Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом

Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода.

1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издания грамот о взаимном отлучении папскими легатами и Михаилом Керулларием. Однако буквальный смысл этих документов не предполагал полного канонического разрыва между Востоком и Западом.

2) Строго канонический. Наиболее жестко о сущности схизмы высказался Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, известный своими трудами в области канонического права. Он был возведен на Антиохийский престол в 1193 году, однако вынужден был жить в Константинополе, в Антиохии в то время был латинский патриарх. В послании к Александрийскому патриарху Марку III Вальсамон говорит, что схизма фактически началась с того момента, когда Римских пап перестали вносить в Константинополе в диптихи. Известно, что пап перестали включать в диптихи еще до 1054 года, начиная с папы Сергия IV (1009-1012). Таким образом, если следовать логике Федора Вальсамона, то начало схизмы следует отнести к 1009 году. Однако такая трактовка схизмы не может быть признана вполне удовлетворительной. Во-первых, вполне очевидно, что несмотря на отсутствие имен Римских пап в константинопольских диптихах Западная и Восточная Церкви осмысляли себя как Единую Соборную Церковь, несмотря на существующие разногласия. Во-вторых, имена Римских пап вносились в диптихи других Восточных Патриархатов, а значит, нет оснований говорить о широкомасштабном расколе между западным и восточным христианством. В-третьих, в 1089 году в ответ на послание папы Урбана II, привезенного в Константинополь его легатами, патриарх Николай III созвал Синод, который признал, что имена Римских пап были исключены из константинопольского диптиха по недоразумению. Николай III считал возможным восстановить понтификов в этих диптихах после детального обсуждения всех расхождений, имеющихся между Востоком и Западом. Именно после этого Синода в Константинополе были вновь открыты латинские храмы и дозволено западное богослужение. Правда, имена пап так и не были внесены в диптихи.

3) Большинство исследователей ХХ века считает, что раскол между двумя частями Вселенской Церкви стал реальностью в эпоху крестовых походов. В разных Церквах это произошло в разное время. Однако можно с уверенностью сказать, что окончательно схизма вошла в церковную жизнь в XIII веке после Четвертого крестового похода, появления Латинской империи и учреждения латинского Константинопольского патриархата. В результате в первой половине XIII века все Восточные Патриархаты окончательно прекратили общение с Римом. Более того, во всех этих Поместных Церквах появились параллельные линии латинской иерархии, просуществовавшие до XX века. Ко второй половине XIII века произошел религиозный раскол и в Славянских Церквах (у сербов, болгар и на Руси).

Таким образом, с XIII века Церкви Запада и Востока мыслят себя как два самостоятельных организма, разделенных не просто обрядовыми традициями, но принципиальными вероучительными вопросами.

Литература к разделам 2.2.3 – 2.2.5

Бармин А. В. Столкновение 1053-1054 / Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. Сборник статей. СПб., 1999. С. 140-159.

Дворник Ф. Материалы из «Нью Католик Энциклопедия». Перевод с англ. Потапова И. Б.м., 1971. Машинопись в библиотеке МДА.

Лебедев А. П. История разделения церквей в IX, X и XI вв. СПб., 1905.

Рансимен Стивен. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.

Скабаланович Н. Разделение Церквей при Патриархе Михаиле Керулларии // Христианское чтение. 1884. С. 626-656. 1885. С. 95-145.

Успенский Ф. И. История Византийской империи. Период Македонской династии (867-1057). М., 1997.