицы. (По православному и римско-католическому учению). — “Журнал Московской Патриархии,” 1949, 5, с.34-7.

38. Карпов П. Систематический указатель статей по основному, догматическому, нравственному и сравнительному богословию. СПб. 1888.

39. Карсавин Л.П. Католичество. П. 1918.

40. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХII-ХIII вв. преимущественно в Италии. П. 1915.

41. Катанский А.Л. Об исхождении Св. Духа. (По поводу старокатолического вопроса). — “Христианское чтение,” 1893, 4.1, с.401-25.

42. Катехизис Католической Церкви. М. 1996.

43. Керенский В. О символических книгах протестантов. — “ХЧ,” 1911, №4, с.173-81.

44. Козин еп. Вероучение, учреждения и обряды Англиканской церкви. СПб. 1868.

45. Коржавин А. Учение об оправдании по символическим книгам лютеран, изложенное по сравнению с православным учением. Тамбов, 1886.

46. Кохомский С.В. Учение Древней Церкви об исхождении Святого Духа. СПб. 1875.

47. Кремлевский А. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898.

48. Кремлевский А. Первородный грех по учению блж.Августина. СПб. 1902.

49. Лебедев А. История разделения Церквей в IX, X и XI веках. СПб. 1905.

50. Лебедев А. свящ. О главенстве Папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб. 1887.

51. Лебедев А. Церковь Римская и Византийская в их взаимных догматических и церковно-обрядовых спорах в IX, X и XI веках. М. 1875.

52. Лебедев А.П. О главенстве Папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб. 1887.

53. Лебедев А.П. Разности Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице. СПб. 1903.

54. Лебедев П. Пелагианство. М. 1866.

55. Лепорский П.Н. 39 членов церкви Английской. СПб. 1912.

56. Лопухин А.П. История христианской Церкви в XIX в. Т. 1-2, П. 1900-01.

57. Лосский В.Н. Догмат о непорочном зачатии. “Богословские труды,” №14, с.121-25.

58. Лосский В.Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице. — “Журнал Московской Патриархии,” 1973, №9, с.62-71.

59. Малиновский Н. Протестантское учение о церковной иерархии. — “Вера и разум,” 1886, №4, кн.2, с.237-59; №6, кн.2, с.414-24

60. Маргаритов С. Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни М.Лютера. М. 1895.

61. Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII века. Вильна, 1886.

62. Михаил (Мудьюгин) еп. Православная трактовка развития мариологии Римо-католической Церкви за последнее столетие. — “Вестник Русского западноевропейского патриаршего Экзархата,” 1966

63. Михайловский В.Я. Англиканская Церковь и ее отношение к Православию. СПБ. 1864.

64. Назаревский М. Иоанн Кальвин, реформатор XVI в. — “Православное обозрение,” 1878, №5, с.43-68, №8, с.675-701, №10, с.222-45; 1879, №5-6, с.143-204, №9, с.44-78, №12, с.635-713.

65. Налимов Т. Вопрос о папской власти на Констанцском соборе. СПБ. 1890.

66. Некрасов А. Учение Св. Иоанна Дамаскина о личном отношении Духа Святого к Сыну Божию. Казань, 1889.

67. Никольский В. Лютеранское учение об авторитете церковного предания и его внутренняя несостоятельность.

68. Огицкий Д.П., Козлов М. свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995.

69. Окружное Патриаршее и Синодальное Послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 года (1895 г.) — Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Св. -Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

70. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.) — Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

71. Олесницкий И. Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии и несостоятельность этого учения. Каменец-Подольск, 1894.

72. Осипов А. проф. О некоторых принципах православного экуменизма. — “Богословские труды,” №18, с. 180-7.

73. Перов И. Руководство к обличительному богословию. Тула, 1910.

74. Петр (Другов) еп. Западная Церковь в борьбе с Великим расколом в первое десятилетие XV в. М. 1890.

75. Писарев Л. Учение блж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894.

76. Пономарев П.П. Учение Фомы Аквината о таинстве Евхаристии. Казань, 1905.

