Таинство Брака

Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной таинства Брака признается взаимное согласие супругов, выраженное публично. Соответственно, совершителями таинства являются сами брачующиеся. Эта точка зрения оформилась на Западе к XIII веку. Фома Аквинский (1225-1274) писал: «Именно слова, которыми выражается согласие о заключении брака, представляют форму этого таинства, а не благословение священника» (IV Sent., d. XXVI, q. 2, art. 1, ad. 1). Священник в латинском обряде лишь «ассистирует» при заключении брака.

Это учение оказало влияние и на богослужебный чин, в котором согласие супругов становится важнейшей частью и постепенно принимает форму ответов брачующихся на вопросы священника об их желании вступить в брак (характерно, что только эти вопросы произносились на национальном языке, а не на богослужебной латыни, что также способствовало росту их значимости). Впервые единый для всей Католической Церкви чин венчания был опубликован в XVI веке после Тридентского Собора (в «Римском миссале» 1570 года). При этом в начале XVII века в «Римском ритуале» (1614) в чин венчания была включена и священническая формула: «Ego vos conjugo in matrimonium» (Я вас соединяю в браке). Таким образом, в чине присутствовала непоследовательность. С одной стороны, формой таинства считалось произнесение супругами взаимного согласия, с другой, присутствовало священническое благословение Брака.

В таком виде чинопоследование брака просуществовало в Римско-Католической Церкви вплоть до второй половины ХХ века. II Ватиканский Собор предписал пересмотреть этот чин, и 3 марта 1969 года был издан обновленный чин Бракосочетания. В 1990 году было выпущено в свет его новое издание. В соответствие с этим последованием, таинство Брака совершается на мессе после прочтения Евангелия и проповеди. Священник задает брачующимся традиционные вопросы. Затем вступающие в брак произносят супружеское согласие, которое является тайносовершительной формулой. Звучит оно так: «Я, N (имя), беру тебя, N (имя), в жены (мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и несчастии, в здравии и в болезни, а также любить и уважать тебя во все дни моей жизни». Затем священник подтверждает это согласие (как свидетель) и благословляет кольца, которыми обмениваются новобрачные. Присутствовавшая ранее формула: «Я вас соединяю» в новом чине исключена.

При совершении таинства Брака в Католической Церкви ассистирующим может быть не только епископ или священник, но также диакон или даже мирянин. В тех регионах, где есть недостаток священников и диаконов, для ассистирования при бракосочетании может быть выбран мирянин, способный «дать наставления брачующимся и должным образом совершить литургический обряд бракосочетания» (ККП 1112). В исключительных случаях действительный и правомочный брак может быть заключен и без ассистирующего лица в присутствии одних лишь свидетелей. Это допускается в случае смертной опасности или в том случае если на разумных основаниях можно сделать вывод о том, что отсутствие возможности пригласить ассистирующее лицо сохраниться как минимум в течение месяца (ККП 1116). Таким образом, в католической практике существует возможность действительного заключения брака вне богослужебного чина, хотя это и допускается лишь в крайних случаях.

Второй особенностью католического учения о таинстве Брака является утверждение о его нерасторжимости. Действительный брак может быть расторгнут лишь смертью одного из супругов (ККП 1141). В случае супружеской неверности допускается разлучение супругов, но брак при этом остается нерасторгнутым. Лишь в случае, если при видимом заключении брака имелись препятствия к его заключению, брак может быть признан недействительным. Такими препятствиями могут быть возраст брачующихся (жених должен быть не моложе 16, а невеста 14 лет), неспособность к физическому сожительству, узы предыдущего брака, различие религий (брак крещенного с некрещеным), наличие у жениха священного сана, связанность одного из супругов обетом целомудрия, похищение женщины с целью заключения брака, убийство или содействие убийству предыдущего супруга с целью заключения нового брака, кровное родство супругов или родство, возникшее в результате усыновления или удочерения и некоторые другие случаи.

Особенностью Католического канонического права является также учение об одобренном и завершенном браке. После совершения церковного чинопоследования бран считается лишь одобренным. Поскольку целью брака является деторождение, то завершенным бракосочетание он становится лишь после супружеского акта, предназначенного к порождению потомства. Потому если после совершения чинопоследования выяснилась неспособность одного из супругов к физическому сожительству, брак признается недействительным.

Также сегодня Католическая Церковь несколько смягчила позицию в отношении заключения смешанных (или экуменических) браков, то есть браков между католиками и представителями других христианских конфессий. Раньше такой союз допускался лишь на условии обещания, что дети от этого брака будут воспитываться в католической вере. И если это обещание не выполнялось, то супруг-католик подпадал под дисциплинарные санкции. Теперь же католическая сторона, вступающая в смешанный брак, должна лишь пообещать, что сделает всё, что в её силах, чтобы всё потомство было крещено и воспитано в католической вере. И если дети от такого брака не будут крещены в Католической Церкви, то супруг-католик сегодня не несет канонического наказания.

Православная Церковь сохраняет учение о том, что совершителем таинства Брака является священник, а не сами брачующиеся. Тем не менее в XVII веке западное учение о брака проникло и в Восточную Церковь. Киевский митрополит Петр Могила, видимо, вполне разделял мнение о том, что брачующиеся сами являются совершителями таинства. В его Требнике, изданном в 1646 году, в традиционный православный чин венчания были включены заимствованные из западной практики вопросы священника к брачующимся о добровольности их намерений. В поучении митрополита Петра к вступающим в брак, помещенном в том же Требнике, читаем следующее: «Вы, благочестивые возлюбленные, … хотите засвидетельствовать и выразить взаимные обеты будущей супружеской жизни пред Всемогущим Богом, в присутствии моего недостоинства и в собрании столь многих и достойных людей, чтобы тем лучше провести назначенную от Бога жизнь без молвы и суеты». Здесь очевидным образом присутствует мысль о взаимной клятве в верности как главной составляющей таинства брака, при котором священник и народ являются лишь свидетелями.

Чинопоследование, помещенное в Требнике Петра Могилы, механически соединило православный чин венчания, при котором роль совершителя таинства отводится священнику, и католическую практику вопросов, обращенных к брачующимся. Этот новый чин проник в Московскую Русь, а позже и на Балканы (например, в Сербскую Церковь), куда активно направлялись русские богослужебные книги. Вопросы к вступающим в брак сохраняются и в современном чинопоследовании венчания, принятом в Русской Церкви. Однако в греческих богослужебных книгах эти вопросы отсутствуют.