I Ватиканский Собор

Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в его работе, колебалось от 750 до 800 человек. Император Александр II запретил католическим епископам России отправиться на Собор.

Главным деянием Собора должно было стать принятие конституции о папском примате и непогрешимости. Обсуждение этого документа началось в январе 1870 года. Епископы Германии, Австро-Венгрии и часть епископов Франции (всего около 150 человек) выступали против нового догмата. Изначально поддерживали новый догмат не менее 450 участников собора. Поэтому оппозицию в католической литературе принято именовать меньшинством.

 

[В лагере оппозиции были известные церковные историки (немецкий историк епископ Роттенбургский Карл Йозеф фон Гефеле, автор и основоположник курса церковной истории XIX века, «Истории Вселенских соборов», и епископ Майнцский Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер). Из других авторитетных оппонентов можно назвать архиепископа Болонского Гвиди. Их несогласие принятия этого догмата основывалось на внутреннем убеждении, а не на тактических соображениях.]

 

Наиболее известным оппонентом этого догмата был епископ Боснийский Йозеф Штроссмайер (Тогда территория Боснийской кафедры входила в состав Австро-Венгерской империи). На соборе Штроссмайер произнес 5 речей против догмата о папской непогрешимости (текст одной из речей будто-бы произнесенных Штроссмайером был опубликован в прессе. Католики сразу объявили этот текст подложным. Штроссмайер, зная регламент собора, запрещавший под страхом отлучения разглашать содержание соборных дискуссий, молчал по поводу этого текста. Поэтому до конца неизвестно, принадлежит ему этот текст или нет).

Окончательное голосование по догматической конституции Pastor Aeternus состоялось 18 июля 1870 года. Противники документа к этому времени покинули собор. В результате в голосовании приняли участие 535 делегатов, из которых 533 проголосовали за.

2.3.2. Содержание догматической конституции «Pastоr aeternus»

Она состоит из преамбулы и 4-х глав. Каждая глава заканчивается каноном, осуждающим те или иные неправильные, с точки зрения Римской Церкви, представления о папстве.

I глава. Излагает Римо-католическое учение о юрисдикции апостола Петра. Оно излагается в краткой констатационной форме. Главное положение: «Мы учим и провозглашаем, следуя свидетельствам Евангелия, что первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis) над всей Церковью Божией было обещано и передано прямо и непосредственно блаженному Апостолу Петру Христом, Господом нашим». Приводятся ссылки на Священное писание, традиционное для католического богословия (в частности, Мф 16, 16; Ин 21, 15). Однако эти места подробно не анализируются. Завершается глава каноном: «Если же кто-то утверждает, что блаженный Апостол Петр не был поставлен Иисусом Христом, Господом нашим, главой (principem) над всеми Апостолами и видимым главой (visibile caput) всей воинствующей Церкви или что Апостол получил непосредственно и прямо от Иисуса Христа, Господа нашего, лишь первенство чести (honoris), а не первенство истинной и собственной юрисдикции, да будет отлучен от сообщества верных».

II глава. Здесь идет речь о приемниках Петра – римских епископах. Также без специальной аргументации констатируется вера Римской Церкви в то, что епископ Рима есть преемник апостола Петра, унаследовавший первенство юрисдикции над всей Церковью. Канон: «Если, следовательно, кто-либо говорит, что блаженный Петр имеет преемников своего первенства над Католической Церковью не по установлению Христа или Божию праву или что папа Римский не является преемником блаженного Петра в этом первенстве, да будет отлучен от сообщества верных».

III глава. Здесь говорится, что «Пастыри всех чинов и всех обрядов и верные, каждый в отдельности и все вместе, должны находиться в иерархическом подчинении и истинном послушании в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру». Также утверждается, что «Божественное право Апостольского первенства ставит папу Римского надо всей Церковью». Коль в Церкви нет авторитета выше папы, то никто не может пересматривать его решения и никто не может судить папу. «Поэтому уклоняются с пути истинной веры те, кто утверждает, что позволено апеллировать к Вселенскому Собору по поводу решений папы Римского, как если бы этот Собор был авторитетом более высоким, чем папа». Канон: «Поэтому, если кто-либо говорит, что папа Римский имеет лишь обязанность контроля или указания (inspectionis vel directionis), а не полную и верховную юрисдикцию (iurisdictionis) надо всей Церковью не только в том, что касается веры и нравственности, но и в том, что касается порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру, или что он обладает лишь одной важной частью этой власти, а не всей ее полнотой, или что его власть не является ни обычной, ни непосредственной надо всеми Церквами и каждой в отдельности, как надо всеми и каждым в отдельности пастырями и верными, да будет отлучен от сообщества верных».

IV глава. Здесь изложено учение о непогрешимости. Утверждается, что преемникам Петра обещан особый дар святого Духа, помогающий им сохранять в чистоте «залог веры» (depositum fidei), врученный Церкви. В подтверждение приводятся слова Спасителя из евангелия от Луки: Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22, 32).

Учение о непогрешимом папском учительстве сформулировано следующим образом: «Папа Римский, когда он говорит ex cathedra, то есть когда, исполняя свои обязанности учителя и пастыря всех христиан, определяет, в силу своей верховной апостольской власти, что некое учение по вопросам веры и нравственности должно быть принято Церковью, пользуется, с Божественной помощью, обещанной ему в лице блаженного Петра, той безошибочностью (infallibilitas), которой Божественный Искупитель благоволил наделить Свою Церковь, когда она определяет учение по вопросам веры и нравственности. Следовательно, эти определения папы Римского непреложны сами по себе (ex sese), а не из-за согласия Церкви.

<Канон>: Если кто-либо, не дай Бог, поимеет дерзость противоречить нашему определению, да будет отлучен от сообщества верных».

Из четвертой главы конституции видно, что необходимо наличие 3-х условий для того, чтобы папское выступление можно было признать носящим характер «ex cathedra»:

1. Папа выступает в роли пастыря и учителя всех христиан, т.е. не в частном порядке.

2. Папа определяет учение о вере и нравственности (т.е. его высказывания по общественно-политической проблематике, социальной и др. тематике сюда не относятся).

3. Когда папа преподносит свое учение как обязательное для «Всей Церкви».

После 1870 года есть только один случай, в котором несомненно папы проявили свою «харизму». Это случай, когда в 1950 году Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Девы Марии. Здесь Папа проявил свою веро- и нравоучительную непогрешимость.

В качестве реакции на I Ватиканский собор в Римско-Католической Церкви возник раскол — так называемое старокатоличество. 10 профессоров церковной истории в Германии отделились от Католической Церкви и увлекли за собой десятки тысяч верующих. Иерархию они получили в так называемой Утрехтской Церкви Голландии, возникшей в XVII веке. Первоначально старокатолики получили поддержку со стороны германского государства и всесильного канцлера Бисмарка. Им предавалось имущество, в их пользу решались споры религиозного характера.

Таким образом, римо-католики пытаются еще больше укре­пить фундамент всей догматики католичества — учение о папской власти, о видимом главе Церкви, "заместителе и наместнике Христа", подчас заслоняющем невидимого Главу — Христа. Ре­шением I Ватиканского Собора утверждается, что познание Ис­тины дается папе самостоятельно, лично, вне связи с Церковью. С точки зрения католиков, когда папа провозглашает что-либо ex cathedra, Церковь не может ни судить, ни проверять, ни подтверждать, она должна лишь повиноваться и верить.

Из вышесказанного следует, что папа не только возглавитель иерархии, главный организатор и руководитель жизни церковной, не только "глава Церкви", фигура, знаменующая собой единство Церкви, он — носитель полноты власти, никому неподсудный, никому не обязанный отчетом самодержец. Единоличная власть папы в Римско-католической Церкви превосходит власть соборную.

В отличие от этой догмы католицизма, не имеющей корней в древних вероучительных текстах, в Православной Церкви слова, действия и поступки любого епископа могут быть предметом рассмотрения и канонически законный епископский суд может вынести приговор любому из них. Из-под действия этого принципа, само собой разумеется, не изъят в Православной Церкви и пер­вый из ее епископов — Константинопольский патриарх.