Учение о Священном Писании

Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих вероисповедных документов. Особенностью лютеранства при этом является достаточно высокий авторитет университетских профессоров богословия, которые нередко выступали в качестве толкователей лютеранской доктрины. Тем не менее никакая церковная власть в лютеранстве не обладает абсолютным авторитетом в вопросах веры. Решающим для принятия того или иного учения как основанного на Библии является личное суждение христианина. С этим связано принципиальное для лютеранства положение о праве каждого верующего на свободное чтение и толкование Писания.

Лютеранство четко различает в Священном Писании два элемента: закон и Евангелие (это деление не совпадает с делением на Ветхий и Новый Завет). Закон содержит заповеди обязательные для исполнения каждым человеком. При этом своими силами человек после грехопадения исполнить их не способен. Потому основной богословский смысл закона — показать человеку, что он является грешником и не может самостоятельно освободиться от этого состояния. Тем самым закон готовит человека к восприятию Евангелия — освобождающей вести о спасении и прощении грехов.