рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ульрих Цвингли (1484-1531)

Ульрих Цвингли (1484-1531) - Семинар, раздел Религия, Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6   Родился 1 Января 1484 (Менее Чем Через Два Месяца После Рожде...

 

Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой и усердно читал Священное Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. - магистра философии, он стал приходским священником. В 1516 г. Цвингли произнес проповедь перед паломниками, пришедшими на поклонение к чудотворной иконе. Он высказался против путешествий к святым местам, поклонения иконам, указывая, что есть только один небесный ходатай — Христос. Сам он писал позднее: «Евангелие... я начал проповедовать в 1516 году, когда еще ни один человек не слыхал даже имени Лютера». В 1518 году соборный капитул Цюриха избрал Цвингли на должность священника и проповедника Цюрихского кафедрального собора. Здесь он стал произносить проповеди, в которых последовательно, книга за книгой, истолковывал Священное Писание. Его проповедь вскоре стала давать свои плоды. Когда в окрестностях Цюриха появился продавец индульгенций Самсон, то городской совет не пустил его в город. Это решение было принято по настоянию Цвингли.

В 1522 году Цвингли стал на путь полного разрыва с Католической Церковью. 16 апреля во время Великого Поста он произнес проповедь против общеобязательных постов («О свободе выбора пищи»). Он заявил, что запрещение Церковью некоторых видов пищи не имеет основания в Священном Писании. В результате часть прихожан стала открыто есть мясо во время поста. Один из уважаемых книгоиздателей во время поста пришел в таверну и демонстративно потребовал подать ему мясо. 7 июля 1522 года Цвингли вместе с девятью другими швейцарскими священниками направил послание Констанцкому епископу (в юрисдикции которого находился Цюрих) с требованием отменить обязательность целибата духовенства. Епископ обратился к соборному капитулу Цюриха с требованием принять строгие меры против Цвингли. Видя, что назревает скандал, городской совет Цюриха решил организовать открытый диспут между Цвингли и представителем епископа. Готовясь к поединку, Цвингли составил и опубликовал «67 тезисов», в которых дал сводку нового евангелического вероисповедания.

Это был первый свод положений швейцарской реформации. В отличие от первых тезисов Лютера сочинение Цвингли гораздо радикальнее. Он отверг право папы именоваться первосвященником, заявил, что чистилища не существует, что месса – это не жертва, а лишь воспоминание о Голгофской Жертве. Цвингли отверг почитание святых. Призвал уничтожить монашество, упразднить посты, отказаться от целибата. Отверг право священников отпускать грехи.

В 1523 году городской совет Цюриха принял решение о проведении в городе церковной реформы по программе, предложенной Цвингли. Начался перевод Библии и богослужения на немецкий язык. Было принято решение о том, что отныне все требы совершаются бесплатно. Духовенству было позволено вступать в брак. Первый случай открытой женитьбы священника имел место уже в апреле 1523 года. А год спустя, 2 апреля 1524 года, и сам Цвингли публично отпраздновал свою свадьбу с вдовой Анной Рейнгард (Мейер?). На самом деле он с ней тайно обвенчался за несколько лет до этого и теперь лишь открыто объявил о своем браке. 15 мая 1524 года городской совет издал распоряжение об отмене мессы и об уничтожении изображений в храмах. Также были отменены процессии в честь Тела Христова, гробницы святых открыты и их останки преданы земле. Органы вынесены из храмов, запрещен колокольный звон по усопшим, освящение пальмовых ветвей в неделю ваий, восковых свечей, последнее миропомазание. 13 апреля 1525 года впервые было совершено причастие под двумя видами.

Все это привело к формированию особого стиля реформатского богослужения. В храмах были уничтожены все изображения. Церковная инструментальная музыка запрещена. Богослужение состояло из проповеди и пения псалмов. Церковь стала походить на школу, где, прежде всего, читают и разъясняют смысл Писания.

Были также изданы законы против чрезмерной расточительности, пьянства и азартных игр. Наиболее строгим в этом отношении был устав, принятый в 1530 году. По этому уставу число трактиров в городе было ограничено, в праздники запрещалось продавать вино до обеда (пока шло богослужение). Питейные заведения предписывалось закрывать не позднее девяти часов вечера. Не позволялось продавать одному лицу вина больше, чем на 10 шиллингов. За приверженность к старой вере или сектантству (анабаптизму) назначались штрафы.

