Интерпретация жертвы Христовой

Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой.

По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после грехопадения человек должен был принести Богу удовлетворение за нанесенное оскорбление. Однако человек был неспособен это сделать. И потому для принесения такого выкупа необходим был особый Посредник. Им и становится Господь Иисус Христос. Поскольку Он есть Истинный Бог и Истинный Человек, то он способен принести выкуп от лица человека, но при этом Он, как не имеющий в себе последствий первородного греха становиться непорочным Агнцем, икупающим весь мир. Христос принес жертву, вполне удовлетворившую Божественное правосудие. Таким образом, центральным понятием католической сотериологии традиционно является юридический термин «искупление». Этот термин неоднократно встречается в Священном Писании, однако восточные отцы его никогда не абсолютизировали.

Понимание спасения как удовлетворения делами добра за грехи искажает взаимоотношения Бога и человека, ибо оно исходит из стремления к взаимной выгоде. Бог и человек вступают в своего рода сделку, лишенную нравственного отношения друг ко другу или “правовой союз,” по определению патриарха Сергия: человек приносит Богу свои добрые дела, чтобы избавить себя от Его гнева, а Бог удовлетворяет ими Свою справедливость. “Бог, по католическому учению, ищет не святости, как общего устроения души, а именно обнаружений этой святости вовне; оправдывают человека именно дела”. Такой род отношений Бога и человека неизбежно обесценивает духовное, нравственное содержание добра, творимого человеком в уплату за грех. Добро, творимое в уплату за грех, приобретает характер самонаказания, становится нравственно безразличным предписанием закона, родом жертвоприношения и, естественно, остается чуждым его природе.

Еще один важный аспект юридической интерпретации спасения — это невозможность вписать в эту схему Воскресение и Вознесение Христа Спасителя. Ведь если суть миссии Господа была в принесении выкупа, удовлетворяющего Божественной справедливости, то этот бесценный выкуп был принесен на кресте. Воскресение и Вознесение ничего к нему не добавляют. И потому в католическом богословии нередко о Воскресении Христовом говорили лишь как о величайшем чуде, которое сотворил Господь, чтобы уверить своих учеников в Своей Божественности и в успешности Своей миссии.

Если же понимать миссию Христа как миссию исцеления и обожения человеческой природы (как это делали восточные отцы), то Воскресение и Вознесение в теле Господа Иисуса Христа являются неотъемлемыми частями дела спасения человека. Человеческое естество во Христе исполняет свое предназначение: преодолевает смерть и восседает одесную Бога Отца.