Таинство Елеопомазания

Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Особенностью истории Таинства Елеопомазания в Западной Церкви было то, что начиная с V века освящение елея стало производиться епископом только раз в год в Великий Четверг. Освященный елей хранился в домах верующих, который они сами употребляли для помазания больных в случае необходимости. Хотя это не исключало и приглашение в дом священника для совершения молитвы за больного и помазания. Главным плодом помазания должно было быть улучшение телесного здоровья.

К VIII веку практика помазания больных специально освященным елеем приходит на Западе в забвение. Тем не менее епископы настаивали, чтобы человек принимал это Таинство хотя бы раз в жизни — когда оказывается на смертном одре. Поэтому постепенно формируется обычай умирающего не только исповедовать и причащать, но и помазывать святым елеем. В результате Таинство Елеосвящения стало пониматься лишь как предсмертное помазание, последствие которого — это не телесное выздоровление, а прощение грехов. В таком виде это таинство существовало в Католической Церкви вплоть до второй половины ХХ века.

II Ватиканский Собор установил некоторые общие предписания, относительно чинопоследование Таинства Елеопомазания (SC 73-75). Собор признал, что это Таинство лучше именовать не «последним помазанием», а «помазанием больных». Также отмечено, что оно предназначено не только для умирающих. Собор предписал составить чин, в котором бы Таинства Исповеди, Елеопомазания и Причащения совершались бы не по отдельности, а последовательно. Были также даны предписания, чтобы число помазаний и молитв, «соответствовали различным состояниям больных, принимающих это Таинство».

В 1972 году был опубликован новый «Чин Намащения больных и пастырского попечения о них». В этом чине совершенно по-новому оформлено само помазание. Если старый обряд предусматривал шестикратное помазание глаз, ушей, носа, уст, рук и ног, причем в сопровождающих словах говорилось не о воздвижении и утешении, а об отпущении грехов (которые были совершены посредством этих частей тела), ныне помазываются только лоб и ладони рук, которые символизируют всего человека (как мыслящую и действующую личность) в его целостности.

Второй особенностью новой практики стало поощрение совершения елеопомазания в храме за богослужением в присутствии всей общины. Тем самым должен сниматься страх перед ним как перед предсмертным богослужением. Община должна молиться о выздоровлении помазуемого. После введения в действие нового чина стали традиционными публичные совершения этого таинства для больных. Например, 5 октября 1975 года папа Павел VI лично преподал помазание пятидесяти больным. Признается возможным включение Елеопомазания в чин совершения мессы.

Для совершения таинства, как правило, употребляется уже освященный епископом елей. Однако если такового нет в наличии, священник может сам его освятить. В этом случае освящение елея включается в сам чин. Предлагалось также разрешить совершать помазания не только священникам, но и диаконам и мирянам. Однако такая практика не получила церковной санкции.

Кодекс канонического права предписывает священникам преподавать таинство елеосвящения тем верным, которые «достигнув способности ко здравому суждению», оказываются «в смертельной опасности из-за болезни или старости». Таинство может быть повторено, «если больной, выздоровев, снова станет страдать тяжким недугом или если в течение той же самой болезни опасность станет более серьёзной» (ККП 1004).