Жизнь и особенности богословия Яна Гуса

Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь степень бакалавра, в 1396 — магистра. В 1400 году он принял священный сан, а в 1402 был назначен проповедником в Вифлеемскую часовню в центре Праги. Эта часовня была построена в 1391 году специально для произнесения проповедей на чешском языке. Одновременно с этим он также преподавал философию и богословие в Пражском университете.

В своих проповедях Гус обличал нравственные недостатки духовенства и призывал к проведению церковной реформы. Он также является автором ряда богословских трактатов, комментариев на Священное Писание и других сочинений на чешском и латинском языках. Довольно быстро Гус приобрел огромную популярность в Праге.

С конца XIV века (как раз, когда Ян Гус был студентом) в Пражский университет проникли сочинения Джона Виклефа. Они были привезены сюда чешскими студентами, обучавшимися в Оксфорде. Взгляды Виклефа сразу же получили широкое распространение среди чехов. Увлекся ими и Ян Гус. Однако немцы, которых в то время было немало среди студентов и профессоров университета, не поддерживали реформационных настроений. Все это привело к противостоянию между чешской и немецкой партиями. Король встал на сторону чехов и в 1409 году издал декрет, который давал чехам преимущества в университете. После этого немцы покинули Пражский университет, перебравшись, главным образом, в Лейпциг. После ухода немцев из первым новым ректором университета был избран Ян Гус. Тем самым его влияние в Чехии значительно усилилось.

Несмотря на то, что Гуса поддерживали светские власти, Пражский архиепископ был его противником. Архиепископ сообщил в Рим, что в Чехии беспрепятственно распространяются лжеучения Виклефа. В ответ папа велел отыскивать и истреблять сочинения английского еретика. В результате в июле 1410 года на архиепископском дворе в Праге было сожжено около 200 рукописей с сочинениями Виклефа. Это вызвало народные волнения. Гус не подчинился запрету и продолжал призывать к церковной реформе. В ответ на это архиепископ в 1411 году заявил об отлучении Гуса от Церкви. Гус был официально вызван на суд в Рим. Но городские власти стали на сторону Гуса. Он и его единомышленники продолжали совершать в городе богослужения. В 1412 году уже Римская курия заявила об отлучении Гуса от Церкви за неявку на суд. В этой ситуации Гус покинул Прагу, чтобы не навлечь на город интердикт. Он проживал в Южной Чехии до 1414 года. Здесь в уединении он написал свое главное богословское сочинение — трактат «О Церкви», в котором во многом воспринял и развил взгляды Виклефа.

В ноябре 1414 года начал работу Констанцкий Собор, который был созван для преодоления Великого раскола в Католической Церкви. В программу Собора также было включено рассмотрение взглядов Виклефа и Гуса. Гус был вызван в Констанцу. Однако он боялся ехать на Собор, опасаясь расправы, и отправился в Констанцу только после того, как получил гарантии безопасности от императора Сигизмунда.

Однако, несмотря на наличие императорской охранной грамоты, Гус в Констанце был взят под стражу, закован в кандалы и посажен в подземелье местного замка. Гус надеялся, что на Соборе состоится открытое обсуждение его взглядов, что ему дадут возможность представить аргументы в пользу своих воззрений, но этого не случилось. Делегаты Собора лишь требовали от него отречения от ереси. Гус заявил, что его вина не доказана, и потому он не считает себя еретиком и от своих взглядов отрекаться не может. В результате 6 июля 1415 года Собор осудил его как еретика и передал светской власти для расправы. В тот же день по повелению императора Сигизмунда Ян Гус был сожжен. Также были сожжены все его книги и вещи, имевшиеся в Констанце. Чтобы избежать появления каких бы то ни было реликвий, связанных с его именем, весь пепел, оставшийся от костра, и даже земля под пепелищем были собраны и брошены в реку.

В мае 1416 года участь Гуса постигла и его друга Иеронима Пражского. Он также взошел на костер в Констанце. Гус и Иероним вошли в чешскую историю как констанцкие мученики.

Богословские взгляды Яна Гуса. Чешский реформатор испытал сильное влияние Джона Виклефа, но все же воспринял далеко не все его идеи. Гус также как и Виклеф ставил истинность пастырей в зависимость от их моральных качеств. Он также учил о существовании вечной «Церкви предопределенных» и полагал, что принадлежность человека к земной Церкви еще не означает, что он предопределен ко спасению. Вслед за Виклефом Гус считал, что папа только в том случае заслуживает повиновения, если он живет в соответствие с Евангелием. Гус не отрицал возможности выдачи индульгенций, хотя и выступал против злоупотреблений, возникавших во время их продажи. В отличие от Виклефа Гус не отрицал учение о пресуществлении.

Сегодня Католическая Церковь признает, что далеко не все обвинения, выдвинутые против Гуса в Констанце, были справедливыми. Тем не менее осуждение с Яна Гуса не снято и по сей день.