Гуситское движение. Богемские братья

 

Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственным человеком с безукоризненной репутацией и пострадал невинно. В ответ на это Собор наложил на Прагу интердикт. Прага не подчинилась. Казнь Иеронима Пражского подлила масла в огонь и привела к эскалации конфликта. В Праге стало назревать восстание. Сторонники реформ начинают причащать мирян под обоими видами. Поэтому их называли «утраквистами» или «чашниками». Они также призывали к секуляризации церковных земель и нравственному очищению клира. «Чашники» представляли собой умеренное крыло гуситов. Вместе с тем в Праге оформилось и крыло радикальное, которое впитало многие положения вальденсов. Радикальные гуситы отрицали существование чистилища, молитвы за умерших, поклонение святым, смертную казнь. Сам Гус таких взглядов не исповедовал. Впоследствии центром радикальных гуситов стал город Табор на юге Чехии, от которого они получили название «табориты».

В 1419 году в Чехии фактически началась революция. После смерти чешского короля Вячеслава IV гуситы захватили власть в Праге и отказались признавать власть императора. В период с 1420 по 1431 год против гуситов было организовано четыре крестовых похода, но все они закончились неудачно. Гуситы победили во всех этих войнах. В результате Чехия фактически стала первой страной Западной Европы, вышедшей из-под власти папы. При этом в среде гуситов не было единства. Чашники и табориты постоянно враждовали. В результате умеренное крыло сумело подавить радикальное. Табориты были разгромлены.

Интересно отметить, что, не сумев найти общий язык с Римом, чашники искали контактов с христианским Востоком. В 1452 году их делегация посетила Константинополь, где представила свое исповедание веры и начала переговоры о возможном присоединении к православию. Константинополь признал исповедание гуситов вполне православным и высказал согласие на унию. Но падение Константинополя прервало эти контакты. Позже гуситы засылали своих эмиссаров и в другие страны, в том числе и на Русь, но так и не присоединились ни к одной из Православных Церквей.

Богемские братья.Кроме чашников и таборитов в Чехии оформилось и еще одно течение, члены которого считали себя наследниками Яна Гуса. Это были «богемские братья» (иногда их также называют «чешскими братьями» или «моравскими братьями»). Основателем этого движения был Петр Хельчицкий (ок. 1390 – 1460). Он был знаком с сочинениями Виклифа и Гуса. Известно также о его интересе к учению вальденсов. Главная идея Петра Хельчицкого заключалась в том, что первые христиане в Иерусалиме правильно понимали Евангелие Христово. Однако позже к учению и способу жизни Апостольской Церкви было добавлено множество выдумок, внушенных антихристом. Для верного следования за Христом Хельчицкий призывал пользоваться Священным Писанием и собственным разумом, не полагаясь на Предание. Он полностью отрицал иерархическое устройство и богослужебный обряд Римской Церкви, а также считал необходимым отбросить политическое устройство государства и упразднить все привилегии королей, аристократов и духовенства. Хельчицкий отстаивал принцип непротивления злу, отвергал употребление силы и оружия. В этом пролегало коренное отличие его взглядов от взглядов таборитов.

В Праге появилась группа последователей Хельчицкого. В этой общине сложилась строгая дисциплина. Всякий, вступавший в общину, должен был оставить светские должности. Членам братства также запрещалось служить в войске.

Среди чашников вскоре распространилось отношение к братьям как к еретикам. Чашники неоднократно обрушивали на богемских братьев гонения. Но они не были истреблены.

Позже, когда началась Реформация в Германии и Швейцарии, среди чашников получили популярность идеи Лютера, а богемские братья больше симпатизировали учению Кальвина. Тем не менее чешские конфессии сохраняли свою самобытность вплоть до XVII века. В 1620 году состоялась битва на Белой горе (близ Праги) между чешскими и австрийскими войсками, в которой чехи потерпели сокрушительное поражение. После этого Чехия была включена в состав Австрии, и здесь вновь начал насаждаться католицизм. В результате чашники фактически прекратили свое существование, а значительное число чешских братьев выехало в Германию, Польшу и Голландию.

Чешско-Братская Церковь существует и по сей день.