77. Попов В.Д. Кальвин. — “Труды Киевской духовной академии,” 1909, №9, с.112-34; №10, с.312-34; №12, с.551-93.

78. Попов И.В. Личность и учение блж. Августина. Сергиев Посад, 1916.

79. Порозовская Б.Д. И.Кальвин, его жизнь и реформаторская деятельность. СПБ. 1891.

80. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723г.). — Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

81. Правило по применению принципов и норм по экуменизму. Ватикан, 1993.

82. Православие и экуменизм. М. 1998.

83. Преображенский Н. Современное англиканство. (Учение о присутствии Иисуса Христа в таинстве Евхаристии). — “Богословский вестник,” 1901, №2, с.293-316.

84. Разумовский г. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь. М. 1948.

85. Родзянко В. свящ. (ныне еп. Василий) Как разрешить проблему Филиокве? — “Вестник Русского западно-европейского патриаршего Экзархата,” 1955, №24.

86. Родзянко В. свящ. Как разрешить проблему Филиокве? — “Вестник Русского западно-европейского патриаршего Экзархата,” 1955, №24.

87. Рождественский А.Я. Символические и богослужебные книги Английской церкви как выражение ее веросознания. Киев, 1908.

88. Рождественский А.Я. Учение западных исповеданий о первородном грехе. — “Труды Киевской духовной академии,” 1909, №2,5.

89. Рождественский А.Я. Учение западных исповеданий о таинствах. — “Труды Киевской духовной академии,” 1911, № 1, 2, 3, 7, 8.

90. Романидис И. свящ. Филиокве. — “Вестник Русского западноевропейского патриаршего Экзархата,” 1975, №89-90, с.89-115.

91. Сергий (Страгородский) арх. Учение блж. Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности. — “Чтения в обществе любителей духовного просвещения,” 1887, №2, 4.1, с.431.

92. Сергий (Страгородский) архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ.Писания и творений святоотеческих. Репринтное издание 1898 г. Москва; Просветитель 1991.

93. Сергий (Страгородский) архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. СПБ. 1910.

94. Сергий (Страгородский) патр. Значение апостольского преемства в инославии. — “Журнал Московской Патриархии,” 1961, №10, с.30-45.

95. Сергий (Страгородский) патр. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию. — “Журнал Московской Патриархии,” 1967, 1, с.63-69.

96. Скабалланович М.А. Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии. — “Христианское чтение,” 1884, №11-12, с.626; 1885, №1-2, с.95-145.

97. Соколов И.П. Учение Римо-католической Церкви о таинстве священства. СПБ. 1907.

98. Соколов. В.А. Иерархия Англиканской епископальной церкви. Сергиев Посад, 1897.

99. Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях. Тамбов, 1878.

100. Стуков Ф. Лютеранский догмат об оправдании верою. Историко-критический очерк. Казань, 1891.

101. Теодорович Н.И. Учение Тридентского собора о первородном грехе. Почаев, 1886.

102. Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам. Казань, 1910.

103. Терентьев Н. Символические книги лютеранства. — “Православный собеседник,” 1909, №9, с.324-48; №10, с.467-95; 1910, №1, с.89-109; №2, с. 180-224; №3, с.350-90; №4, с.467-97;

104. Троицкий В.Н. Очерки истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.

105. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание блаж. Августина. 4.1, М. 1892.

106. Трусковский И. Руководство к обличительному богословию. Могилев на Днепре, 1887.

107. Успенский Е. Обличительное богословие. СПБ. 1895.

108. Успенский Л.А. На путях к единству? Париж, 1987.

109. Филарет (Вахромеев). архиеп. О филиокве. (К дискуссии со Старокатолической Церковью). — “Журнал Московской Патриархии,” 1972, 1, с.62-75.

110. Филарет (Дроздов) митр. Разговор между испытующим и уверенным в Православии Восточной Кафолической Церкви. М. 1849.

111. Филарет митр. О непрерывности епископских рукоположении в Англиканской Церкви. — “Православное обозрение,” 1886, №2, с.35.

112. Филевский И. свящ. Учение Православной Церкви о Священном Предании. Апологетическое исследование. Харьков, 1902.

113. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях. — Сочинения Т.2, М. 1994.

114. Хомяков А.С. Церковь одна. — Сочинения Т.2, М. 1994.

115. Хрисанф (Ретивцев) архим. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб 1871.

116. Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании. Париж, 1933.

117. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в ХI-ХII вв. СПб. 1879.

118. Шавров А. Образование протестантского учения о Церкви в борьбе с католицизмом. — “Православное обозрение,” 1864, №9, с.96-138.

119. Шпиллер В. свящ. Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви. (Критика в русской богословской литературе). — “Журнал Московской Патриархии,” 1950, 12, с.44.

120. Ястребов М. Учение лютеранских символов о первородном грехе. — “Труды Киевской духовной академии,” 1876, №9, с.623-73; №10, с.226-57; №12, с.597-643; 1877, №2, с.285-334.



[1] Перов И. Руководство к обличительному богословию Тула, 1910, с. 4.

[2] Огицкий Д.П., Козлов М. свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с. 14.

[3] Филарет (Дроздов) митр. Разговор между испытующим и уверенным в Православии Восточной Кафолической Церкви. М. 1849.

[4] Огицкий Д.П., Козлов М. свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с.22.

[5] Подробное их изложение можно найти в "Настольной книге для священно-церковно-служителей" (Т.2, с. 1009-1047) свящ. С.Булгакова переизданной Издательским отделом Московского Патриархата в 1993 г.

[6] Огицкий Д.П., Козлов М.свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с.20.

[7] Огицкий Д.П., Козлов М.свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с. 21.

[8] "Церковные ведомости", 14 июня, 1903 г., №24, с. 253.

[9] Соловьев В. С. Пелагий — Энциклопедический словарь Т 23, СПб 1898, с. 106.

[10] Хомяков А.С. Сочинения Т.2, М. 1994, с. 70.

[11] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.З, М.1994, с. 313.

[12] Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948, с.56.

[13] Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948, с.50.

[14] В этой связи показателен пример отождествления личности папы с образом явления Христа в Евхаристии, приводимый Н.Арсеньсвым в книге "Православие, католичество, протестантизм", ее. 50-54.

[15] Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Казань, 1882, с.65.

[16] Лебедев А.П. О главенстве Папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. СП. 1887, с.65.

[17] Там же, с.73.

[18] Там же, с. 70-1.

[19] Катехизис Католической Церкви. М. 1996, с.217.

[20] Филарет (Вахромеев). архиеп. О филиокве. (К дискуссии со Старокатолической Церковью). — «Журнал Московской Патриархии», 1972, 1, с.72.

[21] Огицкий Д.П., Козлов М.свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с.89.

[22] Воронов Л. свящ. Вопрос «О Филиокве» с точки зрения русских богословов. — «Богословские труды», сборник, посвященный 175-летию ЛДА, с. 101-2.

[23] Лосский В.Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице. — «Журнал Московской Патриархии», 1973, №9, с.63.

[24] Филарет (Вахромеев). архиеп. О филиокве. (К дискуссии со Старокатолической Церковью). — «Журнал Московской Патриархии», 1972, 1, с.66.

[25] Лосский В.Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице. — «Журнал Московской Патриархии», 1973, №9, с.67.

[26] Там же, с.63.

[27] Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ.Писания и творений святоотсческих. СПб. 1910, с.157.

[28] Сергий (Страгородский) архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ. Писания и творений святоотеческих. СПб. 1910, с. 13.

[29] Цит. по: Огицкий Д.П., Козлов М.свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с.88.

[30] Сергий (Страгородский) архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ. Писания и творений святоотеческих. СПб. 1910, с.43.

[31] Сергий (Страгородский) архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ. Писания и творений святоотеческих. СПб. 1910, с.141.

[32] Там же, с. 141.

[33] Там же, с. 194.

[34] Лосский В.Н. Догмат о непорочном зачатии. «Богословские труды», №14, с 121.

[35] Там же, с. 122.

[36] Михаил (Мудьюгин) еп. Православная трактовка развития мариологии Римо-католической Церкви за последнее столетие. — «Вестник Русского западно-европейского патриаршего Экзархата», 1966.

[37] Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси. — Сочинения Т. 2, М. 1994, с.32, 46.

[38] Цит. по: Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. (Историческое исследование о важнейших реформаторских движениях в Западной Церкви в течение 8 столетий). Т.1. М. 1909, с.43.

[39] Там же, с.44.

[40] Там же, с.50.

[41] Там же, с.56.

[42] Там же, с.61.

[43] Там же, с.132.

[44] Иларион (Троицкий) архим. Христианства нет без Церкви. М 1991, с. 7.

[45] Сергий (Страгородский) архиеп. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. СПб. 1910, с.23.

[46] Хрисанф (Ретивцев) архим. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб. 1871, с.26.

[47] Огицкий Д.П., Козлов М.свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с. 123.

[48] Огицкий Д.П., Козлов М.свящ. Православие и западное христианство. МДА, 1995, с. 135.

[49] Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910, с.292.

[50] Хрисанф (Ретивцев) архим. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб. 1871, с.89.

[51] Цит. по: Воронов Л.А., прот. Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки. — «Богословские труды», №3, с.81.

[52] Окружное послание Вселенского Патриархата 1920 года. — Православие и экуменизм. М. 1998, с.69.

[53] Заявление православных участников на Первой всемирной конференции «Вера и церковное устройство». — Православие и экуменизм. М 1998, с.78,79.

[54] Церковь, Церкви и Всемирный совет церквей. Экклезиологическое значение Всемирного совета церквей. — Православие и экуменизм. М. 1998, с. 192.

[55] Правильнее: терпимости по отношению к …, еп. А. Милеант.

[56] Всегда были и будут в меньшинстве. Еп. А. Милеант.

[57] Отсутствие положительных результатов убеждает в бесполезности усилий. Еп. А. Милеант.

[58] Ответственности перед Православными и перед Богом. Еп. А. Милеант

[59] Иными словами: “Не взирая на все неудачи и ухудшение ситуации, продолжайте бороться.” Еп. А. Милеант

[60] “Воли к обращению” к истинной вере никогда не существовало. Еп. А. Милеант.

[61] “Изменение статуса” — т.е. просто надо выйти из этой организации, которая все дальше и дальше удаляется от чистоты христианства. Еп. А. Милеант.

– Конец работы –

Используемые теги: Васечко, Сравнительное, богословие, курс, лекций, 2000г0.095

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В.Н.Васечко: Сравнительное богословие, Курс лекций. 2000г

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА КУРС ЛЕКЦИЙ Введение в общую психодиагностику. Курс лекций
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ... МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА...

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине Железобетонные конструкции Курс лекций. Для специальностей «Архитектура» и «Промышленное и гражданское строительство»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Курс офтальмологии КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ 1. Введение. Офтальмология и ее место среди других медицинских дисциплин. История офтальмологии. Анатомо-физиологические особенности органа зрения. 2. Зрительные функции и методы их исследования
Курс офтальмологии... КОРОЕВ О А...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Курс лекций Экономика недвижимости Введение в курс. 3 Глава 1. Недвижимое имущество и его виды
Курс лекций Экономика недвижимости Кафедра Финансовый менеджмент Преподаватель Шаренков С Б...

Введение в курс. Курс лекций Начертательная геометрия
Курс лекций Начертательная геометрияв которой рассматриваются следующие основные вопросы... Построение изображений или чертежей предметов... Решение геометрических задач в пространстве при помощи чертежей на плоскости...

Институциональная экономика. Курс лекций Тема 1. Введение в курс Институциональная экономика
Тема Введение в курс Институциональная экономика... История экономических учений Зарождение...

Курс лекций по Сравнительному богословию
Доцент священник Максим Козлов... Курс лекций по... Сравнительному богословию В В Е Д Е Н И...

Курс лекций по уголовному праву общая часть, 2 курс Источники уголовного права – уголовный закон. Все основные положения конституции нашли отражение в УК
Преподаватель Пряхина Надежда Ивановна... Уголовное право как отрасль права совокупность правовых норм которые устанавливают какие деяния являются...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам