рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История появления и развития на Западе учения о Filioque

История появления и развития на Западе учения о Filioque - Семинар, раздел Религия, Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6   Православное Учение Об Исхождении Святого Духа От Отца Было С...

 

Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде:

"Και εις το Πνεύμα το Ἅγιον, το κύριον, το ζωοποιόν, το εκ τού πατρός εκπορευόμενον, το συν πατρὶ και υιώ συμπροσκυνούμενον και συνδοξαζόμενον, το λαλήσαν δια τών προφητών («И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки»).

Однако Римско-Католическая Церковь исповедует этот член Символа веры в другой редакции: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго». По-латыни добавка «и Сына» звучит как «Filioque». Иногда католическое учение о Filioque именуют также учением о двойном исхождении Святого Духа. Корни этого учения можно найти у блаженного Августина (V в.), который, подчеркивая единство Божественной Сущно­сти, общей всем Лицам Святой Троицы, склонен был умалять значение личного свойства Отца и Тройческое единоначалие, осу­ществляемое одним Отцом.

Однако впервые указанная добавка в Символ веры была сделана уже после жизни блаженного Августина. Принято считать, что это произошло в Испании в конце VI века. Дело в том, что с V века на территории Испании существовало королевство вестготов. Остготы были арианами. В 589 году в испанском городе Толедо состоялся церковный Собор, на котором испанский король торжественно отрекся от арианства и исповедал Никео-Цареградский Символ веры. И именно для того, чтобы подчеркнуть равенство Отца и Сына в текст Символа веры было добавлено Filioque.

 

[Сегодня некоторые исследователи полагают, что эта вставка была сделана несколько позже — в первой половине VII века. Во всяком случае можно с полной уверенностью говорить, что в исповеданиях веры испанских Соборов VII века Символ веры был уже с Filioque.]

 

Именно в VII веке произошло и первое столкновение Востока и Запада по поводу Filioque. Сведения об этом содержатся в послании преподобного Максима Исповедника к пресвитеру кипрскому Марину. Преподобный говорит, что в Константинополе вызвало недовольство одно из посланий Римского папы, в котором содержалось добавление в Символе веры. Произошло это в 40-е годы VII века. Преподобный Максим постарался тогда представить приемлемую для Востока интерпретацию этой вставки. Он писал, что римляне, желая подчеркнуть равенство Отца и Сына, не совсем точно выразили эту мысль. Преподобный надеялся, что в будущем латиняне будут выражаться точнее.

Новое столкновение по поводу Filioque относится уже ко времени правления императора Карла Великого. В 800 году Карл возродил Западную Римскую империю. На территории этого обширного государства он повелел петь во всех храмах Символ веры с добавлением Filioque. В 808 году западные монахи, отправленные Карлом в Иерусалим и жившие на Елеонской горе, были обвинены в ереси. В праздник Рождества Христова толпа народа стала кричать монахам-франкам: «Вы еретики, и книги ваши — еретические». Дело в том, что франки пели Символ веры с добавлением Filioque. На это обвинение западные монахи отвечали, что в придворной капелле Карла Великого Символ веры всегда поется с Filioque.

Скандал в Иерусалиме заставил императора Карла созвать в ноябре 809 года в Аахене Собор, утвердивший Filioque и осудивший Восточную Церковь за ересь. Карл также потребовал официального включения указанной добавки в Символ веры от папы Льва III, но неожиданно получил отказ. Папа не выступал принципиально против новой доктрины. Он считал приемлемым учение о Filioque, но полагал, что вносить изменения в Символ веры нельзя. Более того Лев III повелел сделать две серебряные доски, на которых выгравировал Символ веры (без Filioque) на греческом и латинском языках и повесил их в соборе святого Петра. Таким образом, хотя в начале IX века новая редакция Символа веры была широко распространена в Западной Европе, официально Рим этого учения еще не принимал.

Очередное столкновение между Востоком и Западом из-за Filioque произошло в 60-е годы IX века, в годы правления Константинопольского патриарха Фотия. В 865 году епископ, направленный в Болгарию патриархом Фотием, крестил местного князя Бориса. Так было положено начало крещению болгар. Однако Борис хотел сразу же получить от Константинополя полную церковную независимость. Это ему не удалось, и потому уже в 866 году Борис обратился в Рим к папе Николаю с просьбой о присылке в его страну духовенства. В результате в Болгарию прибыли латинские миссионеры, которые стали активно вытеснять следы греческой церковной традиции и вводить римские обычаи. В частности стал вводиться Символ веры с Filioque.

В начале 867 года патриарх Фотий издает окружное послание к представителям Восточных Церквей, в котором подвергает деятельность римских миссионеров в Болгарии уничижительной критике. Здесь впервые представлена развернутая богословская аргументация против Filioque. Это учение патриарх Фотий назвал безбожным и безумным, а насаждающих его в Церкви признал заслуживающими «тысячи анафем».

