Англиканское вероучение

Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского Содружества считают себя мостом между протестантизмом, с одной стороны, и римским католицизмом и православием, с другой. И потому взаимоотношения англиканства с протестантизмом весьма неоднозначны. Вполне очевидно, что Церковь Англии является плодом Реформации XVI века. Английские реформаторы испытали очевидное влияние европейской реформации, хотя и восприняли его критически. В Церкви Англии существует целый ряд черт, объединяющих ее с протестантскими конфессиями: доктрина оправдания благодатью через веру, признание Библии единственным источником вероучения, совершение богослужения на народном языке с активным участием общины, женатое духовенство, укорененное в общине, причастие под двумя видами, участие мирян в церковном управлении, признание за светской властью права на реформу Церкви, упразднение монашества и секуляризация церковной собственности. Заметное влияние на англиканскую доктрину оказала кальвинистская теология, которая была господствующей в годы правления Елизаветы I и Якова I. Однако после периода гражданской войны и протектората Кромвеля в Англии большими симпатиями пользуется лютеранское богословие.

Однако, с другой стороны, англиканские богословы всегда настаивали на том, что Церковь Англии — это не новая конфессия, а реформированная Церковь Британии, берущая свое начало от апостолов.

Наиболее авторитетными источниками, излагающими основные положения вероучения Англиканской Церкви, являются Книга общих молитв и «Тридцать девять статей», которые не во всем согласуются друг с другом, так как «Тридцать девять статей» имеют более выраженный протестантский характер.

Основным источником вероучения в Англиканской Церкви признается Священное Писание. Оно «содержит все необходимое для спасения, так что то, чего нельзя прочесть в нем, или что не может быть доказано посредством него, того нельзя требовать от кого-либо, чтобы он веровал в него, как в статью веры, или чтобы оно считалось и требовалось, как необходимое для спасения» («Тридцать девять статей», ст. 6). Учение о Священном Предании как таковое в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в ст. 34 говорится о «преданиях Церкви», под которыми подразумеваются разные литургические обычаи, но основным критерием их правильности служит «не противоречие Слову Божию». Англиканство не отрицает совершенно авторитета Предания, но ограничивает его первыми 5 веками христианства и постановлениями первых четырех Вселенских Соборов. Безусловными признаются три Символа веры: Никео-Цареградский, Апостольский и Афанасиев на том основании, что «они могут быть доказаны самыми верными ручательствами Священного Писания».

Англиканская Церковь придерживается учения о Святой Троице, но в соответствии с католической традицией признается исхождение Святого Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5). Англиканская Церковь не имеет серьезных отступлений в христологии от православного учения. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление первородного и «всех действительных грехов людей» (ст. 2), сошедший во Ад (ст. 3) и воскресший (ст. 4). Англиканское учение о спасении представляет собой протестантскую доктрину solo fide (оправдания «только верой») и исходит из того, что люди оправдываются перед Богом исключительно «заслугами Иисуса Христа через веру» (ст. 11). Значение добрых дел для спасения отрицается, хотя добрые дела трактуются как «плоды веры», указывающие на ее истинность (ст. 12). Вероучение включает в себя и кальвинистский тезис о предопределении и намерении Бога еще до сотворения мира спасти «избранных по их вере во Христа» (ст. 17).

Англиканское вероучение не содержит понятия о Церкви как Теле Христовом. В ст. 19 «видимая церковь» противопоставляется Церкви «невидимой», первая определяется как «собрание (congregation) верующих людей, в котором проповедуется истинное Слово Божие и должным образом совершаются таинства», таким образом, отрицается, что земная Церковь есть Тело Христово, и, следовательно, Церковью с большой буквы является только Церковь Небесная, отличная от земной. Статья 21 гласит, что «видимая церковь» неоднократно согрешала в вопросах веры (ст. 19), а Вселенские Соборы были просто человеческими собраниями, не всегда управлявшимися Святым Духом.

Принимаются только «два таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии, а именно Крещение и Вечеря Господня» (т. е. Евхаристия) (ст. 25). Принятие таинства Крещения допускается как в младенческом возрасте, «что согласуется с учением Христа» (ст. 27), так и в зрелом. Причастие принимается под обоими видами (ст. 30). Учение о таинстве Евхаристии состоит в том, что Евхаристия «есть таинство нашего искупления смертью Христовой, так что для тех, кто праведно, достойно и с верою принимает Его, Хлеб... есть Причастие Тела Христова, а чаша — Причастие Крови Христовой»; люди же недостойные и «лишенные живой веры, хотя телесно и видимым образом... вкушают таинство Тела Христова и Крови Христовой, однако они нисколько не приобщаются Христу» (ст. 29). Тело Христово «дается, принимается и съедается на Вечере только небесным и духовным образом, а средство, коим Тело Христово принимается и съедается на Вечере есть вера» (ст. 28). Англиканская Церковь отрицает концепцию Евхаристии как возобновляемой во время литургии искупительной жертвы, так как «жертва, вполне отвечающая за грехи всего мира», была принесена Христом единожды (ст. 31); литургия же есть лишь образ и воспоминание об истинном жертвоприношении.

Конфирмация в англиканстве не считается Таинством, хотя этот обряд и имеет важное значение. Обычно он совершается над крещеными подростками 14-16 лет, а также над переходящими в Англиканскую Церковь из неепископальных Церквей. Книга общих молитв содержит краткий катехизис, предназначенный для подготовки детей к конфирмации, обучать которому вменяется в обязанность настоятелю прихода.

Конфирмацию совершает епископ. Он возлагает руки на голову каждого конфирманта со словами: «Защити, Господи, сего раба Твоего Твоей небесной благодатью, дабы он пребыл Твоим вовеки. С каждым днем все больше исполняй его Святого Твоего Духа, доколе он придет в вечное Твое Царство. Аминь».

Книга общих молитв прямо указывает, что никто не должен допускаться к причащению без епископской конфирмации. В последнее время, особенно после допущения Католической Церковью неконфирмованных детей к причащению, Церковь Англии также разрешила причащаться до конфирмации. Но на практике это происходит лишь в отдаленных приходах, куда почти нет возможности добраться епископу.

Что касается, бракосочетания, то по англиканской традиции, зафиксированной в Книге общих молитв 1662 года, о желании вступить в брак должно быть объявлено заранее. В течение нескольких воскресных дней священники объявляют о состоявшейся помолвке и спрашивают, не знает ли кто-нибудь причин, по которым этот брак не может состояться.

Само бракосочетание по канонам совершается в любой день с 8 до 18 часов. Чин состоит из вступительного слова священника, в котором говорится о божественном установлении брака, достоинстве этого состояния и его целях. После этого священник просит вступающих в брак признаться, есть ли их браку какие-либо препятствия, и спрашивает по очереди жениха и невесту об их взаимном желании вступить в брак. Затем жених и невеста, соединив правые руки, дают брачный обет. Священник произносит молитву, призывая Бога благословить новую пару, и соединяет руки молодоженов со словами: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», затем торжественно объявляет их мужем и женой. Далее следует благословение: «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой да благословит, соблюдет и сохранит вас...», по тексту почти совпадающее с молитвой восточного богослужения. Сразу после бракосочетания или в ближайшее время молодожены должны причаститься.

О Божией Матери в «Тридцати девяти статьях» говорится только один раз: Сын Божий «воспринял человеческую природу во чреве благословенной Девы от ее существа» (ст. 2). В церковном календаре Англканской Церкви есть такие праздники, как Рождество Девы Марии и Благовещение Марии, но нигде она не именуется Богородицей. Обычно англикане именуют ее «Благословенная Дева Мария», просто «Дева Мария» или «Наша Леди». В богослужебных текстах отсутствует какие-либо молитвенные призывания Божией Матери.

Сформулированная в эпоху Реформации доктрина англиканства в принципе отрицала как не находящее подтверждения в Священном Писании почитание мощей, икон и статуй святых, а также само учение об их заслугах, пополняющих «сокровищницу благодати», хранимую Церковью (ст. 14, 22). He признавалось также молитвенное обращение к заступничеству и посредничеству святых. Однако в практике «Высокой Церкви» с XIX в. возродилось почитание некоторых святых и допускается помещение в храмах икон.

Архаичность «Тридцати девяти статей» и сам характер этого документа, который освещал лишь наиболее важные в XVI веке богословские проблемы, крайняя лаконичность его формулировок, отсутствие разделов, касающихся эсхатологии, а также сколько-нибудь систематического изложения этической и социальной доктрины Церкви, осознавались англиканским духовенством. Потребность в дальнейшем развитии и уточнении доктринальных положений диктовалась наличием в Церкви Англии различных направлений — высокого, низкого, широкого, евангелического. В связи с этим в 1922 году была учреждена особая Комиссия по доктрине, которая после 16 лет работы представила конвокациям отчет «Доктрина в Церкви Англии» (Doctrine in the Church of England, 1938). Этот документ не был одобрен конвокациями духовенства и не получил официального статуса.

Англиканская Церковь осознанно уклоняется от более точной формулировки своей доктрины, в особенности в этических и социальных вопросах, представляя взгляды ее иерархов и ведущих богословов как частные мнения, имеющие авторитет лишь в силу того, что они отражают общие тенденции в англиканстве. Такого рода неофициальные заявления по отдельным вопросам вероучения и насущным проблемам современной действительности нередко делаются в рамках Англиканского содружества при встречах англиканского епископата во время Ламбетских конференций.