Таким образом, Цвингли разработал стройную и последовательную систему реформы общественной и церковной жизни. Эта система имела много общего с лютеранством, при этом Цвингли неоднократно подчеркивал, что пришел к реформационным идеям независимо от Лютера. Начатая Цвингли проповедь реформы не была прямым результатом выступления Лютера, а представляла собой параллельное движение. В целом цвинглианская реформа была значительно радикальней лютеровой. Цвингли отвергал все, что не находит прямого подтверждения в Библии, в то время как Лютер готов был сохранить многие традиционные черты церковной жизни, не противоречащие Писанию, которые Меланхтон обозначил как «адиафора», то есть безразличные, не имеющие принципиального значения. Например, Цвингли отверг использование в храмах органов лишь на том основании, что этот инструмент не упомянут в Библии.

Главным вероучительным расхождением между Лютером и Цвингли был вопрос о Евхаристии. Противостояние между двумя реформаторами вскрылось в 1529 году. После очередного имперского сейма (на котором лютеране подали «Протестацию») ландграф Филипп Гессенский, глава лютеранской партии решил создать общепротестантскую конфедерацию, чтобы противостоять императору Карлу V. Для этого нужно было примирить различные ветви реформации, так как между ними было немало разногласий. Филипп пригласил в свой родовой замок в Марбург лидеров реформации из разных немецких и швейцарских городов. Лютер и Меланхтон представляли Саксонию, Цвингли прибыл из Цюриха, Эколампадиус из Базеля, Буцер из Страсбурга. Все искренне стремились к союзу. По большинству вопросов участники встречи пришли к согласию. Однако, когда началось обсуждение учения о Вечере Господней, выявилась непримиримость позиций Лютера и Цвингли. Дискуссия развернулась по поводу смысла слов: «Сие есть Тело Мое». Лютер понимал эти слова буквально и утверждал, что Христос реально присутствует в Святых Дарах. Цвингли полагал, что эти слова надо понимать символически (хлеб лишь означает, символизирует Тело Христово, но реально Христос в Святых Дарах не присутствует). Договориться так и не удалось. Разногласия между Лютером и Цвингли повлекли за собой серьезные последствия как богословского так и политического характера. Неудачный диспут в Марбурге означал разделение реформационного движения на две фракции. Филипп Гессенский не смог создать единый протестантский фронт, и это облегчило для Карла V задачу борьбы с протестантами в Германии. С этого времени реформация в Швейцарии и реформация в Германии пошли двумя разными путями.

Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, Сан-Галлене, Гларусе и в ряде вольных имперских городов Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн и Цуг - остались верны католицизму. Позже к ним присоединились кантон Фрейбург и союзная земля Валлис. Мы уже отмечали, что Швейцарская конфедерация не была централизованным государственным образованием. Все кантоны имели свои законы и свои правительства. Сообща они решали лишь некоторые задачи, например, вопросы внешней безопасности. Религиозные разногласия усилили имевшие место и ранее противоречия между кантонами и сделали гражданскую войну неизбежной.

Летом 1529 года состоялось первое столкновение Цюриха с католическими войсками. Однако мир оказался недолгим. В октябре 1531 года пять католических кантонов неожиданно напали на Цюрих. Передовой отряд вышел навстречу врагу в надежде задержать неприятеля, чтобы город смог подготовиться к обороне. В составе отряда в качестве полкового священники был и сам Цвингли. 11 октября 1531 года состоялась битва на Каппельской равнине. Католики разгромили цюрихское войско. Цвингли был в первых рядах сражавшихся и обращался со словами утешения к раненным. В бою он получил тяжелую рану, но остался жив. Католики, грабившие убитых, приняли Цвингли за простого цюрихца, они его спросили: «Хочешь исповедаться?» Цвингли отрицательно покачал головой. «Призови Божию Матерь или святых!» Цвингли снова покачал головой. «Так умри же, проклятый еретик!» — с этими словами один из Солдатов нанес ему смертельную рану. Лишь на другой день католики узнали, кто был этот упорный еретик. После этого тело Цвингли было четвертовано и сожжено, а пепел развеян по ветру. В 1838 году на месте смерти Цвингли был установлен гранитный памятный знак, на котором высечены слова, которые, по преданию, были его последними словами: «Они могут умертвить лишь тело, но не душу».

Война 1531 года усилила и фактически закрепила религиозную поляризацию Швейцарских кантонов. Постепенная миграция населения из одного кантона в другой в поисках возможности свободно исповедовать свою веру привела к тому, что кантоны стали практически моноконфессиональными.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6

По Сравнительному богословию... Для III курса... Киевской Духовной Семинарии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ульрих Цвингли (1484-1531)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предуведомление
Нижеследующий текст представляет собой примерный конспект лекций по Сравнительному богословию, прочитанных мной в 2009/2010 учебном году для студентов третьего курса Киевской Духовной Семинарии. Те

Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат ино

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

I. Отступления в экклезиологии и триадологии.
  1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современн

IV. В области мариологии
  1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат провозглашен в 1854 г. папой Пием IX без созыва Собора. Догмат учит: в силу будущих

V. Отступления в сфере совершения Таинств.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Католическое учение о власти Папы над Церковью
  Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства (primatus jurisdictionis), пра­в

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Отношение апостола Петра к другим апостолам
  Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостол

Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церковной истории Евсевий Кесар

События 1054 года
Несмотря на то, что традиционно 1054 год считают годом великого церковного раскола между Востоком и Западом, среди современных исследователей бытует иная точка зрения. Раскол стал реальностью гораз

Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом
Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода. 1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издани

I Ватиканский Собор
Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в

Критика учения о папской безошибочности
Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить рядом исторических примеров. 1. Папа Либерий I (IV век) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с ар

История появления и развития на Западе учения о Filioque
  Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде: "Και εις &

Священное Писание об исхождении Святого Духа
  Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все,

Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием
Первым из восточных отцов последовательную развернутую критику латинской вставки в Символ веры предложил еще в IX веке Константинопольский Патриарх Фотий. На его аргументах, приведенных в Окружном

Богословы XIX-XX веков о Filioque
Одними из первых, кто стал специально изучать проблему Filioque в указанный период, были русские богословы. В конце XIX века богословская оценка учения о Filioque приобрела особую актуальность в св

Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана
Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второ

Католические разъяснения 1995 года
29 июня 1995 года в день святых апостолов Петра и Павла (по новому стилю) Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на традиционном экуменическом богослужении в римском соборе Святого П

Католическая сотериология
Осмысление сотериологии любой инославной конфессии является необходимой составляющей изучения её вероучения, и важнейшей предпосылкой осмысления ее практической жизни. В православном богословии, на

Учение о первородном грехе
Хотя во многих православных учебниках богословия мы встречаем словосочетание «первородный грех», следует помнить, что этот термин пришел к нам с Запада. Впервые это словосочетание употребил блаженн

Интерпретация жертвы Христовой
Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой. По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после

Усвоение спасения
Всякому человеку, уверовавшему во Христа и принявшему Святое Крещение, прощается как первородный грех, так и все его личные грехи. Однако в силу немощи человеческого естества мы продолжаем грешить.

Индульгенции
Для тех людей, которые принесли покаяние перед священником и получили разрешение, возможно получение полного или частичного освобождения от временного наказания за совершенные грехи. Такое освобожд

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
8 декабря 1854 года папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», которой был провозглашен догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Хотя булла была обнародована без предварительного Соборного обсужден

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
1 ноября 1950 года папа Пий XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил еще один мариальный дог­мат — о взятии (лат. — assumptio) Девы Марии на Небо с телом и душой. Дослов

Особенности католического учения о Таинствах
Католическая Церковь учит, что Таинства — это священные и действенные знаки, установленные Иисусом Христом, чтобы сообщать людям спасительную благодать. Участвуя в таинствах, человек получает от Бо

Таинство Крещения
Материей таинства Крещения является естественная вода, а формой — произнесение крещальной формулы: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно на Западе Крещение совершалось через

Таинство Миропомазания
Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В

Таинство Брака
Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной т

Таинство Священства
Католическая Церковь, также как и Православная, признает три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Все эти степени могут быть дарованы лишь через совершение рукоположения. В католической

Таинство Покаяния
Сегодня Католическая Церковь сохраняет учение о трехчастной структуре Таинства Покаяния. Материей этого Таинства являются действия верующего, состоящие из трех частей: сокрушения, словесного испове

Таинство Елеопомазания
Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Таинство Евхаристии в Католической Церкви
Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Веч

Современное положение Римско-Католической Церкви
Статистические данные. Все население земного шара по состоянию на 2004 год составляло 6 388 500 000 человек. Из них христиан около 2 млрд., мусульман – 1 млрд.180 млн., индуистов –

Вальденсы
  Родоначальником вальденсов считается богатый купец из Лиона Вальдес (Вальд, Вальдо), который жил во второй половине XII века. Он стремился глубоко изучить Священное Писание и потому

Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа
  Джон Виклефродился в Англии около 1330 года. Он закончил университет в Оксфорде, в 1361 году принял священный сан. Но и после этого большую часть своего времени Виклеф проводил не н

Жизнь и особенности богословия Яна Гуса
Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь

Гуситское движение. Богемские братья
  Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственны

Причины Реформации
  Прежде чем перейти к разговору о религиозной революции XVI века, следует поставить вопрос о причинах Реформации. Первый принципиальный вопрос — почему радикальные идеи рефо

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера
  Мартин Лютер родился в Саксонии 10 ноября 1483 года. С 1501 по 1505 год он обучался в Эрфуртском университете. Получил степень магистра искусств, дававшую право на преподавание. Из

Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью
  После смерти Лютера среди его последователей лютеран начались ожесточенные идейные споры, длившиеся три десятилетия и получившие название «тридцатилетней войны в лютеранстве». Лишь

Символические книги лютеран
Лютеранское вероучение в наиболее полном виде представлено в символических книгах. Полный сборник этих книг был издан в день 50-летней годовщины Аугсбургского Вероисповедания — 25 июня 1580 года. Э

Учение о Священном Писании
Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих

Учение об оправдании
Это учение занимает центральное место в богословии Лютера. Оно является определенной «визитной карточкой» лютеранства. С точки зрения Лютера человек спасается одной лишь верой в Иисуса Христа. Бог

Вера и добрые дела
Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Еванг

Учение о Церкви
В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в пле

Сакраментология
Таинства в лютеранском понимании суть «знаки благодати (signa gratiae)». В каждом Таинстве лютеране выделяют две составляющие: внешний знак и Слово Божье (Apologia 24, 69-70). То есть Таинствами яв

Лютеранский подход к богослужению
Основополагающий принцип лютеран в отношении богослужения четко сформулирован в «Аугсбургском исповедании». Здесь в статье 7 («О Церкви»), в частности, говорится: «Для истинного единства Церкви дос

Пост в лютеранстве
В лютеранских церквах сохранены два общецерковных поста: Рождественский (в соответствие с западной традицией он именуется Адвентским), который длится в течении трех-четырех недель перед праздником

Лютеранство в современном мире (краткий обзор)
В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонези

Лютеране в России и в Украине
Лютеране в России.Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русс

Жан Кальвин (1509-1564)
Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин, младший современник Цвингли и Лютера. Его деятельность связана с другим швейцарским кантоном — с Женевой. Кальвин был не первым, кто попытался осуще

Учение Кальвина о евхаристии
Позиция Кальвина в вопросе о евхаристии находится посередине между Лютером и Цвингли. Иногда его даже обвиняют в осознанной попытке примирить эти две доктрины. Но все же нельзя не заметить, что уче

Учение Кальвина о предопределении
Отцом доктрины предопределения в западном богословии по праву считается блаженный Августин (354-430). Он высказал ее в ходе борьбы с пелагианской ересью. Августин пришел к мысли, что человек своими

Арминианский спор
Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны

Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)
После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и

История Реформации в Англии
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-Католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Джона Уиклифа и ло

Англиканское вероучение
Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского

Административное и иерархическое устройство Церкви Англии
Внастоящее время Англиканская Церковь насчитывает около 26 миллионов членов. Главой ее является правящий монарх, который назначает по согласованию с премьер-министром архиепископов (2 чел.), еписко

Англиканское содружество
Англиканским содружеством(англ. Anglican Communion) называется объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги