Лютеранство в современном мире (краткий обзор)

В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонезии, Папуа – Новой Гвинее и на Мадагаскаре. Сегодня лютеране составляют 3 % от общего числа христиан планеты (третье место после католиков — 52-53 % и православных — 9 %). Общая численность лютеран составляет по разным оценкам от 65 до 75 миллионов человек, объединенных в региональные церкви. В ХХ веке наблюдается стремление лютеранских церквей к объединению не только в различных регионах, но и в мировом масштабе. В 1947 году создана Всемирная лютеранская федерация (союз). По данным на 2003 год в ее состав входит 136 региональных церквей, объединяющих около 62 миллионов человек в 76 странах мира.

Сегодня наибольшее количество лютеран проживает в Германии (ок. 15 млн), США и Канаде (ок. 9 млн) и Швеции (7,6 млн), однако немало лютеран в Африке (6 млн) и в Индонезии (2,4 млн).

Крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Евангелическая церковь Германии (Evangelische Kirche in Deutschland, EKD), которая является объединением земельных протестантских церквей Федеративной Республики Германия. В современном виде эта церковь оформилась в 1948 году, однако уже в 1949 году Германия разделилась на два государства: Федеративную республику Германия (Западная Германия) и Демократическую Республику Германия (Восточная Германия). Поначалу EKD оставалась союзом Евангелических церквей обоих государств. Однако в 1961 году после возведения Берлинской стены и существенного обострения отношений между ФРГ и ГДР в Восточной Германии был создан самостоятельный Союз евангелических церквей в ГДР. В 1990 году после объединения Германии этот Союз вновь вошел в состав EKD.

Сегодня EKD объединяет 23 самостоятельные союзные земельные церкви. В ее состав входят представители трех конфессий: лютеранской, реформатской (кальвинистской) и союзной униатской (unierte). Униатские (или объединенные) церкви возникли в XIX веке под давлением правительств некоторых германских государств. В этих государствах были заключены унии между лютеранами и кальвинистами, существующие и по сей день.

Общее число верующих EKD по данным на 2006 год составляло ок. 26 млн. человек. Из них примерно по 12,5 млн принадлежат к лютеранским и униатским церквам и ок. 450 тысяч к реформатским. Общее количество общин EKD — 17 000.

 

[По данным опроса 1996 года лишь 45 % населения Германии были верующими, при чем на территории бывшей ГДР эта цифра была еще ниже — 20 %. Тем не менее в последние годы наблюдается положительная динамика официального членства в EKD. Дело в том, что, несмотря на отделение церкви от государства, германское законодательство предполагает официальное оформление членства в каждой зарегистрированной государством конфессии. Люди, официально заявившие о своем членстве в той или иной церкви, уплачивают так называемый религиозный налог, за счет которого финансируются религиозные организации. Хотя уровень религиозности в современной Германии чрезвычайно низок, значительная часть населения относит себя к христианам (противопоставляя себя, например, исламу). Все же председатель Совета EKD Вольфганг Хуберт признал, что современная Германия — это уже не христианская страна.]

 

Следует иметь в виду, что EKD — это все же не унитарная церковь, а союз самостоятельных церквей. Потому среди этих церквей нет полной унификации. Например, среди членов EKD нет единства по поводу активно обсуждаемых в протестантской среде вопросов. В последние годы таких вопросов два: женское священство и возможность церковного благословения однополых браков. В EKD допускается женское священство. В 1992 году положено начало и женскому епископату. Однако к проблеме гомосексуализма разные земельные церкви относятся по-разному. Хотя в целом отношение EKD к однополой любви снисходительное, все же однополые церковные браки разрешены лишь в 9 из 23 земельных церквей.

EKD является членом Всемирного Совета Церквей и Конференции европейских Церквей. С 1959 года ведутся официальный диалог EKD с Русской Православной Церковью. С 1959 по 2008 год состоялось 24 встречи, посвященных различным богословским и иным вопросам.

Следует отметить, что современное лютеранство чрезвычайно неоднородно. И потому EKD нельзя воспринимать как единственно правильный вариант лютеранства. Сущетсвуют в мире лютеранские церкви, во многом не согласные с подходом EKD к целому ряду богословских и церковно-практических вопросов. Двумя наиболее консервативными принято считать две лютеранские церкви, имеющими свои административные центры в Америке: Миссурийский и Висконсинский синоды. Эти синоды появились в середине XIX века. Они в отличие от EKD не признают женского священства и отрицают практику церковного благословения однополых браков.

Литература

Бровко Л. Н. Евангелическая Церковь Германии // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., 2007. С. 709-713.

Бровко Л. Н. Христианство и национал-социализм: Мировоззренческий излом // Переходные эпохи в социальном измерении: История и современность М., 2002. С. 351-377.

Слышать и видеть друг друга: Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии / Издание Церковного управления Евангелической Церкви в Германии (Ганновер) и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Лейпциг, 2003.