Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6 - Семинар, раздел Религия, Лекции ...
|
Лекции
По Сравнительному богословию
Для III курса
Киевской Духовной Семинарии
Киев
Оглавление
Предуведомление. 5
Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6
1.1. Сравнительное богословие как дисциплина. 6
1.2. Единство Церкви и грех разделений. 6
1.3. Три чиноприема инославных. 7
Раздел 2. Католицизм.. 9
2.1. Обзор основных отступлений Римо-Католической Церкви от учения Вселенской Церкви. 9
2.2. Католическое учение о власти Папы над Церковью.. 12
2.2.1. Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре. 12
2.2.2. Отношение апостола Петра к другим апостолам. 17
2.2.3. Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви. 18
2.2.4. События 1054 года. 20
2.2.5. Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом 23
2.3. Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности. 24
2.3.1. I Ватиканский Собор. 24
2.3.2. Содержание догматической конституции «Pastоr aeternus». 25
2.3.3. Критика учения о папской безошибочности. 27
2.4. Проблема Filioque. 28
2.4.1. История появления и развития на Западе учения о Filioque. 28
2.4.2. Священное Писание об исхождении Святого Духа. 30
2.4.3. Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием 31
2.4.4. Богословы XIX-XX веков о Filioque. 34
2.4.5. Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана. 35
2.4.6. Католические разъяснения 1995 года. 36
2.4.7. Православная критика «Разъяснений» 1995 года. 36
2.5. Католическая сотериология. 38
2.5.1. Учение о первородном грехе. 39
2.5.2. Интерпретация жертвы Христовой. 40
2.5.3. Усвоение спасения. 41
2.5.4. Индульгенции. 42
2.6. Мариальные догматы Римско-Католической Церкви. 43
2.6.1. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. 43
2.6.2. Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо. 45
2.7. Особенности католического учения о Таинствах. 46
2.7.1. Таинство Крещения. 47
2.7.2. Таинство Миропомазания. 48
2.7.3. Таинство Брака. 49
2.7.4. Таинство Священства. 51
2.7.5. Таинство Покаяния. 52
2.7.6. Таинство Елеопомазания. 53
2.7.7. Таинство Евхаристии в Католической Церкви. 54
2.8. Современное положение Римско-Католической Церкви. 59
2.9. Українська Греко-Католицька Церква. 65
Раздел 3. Предшественники Реформации. Причины Реформации. 69
3.1. Вальденсы.. 69
3.2. Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа. 70
3.3. Жизнь и особенности богословия Яна Гуса. 71
3.4. Гуситское движение. Богемские братья. 72
3.5. Причины Реформации. 74
Раздел 4. Реформация в Германии. Лютеранство. 76
4.1. Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера. 76
4.2. Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью.. 78
4.3. Критический анализ лютеранского вероучения. 80
4.3.1. Символические книги лютеран. 80
4.3.2. Учение о Священном Писании. 80
4.3.3. Учение об оправдании. 81
4.3.4. Вера и добрые дела. 82
4.3.5. Учение о Церкви. 82
4.3.6. Сакраментология. 83
4.3.7. Лютеранский подход к богослужению.. 84
4.3.8. Пост в лютеранстве. 84
4.4. Лютеранство в современном мире (краткий обзор) 85
4.5. Лютеране в России и в Украине. 87
Раздел 5. Реформация в Швейцарии. 90
5.1. Ульрих Цвингли (1484-1531) 90
5.2. Жан Кальвин (1509-1564) 92
5.3. Некоторые положения кальвинистского вероучения. 95
5.3.1. Учение Кальвина о евхаристии. 95
5.3.2. Учение Кальвина о предопределении. 96
5.3.3. Арминианский спор. 97
5.3.4. Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19) 98
Раздел 6. Реформация в Англии. 100
6.1. История Реформации в Англии. 100
6.2. Англиканское вероучение. 104
6.3. Административное и иерархическое устройство Церкви Англии. 107
6.4. Англиканское содружество. 108
Основная литература (ко всему курсу) 110
Сокращения. 110
Экзаменационная программа. 111
В. В. Бурега,
Преподаватель КДАиС
VBureha@gmail.com
Раздел 1. Введение в сравнительное богословие
Единство Церкви и грех разделений
Церковь Христова едина и единственна (святитель Киприан Карфагенский. О единстве Церкви). Основанием единства Церкви - Тела Христова - является то, что у нее один Глава - Господь Иисус Христос (Еф. 5, 23) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. Единство церковное находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии, в котором верующие, причащаясь Единого Тела Христова, подлинно и действительно сочетаются во единое и кафолическое тело, в таинстве любви Христовой, в преображающей силе Духа. «Ведь если все от одного хлеба приобщаемся, то все одно тело составляем (1 Кор. 10, 17), ибо Христос не может быть разделяем. Поэтому и телом Христовым называется Церковь, а мы - отдельные члены, по пониманию апостола Павла (1 Кор. 12, 27)» (святитель Кирилл Александрийский).
К сожалению, на протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Однако разномыслие в Церкви не всегда бывает греховным. Святой апостол Павел пишет: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись искусные» (1 Кор 11, 19). Здесь апостол указывает на возможность дискуссии в Церкви, возможность открытого обсуждения богословских вопросов. И такая дискуссия является нормальной. Однако может быть в Церкви и греховное разномыслие, о котором святой апостол также неоднократно говорит в своих посланиях: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор 1, 10). В Послании к Римлянам святой апостол указывает и причину церковных разделений: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву» (Рим 16, 17). Таким образом, разномыслие в Церкви не является греховным, если оно не ведет к отделению части верующих от церковного общения. Если кто-либо из корыстных побуждений производит в Церкви разделение, то это является тяжким грехом.
Разделения, происходившие в Церкви, не всегда затрагивали вероучительную сферу. Нередко группы верующих отделялись от общения с Церковью исключительно по политическим или иным внешним мотивам. Такое разделение, не затрагивающее догматического учения, именуется расколом. Таковы, например, украинские раскольники или сторонники старого стиля в Греции и Румынии. Эти конфессии, хотя они и находятся вне общения с Вселенским Православием, все же не могут быть названы инославными, поскольку содержат с нами одну и ту же веру. Инославными конфессиями являются те, в вероучении которых имеются отличия от учения православного.
Литература к разделу 1
Воронов Л., прот., проф. Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию // ЖМП. 1968. № 8. С. 52-72.
Иларион (Троицкий), священномученик. Христианства нет без Церкви. М., 1992.
Сергий (Страгородский), митр. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее сообществам // ЖМП. 1931. №№ 2-4.
Флоровский Г., прот. О границах Церкви // Путь. № 44. Париж, 1934. С. 15-26.
Цыпин В., свящ. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды. Юбилейный сборник: Московская Духовная Академия 300 лет (1685-1985). М., 1986. С. 193-225.
Раздел 2. Католицизм
Обзор основных отступлений Римо-Католической Церкви от учения Вселенской Церкви
II. Отступлениия в сотериологии.
1. Доктрина о юридическом характере искупления, ярким выразителем которой стал Ансельм Кентерберийский (XI-XII вв.).
2. Учение о чистилище, то есть среднем состоянии между раем и адом.
3. Учение об индульгенциях, то есть об освобождении грешников от наказания за грех в силу сверхдолжных заслуг святых.
III. Отступления в сакраментологии.
Учение о действенности Таинств ex opere operato, то есть — в силу совершения действия. Таким образом, действие Таинства не зависит от расположения воспринимающего (от него требуется лишь желание) и совершающего (главное лишь правильная хиротония священника). Это учение было принято на Тридентском соборе.
Литература
The Primacy of the Successor of Peter in the Mystery of the Church // Osservatore Romano. 31.10.1998. Интернет-публикация: http://www.ewtn.com/library/CURIA/CDFPRIMA.HTM.
Бурега В. В. Проблема первенства в современном католическом богословии. Интернет публикация на портале «Богослов.Ru».
Петрово служение: Диалог католиков и православных / Под ред. Вальтера Каспера. М., 2006.
Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности
Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 году на I Ватиканском Соборе догмат о папской непогрешимости в делах веры.
Проблема Filioque
Литература
Ларше Жан-Клод. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом. М., 2004.
Родзянко Владимир, прот. Как разрешить проблему Филиокве? // Вестник РЗЕПЭ. № 24. Paris, 1955.
Савва (Тутунов), монах. Filioque: ересь или богословское мнение? М., 2006.
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский.Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам, а именно — к Александрийскому и прочая // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 85-102.
Приложение
Из «Окружного послания» святителя Фотия, Патриарх Константинопольского (867 год)
Русский перевод П. Кузенкова. Приводится по: Альфа и Омега. № 3(21). М., 1999. С. 85-102.
<После перечисления деяний латинских миссионеров в Болгарии святитель переходит к разбору учения о Filioque>
Но ведь не только в этом проявили они свое безумие, но если есть какой-либо предел злу — устремились к нему. Ибо, в самом деле, вдобавок к упомянутым нелепостям сам священный и святой Символ веры, несокрушимо утвержденный всеми соборными и вселенскими постановлениями, покусились они — ох уж эти происки злодея! — подделывать фальшивыми умствованиями и приписанными словами, измыслив в чрезмерной наглости своей новшество, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына.
Кто слыхал когда-либо, чтобы подобные речи произносил хоть кто-то из нечестивых? Какая коварная змея (ср. Ис 27:1) изрыгнула такое в сердца их? Кто вообще вынес бы, когда у христиан на деле вводят две причины в Святой Троице: с одной стороны Отца — для Сына и Духа, с другой, опять же для Духа, — Сына, и разрушают единоначалие в двоебожие, и растерзывают христианское богословие в нечто, ничуть не лучшее эллинской мифологии, и высокомерно обращаются с достоинством Сверхсущей и Живоначальной Троицы?
Почему же это Дух исходит и от Сына? Ведь если исхождение от Отца совершенно (а оно совершенно, ибо Бог совершенный от Бога совершенного), что это за "исхождение от Сына", и для чего? Ведь оно было бы излишним и бесполезным.
К тому же если Дух исходит от Сына, как от Отца, почему же и Сын не рождается еще и от Духа — чтоб уж было у нечестивых нечестиво все, и мысли, и слова, и ничто не осталось бы у них не затронуто дерзостью!
Обрати внимание и на другое: ведь если в тот момент, когда Дух исходит от Отца, возникает Его особенность, точно так же как в момент рождения Сына — особенность Сына, а Дух, согласно их болтовне, исходит и от Сына, то оказывается, что большими особенностями отличается от Отца Дух, чем Сын, Ибо для Отца и Сына общим является исхождение от Них Духа, а у Духа — особое порождение от Отца и особое же — от Сына. Если же Дух отличается большими особенностями, чем Сын, то Сын был бы ближе сущности Отца, чем Дух: и так вновь проглянет дерзновение Македония против Святого Духа, вкравшееся в их деяния и обиталище.
А иначе, если все общее для Отца и Сына и Духа является общим совершенно (как то: Бог, Царь, Господь, Творец, Вседержитель, Сверхсущее, Простое, Бесформенное, Бестелесное, Беспредельное, и вообще все прочее), а для Отца и Сына обще происхождение от Них Духа — значит, Дух исходит и от Самого Себя. и будет Он началом Самому Себе, равно и причиной, и следствием. Подобного не измышляли даже эллинские мифы!
Но и если одному лишь Духу свойственно возводиться к различным началам — неужто свойственно одному Духу иметь началом многоначалие?
К тому же, если в чем-то новом ввели они общность Отца и Сына, то отделяют от этого Духа; Отец же связан с Сыном общностью по сущности, а не по какому-либо из свойств — следовательно, ограничивают они Дух от сродства по сущности.
Видишь, сколь безосновательно — скорее для более удобного уловления всех — присвоили они себе имя христиан? "Дух исходит от Сына". Откуда ты услышал это? Из каких Евангелистов такие слова? Какому Собору принадлежит это богохульное выражение? Господь и Бог наш говорит: Дух, иже исходит от Отца (см. Ин 1.5:26), а отцы этого нового нечестия: "Дух, — говорят, — иже исходит от Сына". Кто не заткнет уши свои от чрезмерности такого богохульства? Оно восстает против Евангелий, противится святым Соборам, противоречит блаженным и святым Отцам — великому Афанасию, знаменитому в богословии Григорию, ''царскому убору" Церкви великому Василию, златым устам вселенной, бездне мудрости, истинному Златоусту, Но что я говорю — тому и другому? Вообще каждому из святых пророков, апостолов, иерархов, мучеников, да и самих изречений Господних прекословит это богохульное и богоборческое выражение.
Дух исходит от Сына? То же ли это исхождение или противоположное отеческому? Если то же — почему не обобщаются особенности, из-за которых только и говорится, что Троица является и почитается Троицей? Если же противоположное ему — разве не окажутся они для нас Мани и Маркионами, снова посягающими своим богоборческим языком на Отца и Сына?
Ко всему сказанному, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, то, как восходящий к двум началам, Он неизбежно был бы составным. Кроме того, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, что это за нововведение Духа? Уж не исходит ли нечто отличное от Него? Так что вышло бы по их безбожному мнению не три, но четыре ипостаси, а точнее — бесконечное множество, ибо четвертая прибавит к ним другую, та — снова иную, пока не впадут они в эллинское многообилие.
К сказанному же мог бы кто-либо заметить и другое: если происхождения Духа от Отца совершенно достаточно для бытия, что добавляет Духу исхождение еще и от Сына, раз для бытия достаточно Отцовского? Ведь ничто другое из сущего не дерзнул бы никто назвать совершенно достаточным, поскольку эта блаженная и Божественная природа наиболее далека от всякой двойственной и составной.
Помимо же сказанного, если все, что не является общим для Вседержительной и Единосущной и Сверхприродной Троицы, принадлежит только Одному из трех Лиц, а исхождение Духа не является общим для Трех — значит, оно свойственно лишь Одному из Трех. Скажут ли, что Дух исходит от Отца? Почему же тогда не откажутся клятвенно от любезного им и новоявленного "тайноводительства"? Или — что от Сына? Что ж тогда сразу не осмелились они обнажить все свое богоборчество, поскольку не только назначили Сына для исхождения Духа, но и лишили этого Отца! Соответственно, должно полагать, поставив рождение на место исхождения, будут они рассказывать сказки о том, что не Сын рожден от Отца, но Отец от Сына — чтобы стояли они во главе не только безбожников, но и безумцев!
Посмотри же и вот откуда — как оказывается изобличенным их безбожное и безумное намерение. Ведь поскольку всё, что усматривается и говорится о Всесвятой и Единоприродной и Сверхсущей Троице, есть либо общее вообще, либо — Одного и Единственного из Лиц Троицы, а исхождение Духа не есть общее, но и не есть, как они утверждают, принадлежащее какому-то Одному и Единственному Лицу, выходит — да будет милостива Она к нам и обратит это богохульство на их голову! - и вообще нет исхождения Духа в Живоначальной и Всесовершенной Троице.
И еще тысячи обличении мог бы добавить кто-либо к сказанному против их безбожного мнения, чего мне закон послания не позволяет ни помещать, ни излагать. Поэтому и то, что сказано, выражено кратко и в общих чертах, в то время как обстоятельное опровержение и полное наставление приберегается, даст Бог, для всеобщего собрания.
<…>
Но и не осмелься они ни на что другое из перечисленного, одного богохульства в отношении Святого Духа — а точнее, всей Святой Троицы, — которое не оставляет уже места большему, хватило бы, чтобы подвергнуть их тысячам анафем!
Литература по проблеме Filioque
Clément Olivier. À propos du Filioque // Le Messager orthodoxe, №7, 1960, pp. 9-22 ; №8, 1960, pp. 22-32 ; №10, 1960, pp. 26-31.
Clément Olivier. Grégoire de Chypre, “De l’ekporèse du Saint-Esprit” // Istina, №3-4, 1972, pp. 443-456.
Jean-Claude Larchet. La Question du Filioque // Le Messager orthodoxe, №129, 1997, pp. 3-58. Переиздано в: Theologia. Vol. 70, № 4, Athènes 1999. Интернет-публикация: http://www.myriobiblos.gr/texts/french/larchet.html
Meyendorff Jean. La procession du Saint-Esprit chez les Pères orientaux // Russie et Chrétienté, № 3-4. 1950. Р. 164-165.
R.P. Jean-Michel Garrigues. Le sens de la procession du Saint-Esprit dans la tradition latine du premier millénaire // Contacts, №75, 3ème trimestre 1971, pp. 283-309. – Перепечатано в переработаном виде под названием : «Procession et ekporèse du Saint-Esprit» // Istina, №3-4, 1972, pp. 345-366.
Болотов В. В., проф. К вопросу о Filioque / С предисловием проф. А. Бриллиантова. СПб., 1914.
Булгаков Сергий, прот. Утешитель, Париж, 1936.
Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа [Разъяснения, данные Папским Советом по содействию христианскому единству 8.09.1995]/ Пер. с франц. Андрея Коваля. Интернет-публикация: http://svd.catholic.by/library/filioque.htm
Лосский Владимир. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице / Богословие и Боговидение. М., 2000. С. 347-376.
Мейендорф Иоанн, свящ. У истоков споров о Filioque // Православная Мысль, IX, 1953, С. 114-137.
Савва (Тутунов), монах. Filioque: ересь или богословское мнение? М., 2006.
Литература
Redemptor hominis («Искупитель человека»). Энциклика Папы Римского Иоанна Павла II о Спасителе. 4 марта 1979. Интернет-публикация: http://www.agnuz.info/?a=holy&father=John_Paul_II&id=592
Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. Искупление: Материалы Второго Международного симпозиума христианских философов. СПб., 1999.
Лосский В. Н. Искупление и обожение / Лосский В. Н. По образу и подобию. М., 1995. С. 95-105.
Мариальные догматы Римско-Католической Церкви
К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-Католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: 1) догмат о непорочном зачатии Девы Марии и 2) догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.
Литература
Булгаков А. И. О принятии еще одного нового догмата в римском католицизме. К., 1903.
Васечко В. Н. Католическое учение о Божией Матери // Православная энциклопедия. Том V. М., 2002. С.499-501.
Лебедев А. А. Разности Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице: О непорочном зачатии. СПб., 1903.
Лосский В. Н. Догмат о непорочном зачатии / Лосский В. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996. С. 120-127.
Михаил (Мудьюгин) еп. Православная трактовка развития мариологии Римо-католической Церкви за последнее столетие // Вестник Русского западно-европейского патриаршего Экзархата, 1966.
Одесские богословские чтения. Выпуск 1: Взятая на небеса — знак пасхального человека / Сост. А. Доброер. Одесса, 2006.
Осигин И. Т. Римский новый догмат о зачатии Пресвятой Девы Марии без первородного греха пред судом Священного Писания и Священного предания святых отцов. СПб., 1858.
Сорокин В., прот. Догмат Римско-Католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения // Богословские труды. № 10. М., 1973. С. 67-89.
Литература
Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. Том II. М., 2001.
Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. М., 2001.
Мунье Ш. Крещение и общение в древней Церкви. М., 2000.
Чин христианского посвящения взрослых. М., 2002.
Литература
Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. Том II. М., 2001.
Поль ДЕ КЛЕРК, проф. Практика и богословие Конфирмации. http://www.theolcom.ru/
ФЁЛЬНЕР Ханс-Юрген, проф. Таинства Крещения и Миропомазания в западной традиции до VIII в. http://www.theolcom.ru/
Литература
Желтов М. С. Западные чины благословения брака в VI-XX вв / Православная энциклопедия. Тома VI. М., 2003. С. 176-178.
Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. Том II. М., 2001.
Масленникова Г., Сахаров П., Горелов А. Брак / Католическая энциклопедия. Том I. М., 2002. Ст. 728-734.
Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. М., 2001.
Литература
Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. Том II. М., 2001.
Литература
ГРИГОРИЙ (Вульфенден), игумен. Таинство Покаяния в латинской литургической традиции. http://www.theolcom.ru/
Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. Том II. М., 2001.
ПЕНТКОВСКИЙ А. М., проф. Покаянная практика Востока и Запада во 2-й половине первого тысячелетия по Р. Х. http://www.theolcom.ru/
УБЬЯЛИ Серджо, проф. Догматическое учение о таинстве Покаяния в католическом богословии. http://www.theolcom.ru/
Литература
Архангельский М. О тайне святого елея. СПб., 1895.
Венедикт (Алентов), иером. Чин таинства елеосвящения. Сергиев Посад, 1917.
Кунцлер Михаэль. Литургия Церкви. Том II. М., 2001.
Ткаченко А. А. Таинство Елеосвящения на латинском Западе / Православная энциклопедия. Том XVIII. М., 2008. С. 334-336.
Литература
Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1996.
Бернацкий М. М. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви: К вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление» // Богословские труды. Сб. 41. М., 2007. С. 133-145.
Кунцлер М. Литургия Церкви. Том II. М., 2001.
Малицкий Н. В. Евхаристический спор на Западе в IX в. Сергиев Посад, 1917. 2 т.
Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви, 13-16 ноября 2007 года. Том 1. М., 2008.
Литература
Annuario pontificio. Città del Vaticano, 2008.
Annuarium statisticum ecclesiae. Città del Vaticano, 2006.
Ковальский Я. В. Папы и папство. М., 1991.
Наги С. Католическая Церковь. Рим-Люблин, 1994.
Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. М., 2007.
Хоружий Г. Ватикан: історія і сучасність. Львів, 2007.
2.9. Українська Греко-Католицька Церква
Основні відомості.Українська Греко-Католицька Церква (УГКЦ), яку православні також звуть «уніатською церквою» (самі греко-католики застосовують термін «унійна церква») — це одна з Католицьких Церков східного обряду, що має статус Верховного Архієпископства. Вона діє, перш за все, на території України, а також має свої структури за межами нашої держави. В своєму житті УГКЦ (як і інші Східні Католицькі Церкви) керується Кодексом канонів Східних Церков (лат. — Codex Canonum Ecclesiaram Orientalium, CCEO). Цей Кодекс створювався протягом кількох десятиліть XX століття. В 1990 році Кодекс був затверджений папою Іваном Павлом II, а в 1991 році він набув сили.
УГКЦ у XVI - першій половині XX ст.Свій початок УГКЦ бере від 1596 року, коли частина ієрархів, кліриків та вірних Київської православної митрополії увійшла в унію з Римським папським престолом. Берестейська унія передбачала визнання влади Папи Римського та прийняття католицького віровчення. При цьому в Київській митрополії зберігався східний богослужбовий чин та слов'янська мова у богослужінні.
Протягом наступних століть греко-католицька Церква закріпила свої позиції в західних областях сучасної України, які входили до складу Речі Посполитої (пізніше — до складу Австрії).
В 1646 (за іншими даними 1649) році під тиском угорської влади була також заключна церковна унія в Ужгороді. В наслідок Ужгородської унії до Католицької Церкви були приєднані (на тих же умовах) православні парафії сучасної Закарпатської України та Східної Словаччини. Якщо Берестейська унія розповсюджувалася на територію Польської держави, то Ужгородська — на територію Угорщини.
Спочатку, після підписання Берестейської унії, адміністративний центр УГКЦ знаходився у Києві. Але в 1620 році завдяки Єрусалимському Патріарху Феофану III в Україні була відновлена православна ієрархія, і в Києві знов з'явився православний митрополит. Діяльність святого Петра Могили закріпила позиції Православної Церкви в українській столиці. Під час Визвольної війни Богдана Хмельницького діяльність Греко-Католицької Церкви на територіях, що контролювалися козацькими урядами, була заборонена. Також була неможливою діяльність уніатської церкви на території, що була приєднана до Московського царства у 1654 році. В результаті з XVIII століття центром уніатства стає Західна Україна, а саме — Галичина.
У 1808 році у Львові була створена греко-католицька Галицька митрополія, яка стала адміністративним центром українських уніатів. У XIX столітті греко-католицьке духовенство Галичини та Закарпаття брало активну участь у процесі національного відродження. У ті часи уніатські священики були фактично єдиними представниками місцевої інтелігенції. Вони також підтримували вимоги, що висувалися перед австрійським урядом, про автономію для Східної Галичини. Все це сприяло зросту авторитета уніатського духовенства в Галичині. Саме тому значна кількість населення Галичини, тобто сучасних Львівської, Тернопільської та Івано-Франківської областей, і сьогодні вважають УГКЦ своєю національною Церквою.
Після трьох розподілів Речі Посполитої частина УГКЦ опинилася на території Російської імперії. Тут уніати, звісно, не могли розраховувати на державну підтримку. Протягом XIX століття греко-католики на території Російської імперії повернулися до складу Православної Церкви. Але це приєднання виявилося слабким. Коли 1905 року імператор Микола II підписав маніфест про віротерпимість, значна кількість бувших католиків (перш за все на Холмщині) вийшла зі складу Православної Церкви.
З 1901 до 1944 року УГКЦ очолював митрополит Андрей Шептицький, якого уніати вважають однією з найвидатніших постатей за всю історію УГКЦ.
Ліквідація УГКЦ.Під час другої світової війни УГКЦ підтримувала діяльність українських націоналістів, спрямовану на відокремлення України від Радянського Союзу. Митрополит Андрей Шептицький також схвалив призначення капеланів УГКЦ до дивізії СС «Галичина», хоча прямого відношення до створення цієї дивізії він не мав. Після закінчення війни Галичина та Закарпаття увійшли до складу Радянського Союзу. Вже в 1945 році радянські органи влади почали розробляти план ліквідації греко-католицької Церкви на Західній Україні. Цей план був частиною загальної боротьби з УПА та ОУН та з будь-якими проявами українського сепаратизму. Дійсно, священики та вірні УГКЦ підтримували діяльність ОУН та УПА, переховували їх членів та надавали їм фінансову підтримку.
Вже у квітні 1945 року було заарештовано голову УГКЦ митрополита Йосифа Сліпого (він посів цю посаду у 1944 році після смерті Андрея Шептицького), а згодом було репресовано і всіх інших єпископів УГКЦ. Разом з тим була створена ініціативна група духовенства УГКЦ на чолі з протопресвітером Гавриїлом Костельником, яка почала готувати приєднання уніатів до Православної Церкви. В березні 1946 року у Львові під тиском та ретельним контролем радянських органів безпеки було проведено Собор УГКЦ, який прийняв рішення про возз'єднання уніатів Галичини з Руською Православною Церквою. У той же час відбулося возз'єднання з Православною Церквою уніатів Закарпаття. Значна частина уніатського духовенства та мирян не погодилася з цими рішеннями та почала чинити спротив їх реалізації. Найбільш активні противники Львівського Собору були репресовані, їх висилали до Сибіру та Середньої Азії. У відповідь на це активісти підпілля організовували силові акції проти прибічників ліквідації УГКЦ. 20 вересня 1948 року у Львові було вбито отця Г. Костельника.
З 1946 і до 1989 року УГКЦ на терені Радянського Союзу існувала лише у підпіллі. Незважаючи на переслідування, на території Радянського Союзу (як в Україні, так і в місцях заслання) існувала підпільна ієрархія УГКЦ, у підпіллі діяли не лише парафії, а навіть семінарії та монастирі.
Голова УГКЦ митрополит Йосиф Сліпий до 1963 року перебував на засланні у Красноярському краї. Завдяки старанням папи Івана XXIII після звільнення його випустили за кордон, і з 1963 року Йосиф Сліпий мешкав у Римі. Він брав участь в роботі Другого Ватиканського Собору, на якому виступив з пропозицією про надання УГКЦ статусу Патріархату. Але у відповідь Ватикан надав йому лише титул Верховного архієпископа. Хоча офіційно титул Патріарха ніколи не делегувався голові УГКЦ, все ж таки Йосиф Сліпий іменував себе патріархом. У 1969 році папа Павло V призначив його кардиналом. Йосиф Сліпий помер він у Римі в 1984 році. Його наступником став митрополит Мирослав-Іван Любачівський, який очолював УГКЦ в 1984-2000 роках.
Сучасний стан УГКЦ.У 1985 році генеральним секретарем Комуністичної партії Радянського Союзу та фактичним керівником держави став Михайло Сергійович Горбачов. 1 грудня 1989 року, перебуваючи у Римі, він зустрівся з папою Іваном Павлом II та дав свою згоду на відродження УГКЦ в Радянському Союзі. Після цього починається реєстрація уніатських громад в Україні. Нові парафії починають вимагати повернення їм церковного майна, конфіскованого радянською владою після 1946 року. Оскільки в більшості громад не відбулося стовідсоткового переходу з Православ'я до унії, почалися сутички між представниками двох конфесій. Ситуація загострювалася і відродженням так званої Української Автокефальної Православної Церкви, яка також претендувала на церковне майно. Все це призвело до численних зіткнень між вірними РПЦ, УГКЦ та УАПЦ. В результаті три галицькі єпархії РПЦ (Львівська, Тернопільська та Івано-Франківська) втратили переважну більшість своїх парафій, що призвело до суттєвого погіршення стосунків між Руською Православною Церквою та Ватиканом.
В 1991 році в Україну переїхав голова УГКЦ митрополит Мирослав Іван Любачівський. Після його смерті в 2000 році УГКЦ очолив Верховний Архієпископ (нині — кардинал) Любомир Гузар. Після відновлення УГКЦ її адміністративний центр знаходився у Львові. 2005 року відбулося перенесення адміністративного центру УГКЦ зі Львова до Києва. Папа Бенедикт XVI змінив офіційний титул глави УГКЦ. Тепер він звучить так: «Блаженіший Верховний Архієпископ Києво-Галицький». Сьогодні активно ведеться будівництво греко-католицького Воскресенського кафедрального собору у Києві (на лівому березі Дніпра).
