Отношение апостола Петра к другим апостолам

 

Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостольских имен имя Петр все­гда стоит на первом месте. В Книге Деяний повествуется о том, что именно Петр предложил избрать двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Петр выступает с речью в день Пятидесятницы, произносит речь на апостольском Соборе в Иерусалиме. Потому и в православных богослужебных текстах апостол Петр именуется «Первоверховным».

Однако все вопросы общецерковного значения апостолы решали сообща, соборно. Петр никогда ничего не повелевает другим апостолам. Наоборот, в книге Деяний сказано, что апостолы послали Петра в Самарию (Деян. 8, 14). То есть решение о том, что Петр должен проповедовать в этой местности было принято всеми апостолами. И Петр этому решению подчинился. В Послании к Галатам (2, 11) говорится, что апостол Павел лично противостал Петру, когда тот, лицемеря, не только сам поступал не прямо по истине Евангельской, но и других принуждал вести себя не так, как надо (Гал. 2, 14).

Еще одним важным свидетельством явдяется пятнадцатая глава Книги Деяний, в которой повествуется об Апостольском Соборе в Иерусалиме. Мы видим порядок работы Собора, который не предполагает первенства здесь Петра. Сначала собравшиеся выслушивают апостолов Петра, Павла и Варнаву. Петр выступал первым, поскольку он был первым, кто стал крестить язычников. Председательствовал на соборе апостол Иаков (первый епископ Иерусалимский). Именно он после того, как выслушали речи апостолов, предложил проект решения, которое и было принято всеми присутствующими. Порядок работы Апостольского Собора явно не соответсвует современной римской экклезиологии. Петр был одним из участников Собора, однако он не обладал какими-либо преимуществами перед другими членами Собора.

Все указанные библейские свидетельства говорят о том, что в апостольский век не существовало безоговорочного подчинения всех апостолов власти Петра. Более того, апостол Павел в Послании к Галатам прямо свидетельствует о том, что апостол Петр мог ошибаться в своих действиях, в чем его обличали собратья.