Учение о Церкви

В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в плену многочисленных заблуждений. Рассуждая об истинной Церкви, Лютер писал, что истинная Церковь находится там, где проповедуется чистое (неискаженное) Евангелие:

 

«Надежным признаком, по которому можно узнать христианскую общину, является то, что там проповедуют чистое Евангелие. Точно так, как знамя является знаком того, какой военачальник и какая армия находятся перед вами, так и Евангелие является знаком, по которому можно определить, где находится лагерь Христа и Его воинство... Соответственно, где Евангелие отсутствует, а правят лишь человеческие учения, там нет христиан, а лишь одни язычники, независимо от их числа и того, какую бы праведную жизнь они не вели».

 

При таком подходе апостольская преемственность — это не историческая преемственность иерархии, а богословская преемственность проповеди. Всякий, кто проповедует чистое Евангелие, является преемником апостолов. Преемственность же рукоположений утрачивает первостепенное значение. Истинную Церковь, с точки зрения лютеран, составляют все истинно верующие, рассеянные по всему миру.

Эти предпосылки привели лютеранское богословие к доктрине «невидимой Церкви». Так, например, в «Апологии Аугбургского исповедания» подчеркивается, что истинная Церковь, основанная Христом, существовала всегда. При этом порой она становилась невидимой из-за господства в видимой церковной организации недостойных людей: «Как Бог сохранял в Израиле и Иудее Свою Церковь, то есть некоторых святых, так Он по-прежнему сохраняет Свою Церковь, то есть некоторых святых, при папстве - так что христианская Церковь полностью не погибла» (Apologia 27, 98). Из этого следует, что лютеране составляют единую истинную Церковь вместе со всеми истинно верующими, состоящими, например, в Католической и Православной Церквах. И достижение между ними организационного единства не является необходимым. Лютеране полагают, что истинные христиане существуют во всех исторических церквах.