Ульрих Цвингли (1484-1531)

 

Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой и усердно читал Священное Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. - магистра философии, он стал приходским священником. В 1516 г. Цвингли произнес проповедь перед паломниками, пришедшими на поклонение к чудотворной иконе. Он высказался против путешествий к святым местам, поклонения иконам, указывая, что есть только один небесный ходатай — Христос. Сам он писал позднее: «Евангелие... я начал проповедовать в 1516 году, когда еще ни один человек не слыхал даже имени Лютера». В 1518 году соборный капитул Цюриха избрал Цвингли на должность священника и проповедника Цюрихского кафедрального собора. Здесь он стал произносить проповеди, в которых последовательно, книга за книгой, истолковывал Священное Писание. Его проповедь вскоре стала давать свои плоды. Когда в окрестностях Цюриха появился продавец индульгенций Самсон, то городской совет не пустил его в город. Это решение было принято по настоянию Цвингли.

В 1522 году Цвингли стал на путь полного разрыва с Католической Церковью. 16 апреля во время Великого Поста он произнес проповедь против общеобязательных постов («О свободе выбора пищи»). Он заявил, что запрещение Церковью некоторых видов пищи не имеет основания в Священном Писании. В результате часть прихожан стала открыто есть мясо во время поста. Один из уважаемых книгоиздателей во время поста пришел в таверну и демонстративно потребовал подать ему мясо. 7 июля 1522 года Цвингли вместе с девятью другими швейцарскими священниками направил послание Констанцкому епископу (в юрисдикции которого находился Цюрих) с требованием отменить обязательность целибата духовенства. Епископ обратился к соборному капитулу Цюриха с требованием принять строгие меры против Цвингли. Видя, что назревает скандал, городской совет Цюриха решил организовать открытый диспут между Цвингли и представителем епископа. Готовясь к поединку, Цвингли составил и опубликовал «67 тезисов», в которых дал сводку нового евангелического вероисповедания.

Это был первый свод положений швейцарской реформации. В отличие от первых тезисов Лютера сочинение Цвингли гораздо радикальнее. Он отверг право папы именоваться первосвященником, заявил, что чистилища не существует, что месса – это не жертва, а лишь воспоминание о Голгофской Жертве. Цвингли отверг почитание святых. Призвал уничтожить монашество, упразднить посты, отказаться от целибата. Отверг право священников отпускать грехи.

В 1523 году городской совет Цюриха принял решение о проведении в городе церковной реформы по программе, предложенной Цвингли. Начался перевод Библии и богослужения на немецкий язык. Было принято решение о том, что отныне все требы совершаются бесплатно. Духовенству было позволено вступать в брак. Первый случай открытой женитьбы священника имел место уже в апреле 1523 года. А год спустя, 2 апреля 1524 года, и сам Цвингли публично отпраздновал свою свадьбу с вдовой Анной Рейнгард (Мейер?). На самом деле он с ней тайно обвенчался за несколько лет до этого и теперь лишь открыто объявил о своем браке. 15 мая 1524 года городской совет издал распоряжение об отмене мессы и об уничтожении изображений в храмах. Также были отменены процессии в честь Тела Христова, гробницы святых открыты и их останки преданы земле. Органы вынесены из храмов, запрещен колокольный звон по усопшим, освящение пальмовых ветвей в неделю ваий, восковых свечей, последнее миропомазание. 13 апреля 1525 года впервые было совершено причастие под двумя видами.

Все это привело к формированию особого стиля реформатского богослужения. В храмах были уничтожены все изображения. Церковная инструментальная музыка запрещена. Богослужение состояло из проповеди и пения псалмов. Церковь стала походить на школу, где, прежде всего, читают и разъясняют смысл Писания.

Были также изданы законы против чрезмерной расточительности, пьянства и азартных игр. Наиболее строгим в этом отношении был устав, принятый в 1530 году. По этому уставу число трактиров в городе было ограничено, в праздники запрещалось продавать вино до обеда (пока шло богослужение). Питейные заведения предписывалось закрывать не позднее девяти часов вечера. Не позволялось продавать одному лицу вина больше, чем на 10 шиллингов. За приверженность к старой вере или сектантству (анабаптизму) назначались штрафы.

Таким образом, Цвингли разработал стройную и последовательную систему реформы общественной и церковной жизни. Эта система имела много общего с лютеранством, при этом Цвингли неоднократно подчеркивал, что пришел к реформационным идеям независимо от Лютера. Начатая Цвингли проповедь реформы не была прямым результатом выступления Лютера, а представляла собой параллельное движение. В целом цвинглианская реформа была значительно радикальней лютеровой. Цвингли отвергал все, что не находит прямого подтверждения в Библии, в то время как Лютер готов был сохранить многие традиционные черты церковной жизни, не противоречащие Писанию, которые Меланхтон обозначил как «адиафора», то есть безразличные, не имеющие принципиального значения. Например, Цвингли отверг использование в храмах органов лишь на том основании, что этот инструмент не упомянут в Библии.

Главным вероучительным расхождением между Лютером и Цвингли был вопрос о Евхаристии. Противостояние между двумя реформаторами вскрылось в 1529 году. После очередного имперского сейма (на котором лютеране подали «Протестацию») ландграф Филипп Гессенский, глава лютеранской партии решил создать общепротестантскую конфедерацию, чтобы противостоять императору Карлу V. Для этого нужно было примирить различные ветви реформации, так как между ними было немало разногласий. Филипп пригласил в свой родовой замок в Марбург лидеров реформации из разных немецких и швейцарских городов. Лютер и Меланхтон представляли Саксонию, Цвингли прибыл из Цюриха, Эколампадиус из Базеля, Буцер из Страсбурга. Все искренне стремились к союзу. По большинству вопросов участники встречи пришли к согласию. Однако, когда началось обсуждение учения о Вечере Господней, выявилась непримиримость позиций Лютера и Цвингли. Дискуссия развернулась по поводу смысла слов: «Сие есть Тело Мое». Лютер понимал эти слова буквально и утверждал, что Христос реально присутствует в Святых Дарах. Цвингли полагал, что эти слова надо понимать символически (хлеб лишь означает, символизирует Тело Христово, но реально Христос в Святых Дарах не присутствует). Договориться так и не удалось. Разногласия между Лютером и Цвингли повлекли за собой серьезные последствия как богословского так и политического характера. Неудачный диспут в Марбурге означал разделение реформационного движения на две фракции. Филипп Гессенский не смог создать единый протестантский фронт, и это облегчило для Карла V задачу борьбы с протестантами в Германии. С этого времени реформация в Швейцарии и реформация в Германии пошли двумя разными путями.

Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, Сан-Галлене, Гларусе и в ряде вольных имперских городов Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн и Цуг - остались верны католицизму. Позже к ним присоединились кантон Фрейбург и союзная земля Валлис. Мы уже отмечали, что Швейцарская конфедерация не была централизованным государственным образованием. Все кантоны имели свои законы и свои правительства. Сообща они решали лишь некоторые задачи, например, вопросы внешней безопасности. Религиозные разногласия усилили имевшие место и ранее противоречия между кантонами и сделали гражданскую войну неизбежной.

Летом 1529 года состоялось первое столкновение Цюриха с католическими войсками. Однако мир оказался недолгим. В октябре 1531 года пять католических кантонов неожиданно напали на Цюрих. Передовой отряд вышел навстречу врагу в надежде задержать неприятеля, чтобы город смог подготовиться к обороне. В составе отряда в качестве полкового священники был и сам Цвингли. 11 октября 1531 года состоялась битва на Каппельской равнине. Католики разгромили цюрихское войско. Цвингли был в первых рядах сражавшихся и обращался со словами утешения к раненным. В бою он получил тяжелую рану, но остался жив. Католики, грабившие убитых, приняли Цвингли за простого цюрихца, они его спросили: «Хочешь исповедаться?» Цвингли отрицательно покачал головой. «Призови Божию Матерь или святых!» Цвингли снова покачал головой. «Так умри же, проклятый еретик!» — с этими словами один из Солдатов нанес ему смертельную рану. Лишь на другой день католики узнали, кто был этот упорный еретик. После этого тело Цвингли было четвертовано и сожжено, а пепел развеян по ветру. В 1838 году на месте смерти Цвингли был установлен гранитный памятный знак, на котором высечены слова, которые, по преданию, были его последними словами: «Они могут умертвить лишь тело, но не душу».

Война 1531 года усилила и фактически закрепила религиозную поляризацию Швейцарских кантонов. Постепенная миграция населения из одного кантона в другой в поисках возможности свободно исповедовать свою веру привела к тому, что кантоны стали практически моноконфессиональными.