Однако осенью 867 года в Константинополе произошел государственный переворот. Император Михаил III был убит, а его ставленник Фотий свергнут с Патриаршего престола и отправлен в ссылку. Его заменил Патриарх Игнатий. И лишь в 877 году, когда скончался Игнатий, Фотий вновь взошел на Патриарший престол. В 879-880 году в Константинополе в храме Святой Софии состоялся Собор (Великий Свято-Софийский Собор), который принял «Орос», говоривший о недопустимости никаких изменений в тесте Символа веры и осуждавший Filioque. Возглавлявший тогда Западную Церковь папа Римский Иоанн VIII подтвердил решения Собора. Таким образом, Filioque не было принято всем Западом как общеобязательная доктрина, хотя эта вставка в Символ веры сохранялась на территории Германии и части Франции. Поэтому иногда говорят о Filioque как об отличительной черте немецкого богословия того времени.

После этого до начала XI века проблема Filioque никак не обсуждалась. Папство находилось в глубочайшем кризисе, став заложником борьбы римских патрицианских родов. С конца Х века на папский престол при помощи германских императоров начинают восходить немцы (первый — Григорий V в 996 году). И именно с этим принято связывать официальное внесение Filioque в Символ веры в Риме. Принято считать, что первым папой, официально исповедавшим Filioque, был Сергий IV (1009-1012). В известительном послании которого (1009 год) содержалась уже новая редакция Символа. Следующий папа Бенедикт VIII (1012-1024) подтвердил новую редакцию Символа. В 1014 году в Риме он увенчал императорскими коронами Генриха II и его супругу. На коронации Символ веры также исполнялся с добавлением Filioque. Именно это событие обычно считают формальным принятием новой редакции Credo в Риме. Известительные послания пап в Константинополь отныне обязательно содержат Filioque. По этой причине пап не вносят в константинопольские диптихи.

Когда в 1054 году состоялось формальное разделение За­падной и Восточной Церквей, легат папы Льва IX в Константинополе кардинал Гумберт уже обвинял греков в том, что они будто бы устранили слова "и Сына" из текста Символа веры. Собор в Бари (1098) под председательством папы Урбана II также объявил отказ от Filioque ересью. С этого времени все Соборы, которые Запад именует Вселенскими исповедывали Символ веры с Filioque.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6

По Сравнительному богословию... Для III курса... Киевской Духовной Семинарии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История появления и развития на Западе учения о Filioque

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предуведомление
Нижеследующий текст представляет собой примерный конспект лекций по Сравнительному богословию, прочитанных мной в 2009/2010 учебном году для студентов третьего курса Киевской Духовной Семинарии. Те

Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат ино

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

I. Отступления в экклезиологии и триадологии.
  1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современн

IV. В области мариологии
  1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат провозглашен в 1854 г. папой Пием IX без созыва Собора. Догмат учит: в силу будущих

V. Отступления в сфере совершения Таинств.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Католическое учение о власти Папы над Церковью
  Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства (primatus jurisdictionis), пра­в

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Отношение апостола Петра к другим апостолам
  Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостол

Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церковной истории Евсевий Кесар

События 1054 года
Несмотря на то, что традиционно 1054 год считают годом великого церковного раскола между Востоком и Западом, среди современных исследователей бытует иная точка зрения. Раскол стал реальностью гораз

Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом
Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода. 1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издани

I Ватиканский Собор
Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в

Критика учения о папской безошибочности
Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить рядом исторических примеров. 1. Папа Либерий I (IV век) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с ар

Священное Писание об исхождении Святого Духа
  Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все,

Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием
Первым из восточных отцов последовательную развернутую критику латинской вставки в Символ веры предложил еще в IX веке Константинопольский Патриарх Фотий. На его аргументах, приведенных в Окружном

Богословы XIX-XX веков о Filioque
Одними из первых, кто стал специально изучать проблему Filioque в указанный период, были русские богословы. В конце XIX века богословская оценка учения о Filioque приобрела особую актуальность в св

Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана
Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второ

Католические разъяснения 1995 года
29 июня 1995 года в день святых апостолов Петра и Павла (по новому стилю) Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на традиционном экуменическом богослужении в римском соборе Святого П

Католическая сотериология
Осмысление сотериологии любой инославной конфессии является необходимой составляющей изучения её вероучения, и важнейшей предпосылкой осмысления ее практической жизни. В православном богословии, на

Учение о первородном грехе
Хотя во многих православных учебниках богословия мы встречаем словосочетание «первородный грех», следует помнить, что этот термин пришел к нам с Запада. Впервые это словосочетание употребил блаженн

Интерпретация жертвы Христовой
Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой. По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после

Усвоение спасения
Всякому человеку, уверовавшему во Христа и принявшему Святое Крещение, прощается как первородный грех, так и все его личные грехи. Однако в силу немощи человеческого естества мы продолжаем грешить.

Индульгенции
Для тех людей, которые принесли покаяние перед священником и получили разрешение, возможно получение полного или частичного освобождения от временного наказания за совершенные грехи. Такое освобожд

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
8 декабря 1854 года папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», которой был провозглашен догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Хотя булла была обнародована без предварительного Соборного обсужден

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
1 ноября 1950 года папа Пий XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил еще один мариальный дог­мат — о взятии (лат. — assumptio) Девы Марии на Небо с телом и душой. Дослов

Особенности католического учения о Таинствах
Католическая Церковь учит, что Таинства — это священные и действенные знаки, установленные Иисусом Христом, чтобы сообщать людям спасительную благодать. Участвуя в таинствах, человек получает от Бо

Таинство Крещения
Материей таинства Крещения является естественная вода, а формой — произнесение крещальной формулы: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно на Западе Крещение совершалось через

Таинство Миропомазания
Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В

Таинство Брака
Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной т

Таинство Священства
Католическая Церковь, также как и Православная, признает три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Все эти степени могут быть дарованы лишь через совершение рукоположения. В католической

Таинство Покаяния
Сегодня Католическая Церковь сохраняет учение о трехчастной структуре Таинства Покаяния. Материей этого Таинства являются действия верующего, состоящие из трех частей: сокрушения, словесного испове

Таинство Елеопомазания
Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Таинство Евхаристии в Католической Церкви
Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Веч

Современное положение Римско-Католической Церкви
Статистические данные. Все население земного шара по состоянию на 2004 год составляло 6 388 500 000 человек. Из них христиан около 2 млрд., мусульман – 1 млрд.180 млн., индуистов –

Вальденсы
  Родоначальником вальденсов считается богатый купец из Лиона Вальдес (Вальд, Вальдо), который жил во второй половине XII века. Он стремился глубоко изучить Священное Писание и потому

Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа
  Джон Виклефродился в Англии около 1330 года. Он закончил университет в Оксфорде, в 1361 году принял священный сан. Но и после этого большую часть своего времени Виклеф проводил не н

Жизнь и особенности богословия Яна Гуса
Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь

Гуситское движение. Богемские братья
  Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственны

Причины Реформации
  Прежде чем перейти к разговору о религиозной революции XVI века, следует поставить вопрос о причинах Реформации. Первый принципиальный вопрос — почему радикальные идеи рефо

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера
  Мартин Лютер родился в Саксонии 10 ноября 1483 года. С 1501 по 1505 год он обучался в Эрфуртском университете. Получил степень магистра искусств, дававшую право на преподавание. Из

Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью
  После смерти Лютера среди его последователей лютеран начались ожесточенные идейные споры, длившиеся три десятилетия и получившие название «тридцатилетней войны в лютеранстве». Лишь

Символические книги лютеран
Лютеранское вероучение в наиболее полном виде представлено в символических книгах. Полный сборник этих книг был издан в день 50-летней годовщины Аугсбургского Вероисповедания — 25 июня 1580 года. Э

Учение о Священном Писании
Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих

Учение об оправдании
Это учение занимает центральное место в богословии Лютера. Оно является определенной «визитной карточкой» лютеранства. С точки зрения Лютера человек спасается одной лишь верой в Иисуса Христа. Бог

Вера и добрые дела
Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Еванг

Учение о Церкви
В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в пле

Сакраментология
Таинства в лютеранском понимании суть «знаки благодати (signa gratiae)». В каждом Таинстве лютеране выделяют две составляющие: внешний знак и Слово Божье (Apologia 24, 69-70). То есть Таинствами яв

Лютеранский подход к богослужению
Основополагающий принцип лютеран в отношении богослужения четко сформулирован в «Аугсбургском исповедании». Здесь в статье 7 («О Церкви»), в частности, говорится: «Для истинного единства Церкви дос

Пост в лютеранстве
В лютеранских церквах сохранены два общецерковных поста: Рождественский (в соответствие с западной традицией он именуется Адвентским), который длится в течении трех-четырех недель перед праздником

Лютеранство в современном мире (краткий обзор)
В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонези

Лютеране в России и в Украине
Лютеране в России.Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русс

Ульрих Цвингли (1484-1531)
  Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получ

Жан Кальвин (1509-1564)
Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин, младший современник Цвингли и Лютера. Его деятельность связана с другим швейцарским кантоном — с Женевой. Кальвин был не первым, кто попытался осуще

Учение Кальвина о евхаристии
Позиция Кальвина в вопросе о евхаристии находится посередине между Лютером и Цвингли. Иногда его даже обвиняют в осознанной попытке примирить эти две доктрины. Но все же нельзя не заметить, что уче

Учение Кальвина о предопределении
Отцом доктрины предопределения в западном богословии по праву считается блаженный Августин (354-430). Он высказал ее в ходе борьбы с пелагианской ересью. Августин пришел к мысли, что человек своими

Арминианский спор
Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны

Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)
После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и

История Реформации в Англии
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-Католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Джона Уиклифа и ло

Англиканское вероучение
Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского

Административное и иерархическое устройство Церкви Англии
Внастоящее время Англиканская Церковь насчитывает около 26 миллионов членов. Главой ее является правящий монарх, который назначает по согласованию с премьер-министром архиепископов (2 чел.), еписко

Англиканское содружество
Англиканским содружеством(англ. Anglican Communion) называется объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги