Арминианский спор

Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны Дортского синода (завершившие арминианский спор) придали реформатской доктрине законченный вид.

Спор получил свое название от Якоба Арминия. Он был реформатским пастором в Амстердаме и профессором Лейденского университета. В начале XVII века он выступил с критикой учения о предопределении. Из-за этого в Голландии расзгорелся ожесточенный спор, в разгар которого Аримний умер (в 1609 году). Но полемика продолжилась. Сторонники почившего богослова по его имени стали именоваться арминианами. Арминиан также поддержали некоторые государственные деятели и ученые. В частности, их сторону принял известный юрист Гуго Гроций (1583-1645).

Арминиане сформулировали свою позицию в «Пяти статьях», составленных Итенбогартом, и в 1610 году опубликованные под названием «Ремонстрация» (лат. — «Возражение»). Здесь отвергалось учение о том, что Бог ещё до грехопадения и даже до сотворения мира предопределил одних к вечной жизни, а других — к вечному проклятию, вне зависимости от праведности или греховности. Отвергалось, что Бог предопределил избавить часть человеческого рода от последствий грехопадения и спасти их по Своей милости, оставив остальных людей на осуждение. Отвергался тезис строгих кальвинистов о том, что Господь умер на кресте не за всех людей, а лишь за избранных. Отвергалось мнение, что Святой Дух действует в избранных посредством неотразимой (неодолимой) благодати, так что они должны быть обращены и спасены. Отвергалось, что те, кто получил неодолимую благодать, никогда всецело и окончательно не могут утерять её. Ремонстранты утверждали, что эти мнения противоречат Слову Божьему и представляют опасность, а потому не должны проповедоваться христианам.

Арминиане утверждали, что избрание одних людей ко спасению и осуждение других на вечную погибель обусловлены предузнанием и зависят от того, что Господь предвидит нашу веру или неверие. Христос, Спаситель мира, умер за всех людей и за каждого человека, и Его благодать простирается на всех людей. Человек не может ни замыслить, ни совершить что-либо благое, ни противостать греху без предшествующей, содействующей и помогающей ему благодати. Но в отношении способа такого содействия, благодати можно противостать, ибо многие люди противятся Духу Святому (Деян. 7). Ученики Арминия доказывали, что верующий может всецело и окончательно отпасть от благодати. Они обращались к текстам Писания, в которых звучит предупреждение против опасности такого отпадения, а также к примерам с Соломоном и Иудой. Более того, следуя фактически католической традиции, они отрицали, что кто-либо может иметь уверенность в спасении без особого на то откровения свыше.

Как мы видим тезисы арминиан были близки к учению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, выдвинутому в противовес блаженному Августину. И неудивительно, что сторонники Гомария стали обвинять их в пелагианстве. В западной литературе арминиан иногда называют «полупелагианами».