[Слід зазначити, що з моменту підписання Берестейської унії і до 1808 року глава УГКЦ іменувався «Високопреосвященішим митрополитом Київським та всієї Русі», з 1808 і до 1963 року — «Високопреосвященішим митрополитом Галицьким», з 1963 до 2005 — «Блаженішим Верховним архієпископом Львівським».]
Починаючи з 1960-х років як духовенство, так і миряни УГКЦ звуть своїх предстоятелів Патріархами. Новий кафедральний собор у Києві також іменується «Патріаршим». Офіційно Ватикан не визнає цього титулу, але і не забороняє його використання. Досягти підтвердження титулу Патріархату — головна мета нинішнього керівництва УГКЦ.
В УГКЦдіють кілька чернечих чинів.З них специфічно уніатськими є василіани та студити. Василіанами звуться члени чину святого Василя Великого (лат. — Ordo Sancti Basilii Magni, OSBM). Назва чину пов'язана з тим, що він живе за чернечими правилами святого Василя Великого.
Монастирі василіан існували в Католицькій Церкві задовго до Берестейської унії. Організація уніатського чернецтва згідно з католицькими традиціями почалася в Україні на початку XVII століття. В 1617 році в Україні була сформована василіанська конгрегація Святої Трійці, пізніше затверджена Римським престолом. З того часу чернецтво УГКЦ належить до василіанського чину. З XVIII століття вказана конгрегація офіційно іменувалася «Рутенський чин святого Василя Великого». 1932 року папа Пій XI затвердив нову назву ордену: «Орден Василіан святого Иосафата». Ця назва була надана чину українських василіан на честь уніатського єпископа Иосафата Кунцевича, який вшановується в УГКЦ як мученик. Офіційно ця назва існує і до сьогодні, хоча її вживають лише в офіційних документах ордену.
Студити користуються правилами преподобного Федора Студита. Цей орден був створений в Галичині в 1898 році за підтримки майбутнього митрополита Андрея Шептицького. Традиційним центром студитів є Унівська Лавра у Львівській області.
Також в УГКЦ діють відділення кількох суто римських чернечих чинів (редемптористи, салезіани та інші).
Статистика.Сьогодні адміністративно-територіальна структура УГКЦ охоплює практично всю Україну. В усіх регіонах держави існують органи церковної влади УГКЦ. На даний момент в Україні діють 2 архієпархії (у Києві та Львові), 7 єпархій та 3 екзархії УГКЦ. Структури УГКЦ також існують в Австралії, Великобританії, Італії, Канаді, Латинській Америці, Німеччині, Польщі, США та Франції. Крім того в Закарпатській області діє Мукачівська греко-католицька єпархія, яка не входить до складу УГКЦ, а безпосередньо підпорядковується Риму та є частиною Русинської Греко-Католицької Церкви. За даними «Annuario Pontificio 2009» Мукачівська греко-католицька єпархія налічує 371 000 вірних, що об’єднані у 382 парафії.
За даними Державного комітету України з питань національностей та релігій станом на січень 2009 року Українська Греко-Католицька церква мала 3 566 релігійних громад (парафій), 106 монастирів, 15 навчальних закладів (головний з них — Український католицький університет у Львові), в яких навчається близько 1 500 студентів, 27 періодичних видань. Загальна кількість священнослужителів становить 2 303, ченців и черниць — 1 156. Найбільша кількість парафій УГКЦ розташована на території Львівської області (близько 1 500). Далі за кількістю йдуть Тернопільська (близько 800), Івано-Франківська (близько 700) та Закарпатська (близько 300) області.
Загальна кількість католиків (обох обрядів) за даними «Annuario Pontificio 2009» складає сьогодні 4 801 879 чоловік. З них 3 982 589 належать до східного обряду і 819 290 до західного. Таким чином, за даними Ватикану католики складають близько 10 % населення України. При цьому неофіційні джерела дають більш високі цифри. Офіційний сайт Української Греко-Католицької Церкви у Львові стверджує, що до складу УГКЦ входить близько 5,5 мільйонів вірян. А англомовна «Нова Католицька енциклопедія» («The New Catholic Encyclopedia»), що була видана у Сполучених Штатах Америки 2003 року оцінює кількість католиків в Україні у 6 488 200 чоловік, що складає 13,2 % населення (The New Catholic Encyclopedia: Second Edition. Vol. XIV. P. 273).
Переважна більшість католиків мешкає в західних областях України. Більше половини усіх католицьких громад зосереджено у чотирьох областях: Львівській, Тернопільскій, Івано-Франківській та Закарпатській. Єпархії та екзархати УГКЦ, що діють в інших регіонах України, значно скромніше за кількістю. Наприклад, в Донецько-Харківському екзархаті, що охоплює практично усю східну Україну, діє лише 43 парафії, в Одесько-Кримському — 33, в новоутвореному Луцькому екзархаті — лише 14 парафій.
Література
Annuario pontificio. Città del Vaticano, 2009.
Annuarium statisticum ecclesiae. Città del Vaticano, 2006.
Атанасій (Пекар), ЧСВВ. Нариси історії церкви Закарпаття. У 2 т. Рим-Львів, 1997.
Борцюків Б. Українська Греко-Католицька Церква і Радянська держава (1939-1950). Львів, 2005.
Добош О., свящ. Римська унія — не для українців. Київ, 2006.
Добош О., свящ. Унія в Україні XX ст. Київ, 2006.
Ліквідація УГКЦ (1939-1946). Документи радянських органів державної безпеки. Т. 1-2. К., 2006.
Митрополит Адрей Шептицький. Документи i матерiали 1941-1944/ Упорядник Жанна Ковба. Науковий редактор Андрiй Кравчук. Київ: Дух i лiтера, 2003.
Митрополит Андрей Шептицький i греко-католики в Россiï. Книга 1: Документи i матерiали, 1899-1917. Львiв, 2004.
Митрополит Андрей Шептицький у документах радянських органів державної безпеки (1939-1944 рр.). К., 2005.
Михайлишин Мирон Мирослав, свящ. Блаженніший Йосиф Сліпий та ідея патріархату УГКЦ. Львів, 2007.
Раздел 3. Предшественники Реформации. Причины Реформации
Начало Реформации в Европе принято датировать 30 октября 1517 года. Именно в этот день Мартин Лютер прибил к дверям замковой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов против индульгенций. Однако реформационные настроения в Европе зародились задолго до XVI века. Как минимум с XIII веке на Западе раздавались призывы к коренной реформе церковной жизни. В ходе этих выступлений были озвучены многие программные тезисы будущих вождей Реформации. И сами вожди Реформации прямо указывали на свою связь с этими движениями. Например, Мартин Лютер называл себя гуситом.
К наиболее важным предшественникам Реформации принято относить вальденсов, Джона Виклефа, Яна Гуса и гуситов.
Литература
Бильбасов В.А. Чех Ян Гус из Гусинца. Письма Яна Гуса, выбранные Мартином Лютером. СПб., 1869.
Гильфердинг А. Гус. Его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893.
Городцев Павел, прот. Предшественник реформации Джон Виклиф. Его жизнь и реформаторская деятельность. Пг., 1917.
Дворнік Ф. Слов'яни в Європейській історії та цивілізації / Пер. з англ. К., 2000.
Новиков Е. Гус и Лютер. Критическое исследование в двух частях. М., 1859.
Пальмов И. Вопрос о чаше в Гуситском движении. Спб., 1881.
Послания магистра Иоанна Гуса, сожженного римскою куриею в Констанце 6-го июля 1415 года / Перевод с чеш. и лат. А. Вознесенского. М., 1903.
Литература
МакГрат Алистер. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.
Раздел 4. Реформация в Германии. Лютеранство
Литература
Бейнтон Р. «На сем стою». [Жизнь Мартина Лютера.] Ист. Жизни, 1996.
Гобри И. Лютер. М., 2000. (Жизнь замечательных людей; Серия биографий. Выпуск 786).
Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2000.
Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526. Харьков, 1992.
Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.
Лютер М. Лекции по «Посланию к Галатам». Минск, 1997.
Лютер М. Лекции по «Посланию к Римлянам». Минск, 1996.
Мартин Лютер — реформатор, проповедник, педагог. М., 1996.
Фаусель Генрих. Мартин Лютер. Жизнь и дело. Т. 1, 2. Харьков, 1995, 1996.
Литература
Исаев С. А. Ереси и расколы в раннем лютеранстве. Интернет-публикация в библиотеке Якова Кротова.
Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы лютеранам / Пер. архим. Нила. М., 1866.
Критический анализ лютеранского вероучения
Литература
Книга согласия: Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Duncanville, 1998.
Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера с комментариями Эдварда Кейлера. Duncanville, 1998.
Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы лютеранам / Пер. архим. Нила. М., 1866.
Слышать и видеть друг друга: Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии / Издание Церковного управления Евангелической Церкви в Германии (Ганновер) и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Лейпциг, 2003.
Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910.
Ястребов М. Учение Аугсбургского исповедания веры и его Апологии о первородном грехе. Киев, 1877.
Литература
Неустроев А. Н. О Евангелическо-Лютеранской Церкви в России. СПб., 1856.
Буткевич Т. И. Протестантство в России. Харьков, 1913.
Кречмар Г., Ратке Г. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине и в Средней Азии. СПб., 1996.
Лютеранская Церковь в Советской России (1918-1950 гг): Документы и материалы / Сост. О. В. Курило. М., 1997.
Лиценбергер О. А. Евангелическо-Лютеранская Церковь и Советское государство (1917-1938). М., 1999.
Курило О. В. Лютеране в России XVI-XX в. Sterling Heights, 2002.
Э. П. П. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине и в Средней Азии // Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008. С. 15-28.
Раздел 5. Реформация в Швейцарии
Литература
Прозоровская Б. Д. Ульрих Цвингли, его жизнь и деятельность. СПб., 1892.
Цвингли Ульрих. Богословские труды. Тбилиси, 1999.
Литература
Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1894.
Гарин И. И. Кальвин. Харьков, 1994.
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 1-3. М., 1997-1999.
Прозоровская Б. Д. Иоганн Кальвин, его жизнь и деятельность. СПб., 1891.
Шафф Филипп. Символы веры христианства. Том I. §§ 65-67. Электронная публикация в библиотеке Якова Кротова.
Некоторые положения кальвинистского вероучения
Литература
Пикирилли Р. Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения. СПб., 2002.
Раздел 6. Реформация в Англии
Литература
Английская реформация / Под ред. Ю. М. Сапрыкина. М., 1990.
Исаенко А. В. Английская королевская реформация XVI века. Орджоникидзе, 1982.
Исаенко А. В. Пуританская реформация в Англии в XVI — начале XVII века. Орджоникидзе, 1980.
Козин И. Вероучение, учреждения и обряды Англиканской Церкви. СПб., 1868.
Мансуров П. Б. Церковное возрождение в Англии. М., 1912.
Потехин А. Н. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550-1603 гг.). Казань, 1894.
Соколов В. А. Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI. М., 1881.
Соколов Н. Р. Иерархия Англиканской епископальной церкви. М., 1906.
Соколов Н. Р. О действительности англиканской иерархии. СПб., 1902.
Основная литература (ко всему курсу)[1]
В духе и истине: К проблематике межрелигиозного и межконфессионального диалога / Под ред. А. Доброера, о. Целестина С. Напюрковского. Винница, 2003.
Гейссер. История реформации. М., 1882.
Гонсалес Л. Хусто. История христианства. Том I-II. СПб., 2003.
Документы II Ватиканского Собора. М., 1998.
Каспер В. Да будут все едино: Призыв к единству сегодня. М., 2008.
Катехизис Католической Церкви. М., 1996.
Католическая энциклопедия. Том I-III. М., 2002, 2005, 2008.
Книга согласия: Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Duncanville, 1998.
Кодекс канонического права. Интернет-публикация: http://www.agnuz.info/library/books/canonlaw/
Козлов М., свящ., Огицкий Д. П., проф. Православие и Западное христианство. М., 1995. Васечко В., свящ. Сравнительное богословие: Курс лекций. М., 2006.
МакГрат А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.
Мак-Ґрат А. Інтелектуальні витоки європейської Реформації / Пер. з англ. М. Климчука і Т. Цимбала. К., 2008.
Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия / Сост. А. Юдин. М., 2005.
Православная энциклопедия. Тома I-XVIII. М., 2000-2008.
Тоттон М. Лекции по истории Церкви. М., 1997.
Филарет (Дроздов), свт. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Кафолической Церкви / Филарет, митр. Московский и Коломенский. Творения. М., 1994. С. 397-460.
Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005.
Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви III—XX вв. СПб., 2002.
Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. М., 1994.
Melton, J. Gordon. Encyclopedia of Protestantism. New York: Facts On File, Inc., 2005.
The Encyclopedia of Protestantism / Editor Hans J. Hillerbrand. Vol. 1-4. New York — London: Routledge, 2004.
The New Catholic Encyclopedia: Jubilee Volume, The Wojtyła Years. Washington: Gale, 2001.
The New Catholic Encyclopedia: Second Edition. Vol. I-XV. Washington: Gale, 2003.
Сокращения
ККЦ — Катехизис Католической Церкви.
ККП — Кодекс канонического права.
ХВ — Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви III—XX вв. СПб., 2002.
Экзаменационная программа
Билет № 1
1. Сравнительное богословие как научная и учебная дисциплина. Понятие об инославии.
2. Католическое учение о власти папы над Церковью. Сравнительный анализ православного и католического понимания Мф 16, 13-19.
Билет № 2
1. Три чиноприема инославных.
2. Порядок избрания Римских пап. Папы и антипапы. Атрибуты папской власти.
Билет № 3
1. Сравнительный анализ православного и католического понимания Лк 22, 31-34 и Ин 21, 15-17.
2. Современное состояние Англиканской Церкви. Англиканское содружество. Течения внутри Англиканской Церкви.
Билет № 4
1. Отношение апостола Петра к другим апостолам (по свидетельствам Священного Писания).
2. Украинская Греко-Католическая Церковь: обзор истории и современное положение.
Билет № 5
1. Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви.
2. Таинства в Англиканской Церкви.
Билет № 6
1. События 1054 года.
2. Особенности англиканского вероучения.
Билет № 7
1. Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом.
2. Арминианский спор.
Билет № 8
1. Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности: история провозглашения догмата и его содержание.
2. История Реформации в Англии.
Билет № 9
1. Критический анализ догмата о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности.
2. Жизнь и реформаторская деятельность Жана Кальвина.
Билет № 10
1. История формирования на Западе учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque).
2. Учение кальвинизма о Евхаристии.
Билет № 11
1. Учение об исхождении Святого Духа в Священном Писании.
2. Учение Кальвина о безусловном предопределении.
Билет № 12
1. Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием.
2. Гуситское движение в Чехии. Богемские братья.
Билет № 13
1. Русские богословы XIX-XX вв о Filioque (В. В. Болотов, прот. С. Н. Булгаков, В. Н. Лосский).
2. Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера.
Билет № 14
1. Критический анализ отношения современной Католической Церкви к проблеме Filioque.
2. Лютеранство после смерти Лютера. «Формула согласия». Аугсбургский религиозный мир.
Билет № 15
1. Католическое учение о первородном грехе и первозданной праведности.
2. Лютеранское учение о Таинствах. Крещение и Евхаристия в лютеранстве.
Билет № 16
1. Юридическая теория спасения. Интерпретация Жертвы Христовой Ансельмом Кентерберийским.
2. Лютеранское учение о спасении.
Билет № 17
1. Католическое учение о покаянии (трехчастная структура Таинства, два вида сокрушения, вина и наказание за грех).
2. Вера и добрые дела в лютеранском понимании. Лютеранское учение о Церкви.
Билет № 18
1. Католическое учение о сокровищнице добрых дел и индульгенциях.
2. Лютеранский подход к богослужению. Пост в лютеранстве.
Билет № 19
1. Критический анализ католического догмата о непорочном зачатии Девы Марии.
2. Современное положение лютеранства.
Билет № 20
1. Критический анализ католического догмата о телесном вознесении Девы Марии на небеса. Морталисты и имморталисты.
2. Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) после 1989 года. Современное положение УГКЦ. Монашество в УГКЦ.
Билет № 21
1. Критический анализ католического учения о Таинствах (понятие Таинства, количество Таинств, две группы Таинств, структура Таинств).
2. Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа.
Билет № 22
1. Особенности практики совершения Таинства Крещения в Католической Церкви.
2. Жизнь и особенности богословия Яна Гуса.
Билет № 23
1. Католическое учение о Таинстве Брака. Особенности совершения этого Таинства в Католической Церкви.
2. Причины Реформации.
Билет № 24
1. Особенности католического подхода к Таинству Священства.
2. Лютеранство в Украине.
Билет № 25
1. Особенности практики совершения Таинства Покаяния в Католической Церкви.
2. Украинская Греко-Католическая Церковь в XVI – первой половине ХХ вв. Митрополит Андрей Шептицкий.
Билет № 26
1. Таинство Елеосвящения в Католической Церкви.
2. Украинская Греко-Католическая Церковь в 1945-1989 гг. Кардинал Иосиф Слипый.
Билет № 27
1. Римская курия. Светская власть пап. Папа Бенедикт XVI.
2. Вальденсы как предшественники Реформации.
Билет № 28
1. Иерархическая структура Римско-Католической Церкви. Кардиналы.
2. Символические книги лютеран. Лютеранское учение о Священном Писании.
[1] Специальная литература по темам указана в конце соответствующих лекций.
– Конец работы –
Используемые теги: Лекции, III, курса, раздел, Введение, Сравнительное, богословие0.093
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов