рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре - Семинар, раздел Религия, Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6   По Римско-Католическому Учению, Апостол Петр, И Только Он Оди...

 

По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства, обладают сейчас в Римско-католической Церкви папы.

Подтверждение этого римо-католические богословы находят в нескольких местах Евангелия.

1) Евангелие от Матфея (16, 13-19): Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он горит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то буде связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

 

Этот текст в римском богословии считается устанавливающим «примат юрисдикции, т.е. прямую и непосредственную власть Петра (и его преемников на римской кафедре) над всеми апостолами (и их преемниками)» (Булгаков С. Н., протоиерей. Святые Петр и Иоанн два первоапостола. Paris, 1926. C. 19). Из этого делается вывод о «монархическом» устройстве Церкви во главе с «князем апостолов».

В современном «Катехизисе Католической Церкви» апостол Петр именуется основанием Церкви: «В собрании Двенадцати Симон Петр занимает первое место. Иисус доверил ему особую миссию… Христос, камень живой (1 Петр 2, 4), дает Своей Церкви, построенной на камне-Петре, верную победу над силами смерти. В силу исповеданной им веры Петр будет несокрушимой скалой — опорой Церкви. Его миссией будет хранить эту веру от оскудения и укреплять в ней своих братьев» (Катехизис Католической Церкви (ККЦ). М., 1996. С. 133). В Катехизисе также сохранено и традиционное понимание следующего, девятнадцатого стиха шестнадцатой главы Евангелия от Матфея: «Власть ключей» — это определение права управлять Домом Божиим, каковым является Церковь… Власть «связывать» и «разрешать» означает полномочия отпускать грехи, выносить вероучительные суждения и принимать дисциплинарные решения в Церкви. Иисус поручил эту власть Церкви через служение апостолов и прежде всего Петра, единственного, кому он прямо доверил ключи Царства Небесного» (С. 133-134).

Догматическая конституция II Ватиканского Собора о Церкви «Свет народам» (Lumen gentium, далее — LG) гласит, что двенадцать апостолов составляли из себя «коллегию или постоянное объединение (coetus), главою которого [Христос] поставил Петра, избранного из их среды» (LG 19). В соответствие с этим и современный епископат считается коллегией, которая «является субъектом верховной и полной власти во всей Церкови, однако эта власть не может осуществляться без согласия Римского Понтифика» (LG 22). Власть вязать и решить была дана всем апостолам, но только при условии их единства «со своим главой» (то есть с апостолом Петром) (LG 22).

Интересно отметить, что уже в дни работы II Ватиканского Собора Вероучительная Комиссия Католической Церкви издала специальное «Предварительное пояснительное примечание», в котором детализируется понятие коллегиальности. Здесь в частности говорится: «Коллегия с необходимостью и всегда предполагает и своего Главу, который в неприкосновенности сохраняет в Коллегии свою должность Наместника Христа и Пастыря Вселенской Церкви. …Глава Коллегии … может сам совершать определенные действия, которые никоим образом не входят в полномочия епископов: напр., созывать Коллегию и руководить ею, утверждать нормы ее деятельности и т.д.»

Такое понимание указанного места Евангелия от Матфея не согласуется с древними святоотеческими толкованиями.

Прежде всего, следует отменить ряд принципиальных моментов. Как первый, так и второй вопросы Спасителя были обращены не к одному апостолу Петру, а ко всем двенадцати апостолам (Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?… Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?). Убедиться в этом можно, сопоставив повествование Матфея с параллельными местами у Марка и Луки. У этих двух евангелистов анализируемый эпизод изложен практически одинаково. Вот, например, как повествует об этом святой евангелист Марк (Мк 8, 27-30; ср. Лк 9, 18-22):

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

 

Более того, и после ответа, произнесенного Петром, Спаситель продолжает беседовать со всеми апостолами. Из этого православные экзегеты делают вывод о том, что святой Петр ответил от лица всех апостолов, исповедал веру, которую содержал весь апостольский лик.

Во-вторых, в Евангелиях мы неоднократно встречаемся с исповеданием Иисуса Христом, Сыном Божиим. Согласно евангелисту Иоанну это исповедание было произнесено уже при первом призвании апостолов (Ин 1, 49-50). Это исповедание высказывали также святой Иоанн Креститель (Ин 3, 28-35) и Самарянка (Ин 4, 25-42). Особо примечателен эпизод, изложенный в четырнадцатой главе Евангелия от Матфея. Здесь повествуется о том, как после неудачного хождения Петра по водам все апостолы исповедали Иисуса Сыном Божиим: И, когда вошли они (Иисус и Петр) в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф 14, 32-33).

Таким образом, исповедание веры в Иисуса как Сына Божия высказывалось не только святым Петром. Более того, апостол Петр был не первым, кто его произнес. Тем не менее, следует признать, что Кесарийское исповедание имело особое значение. Услышав его из уст Петра, Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16, 21). Из этого видно, что выдержать все предстоящие испытания, вместить правильное понимание Креста Христова апостолы могли, лишь твердо держась Кесарийского исповедания. Имея все это в виду, мы можем перейти к разбору интересующего нас стиха.

 

И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Все толкователи отмечают имеющуюся в данном тексте игру слов. Имя «Петр» (греч. — πέτρος) и слово «камень» (греч. — πέτρα) в греческом языке являются однокоренными. По свидетельству святого апостола и евангелиста Иоанна Симон был назван Камнем уже при первой встрече Спасителя с ним (Ин 1, 42). Святой Иоанн приводит в своем Евангелии сиро-халдейский вариант этого имени — Кифа. Таким образом, в Кесарии Филипповой Господь лишь засвидетельствовал, что твердость Петра в вере действительно оправдывает имя, данное ему прежде.

Что же понимать под камнем, на котором Христос обещает воздвигнуть Свою Церковь? Экзегеты по-разному толкуют это место. Ряд толкователей (среди них святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский) считают, что здесь имеется в виду исповедание, произнесенное апостолом Петром.

Блаженный Феофилакт: «Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание… И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас».

Другие понимают под Камнем Самого Христа.

Блаженный Иероним Стридонский: «Подобно тому, как Он Сам дал апостолам свет, чтобы они назывались светом мира, и как прочие наименования произошли от Господа, — и Симону, веровавшему в Камень, или Христа, Он даровал имя Петр».

Еще более определенно об этом говорит русский богослов священник М. Фивейский: «Христос, воспользовавшись именем Петра, указал здесь только на Самого Себя и именно в том смысле, в каком исповедал Его пред учениками Петр».

Наконец, некоторые толкователи под камнем понимают весь собор апостолов, от лица которого произнес свое исповедание святой Петр. Вот как говорит об этом Ориген: «Если ты подумаешь, что на одном Петре создал Бог Церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому относится сказанное: и врата ада не одолеют ее, и: на сем камне создам Церковь Мою? Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных никто не получил их».

Нужно сказать, что ряд церковных писателей (Тертуллиан, Ориген, святитель Григорий Богослов) относит это выражение лично к апостолу Петру. Но при этом они не склонны делать вывод о даровании святому Петру особой власти над другими апостолами. Ориген, как мы видели выше, ясно говорит о равенстве Петра с другими учениками Христа.

 

[В конце XIX века англиканский архиепископ Кендрик для точного решения вопроса о том, кого разуметь под камнем произвел своеобразное исследование. Он постарался точно подсчитать количество древних церковных писателей, державшихся того или иного мнения. Оказалось, что понимавших под камнем исповедание святого Петра было 44 человека, считавших, что камнем здесь назван Сам Христос — 16, относивших это выражение лично к апостолу Петру — 17, считавших камнем весь апостольский собор — 8.]

 

Следует также отметить, что в греческом тексте Ветхого Завета слово πέτρα (камень, скала, твердыня) никогда не относится к людям. В качестве образного выражения оно употребляется лишь по отношению к Богу (Втор 32, 4; 2 Цар 22, 32; Пс 61, 3; 94, 1; Ис 24, 4; 44, 8). В Новом Завете это слово употреблено 81 раз. Из них 14 раз — не в прямом смысле. Три раза (из 14) оно отнесено к людям и 11 раз — ко Христу. При чем, из трех раз отмеченного словоупотребления по отношению к людям, два раза (Мф 16, 18; Ин 1, 42) слово камень отнесено к апостолу Петру и один раз (1 Пет 2, 5) ко всем верующим во Христа. Последнее употребление слова камень особенно для нас интересно. В своем Первом послании апостол Петр уподобляет Церковь зданию, в основании которого лежит Камень-Христос, а стены — это верующие в Него: приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет 2, 5-6). Таким образом, сам апостол Петр свидетельствует о том, что Церковь первыми христианами воспринималась как здание, воздвигнутое на Христе. И лишь имея в Нем опору, верующие могут стать подобными камню. Такое видение Церкви мы неоднократно встречаем и в Посланиях святого апостола Павла: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3, 11). Исходя из этого, апостола Петра можно считать лишь одним из первых «камней», положенных в здание Церкви, но это первенство чисто хронологическое, предполагающее не власть, а почет.

 

[Для подтверждения справедливости последнего положения приведем высказывание святого Киприана Карфагенского. В своей книге «О единстве Церкви» он так изъясняет Мф 16, 18: «Таким образом, [Христос] основывает Церковь Свою на одном. И хотя по воскресении Своем Он усвояет равную власть всем апостолам, говоря: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас … Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20, 21-23); однако, чтобы показать единство (Церкви), Ему угодно было с одного же и начать это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр — имели равное с ним достоинство и власть, но в начале указывается один для обозначения Единой Церкви».]

 

Таким образом, наиболее распространенным в святоотеческой письменности следует признать следующее толкование Мф 16, 18. Камнем в собственном смысле слова может быть назван только Сам Христос. И именно на Нем основана Церковь. Петр же назван камнем потому, что «высказал непоколебимую веру, … что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живого» (Священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. 1168 вопросов и ответов о православной вере. — М.: Изд. св. Кирилла и Мефодия, 2002. — С. 78.). Именно это исповедание веры является необходимым условием для вхождения человека в Церковь.

Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное чис­ло употреблено здесь как знак единства апостолов, единства Церкви. Св. Киприан Карфагенский пишет в пояснение приве­денных выше слов Христа (Ин. 20, 21-23): "Хотя Он всем апо­столам после Своего воскресения дал равную власть... однако, чтобы ясно показать единство, Он так сделал властию Своею, чтобы начало этого единства велось от одного. Разумеется, и Другие апостолы были тем же, чем был Петр, наделенные тою же мерою чести и власти, но начало ведется от единства, чтобы показать, что Церковь Христова едина".

О том же говорит блаженный Августин: "Петр один отвеча­ет: Ты — Христос, и ему говорится: "Тебе дам ключи Царствия Небесного", как будто бы он один получил власть вязать и раз­решать. Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил вместе со всеми, как бы олицетворяя со­бою единство. Итак, один выступает за всех, ибо единство нахо­дится во всех". "Он олицетворил собою вселенскость и единство Церкви, когда ему было сказано: "Я даю тебе то, что дано было всем".

И самая личность Петра и самое имя Петр (камень, скала) здесь знаменует весь лик апостольский, поскольку вопрос был обращен ко всем: "Вы же кого Мя глаголете быти?" — и по­скольку ответ, произнесенный в тот момент одним Петром, должен был стать их общим ответом, Петр здесь символ апостольства.

Отцы Констанцского Собора толковали папе: "Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же он вышел из их лика, в его власти осталось только одно — свя­зать самого себя петлей удавления". Констанцские отцы хоте­ли этим сказать, что папа силен только в союзе с другими епис­копами, в союзе с Церковью.

Обетования, данные Петру, распространяются и на еписко­пат. Согласно св. Киприану Карфагенскому, Господь, говоря Пет­ру о камне, на котором созидается Церковь, "основывал честь епископскую и строй Церкви", поскольку "Церковь возведена на епископах".

Таким образом, по римско-католическому пониманию, в лице Петра Христос облекает властью всех Римских епископов, и только их. По православному же пониманию, в лице Петра полу­чают обетование все апостолы и их преемники.

2) Евангелие от Луки (22, 31-34) приводит обращение Гос­пода к Петру после Тайной вечери: Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но я молился о тебе, чтобы не оскудел вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи ! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

Подтверждение своего учения о чрезвычайных полномочиях Петра и его непогрешимости римо-католики находят в первой по­ловине этого текста: Господь молится о Петре, да не оскудеет вера его и поручает ему утвердить братию. Но весь контекст евангельского рассказа и вторая половина этого текста говорит о том, что Христос молится за Петра, имея в виду предстоявшее ему искушение, как известно, приведшее Петра к отречению. Пройдя через это искушение и вновь обратившись ко Христу, Петр должен был, в свою очередь, утверж­дать колеблющихся братьев. Утверждать других в вере — долг каждого епископа и каждого христианина. Здесь нет речи о ка­ких-то чрезвычайных полномочиях. Понятно, что выводить отсю­да преимущество римского престола было бы странной и неесте­ственной натяжкой. И очень поздно появляются первые проримские истолкования этого места. Только в конце VII в. папа рим­ский Агафон первым истолковывает это место в пользу преиму­ществ Римского епископа. До него такое толкование этого места неизвестно.

3) Евангелие от Иоанна (21, 15-17): Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит Ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит Ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «Любишь ли ты Меня?», и сказал: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит Ему: паси овец Моих.

Быть пастырем Церкви не значит иметь единоличную, абсо­лютную власть над умами и совестью верующих. Сам апостол Петр умоляет пастырей-пресвитеров как их сопастырь — со-пресвитер: Пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2-3). Пастыр­ство не должно превращаться в "обладание причтом", то есть в распоряжение уделом, господствование.

Троекратное вопрошение Спасителя, обращенное к апостолу Петру, имеет прямое отношение к троекратному отречению Пет­ра, происшедшему вскоре после заверения: "Аще и вси соблаз­нятся о Тебе, аз никогда не соблазнюся". Так это понял и Петр ("оскорбе же Петр").

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6

По Сравнительному богословию... Для III курса... Киевской Духовной Семинарии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предуведомление
Нижеследующий текст представляет собой примерный конспект лекций по Сравнительному богословию, прочитанных мной в 2009/2010 учебном году для студентов третьего курса Киевской Духовной Семинарии. Те

Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат ино

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

I. Отступления в экклезиологии и триадологии.
  1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современн

IV. В области мариологии
  1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат провозглашен в 1854 г. папой Пием IX без созыва Собора. Догмат учит: в силу будущих

V. Отступления в сфере совершения Таинств.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Католическое учение о власти Папы над Церковью
  Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства (primatus jurisdictionis), пра­в

Отношение апостола Петра к другим апостолам
  Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостол

Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церковной истории Евсевий Кесар

События 1054 года
Несмотря на то, что традиционно 1054 год считают годом великого церковного раскола между Востоком и Западом, среди современных исследователей бытует иная точка зрения. Раскол стал реальностью гораз

Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом
Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода. 1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издани

I Ватиканский Собор
Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в

Критика учения о папской безошибочности
Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить рядом исторических примеров. 1. Папа Либерий I (IV век) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с ар

История появления и развития на Западе учения о Filioque
  Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде: "Και εις &

Священное Писание об исхождении Святого Духа
  Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все,

Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием
Первым из восточных отцов последовательную развернутую критику латинской вставки в Символ веры предложил еще в IX веке Константинопольский Патриарх Фотий. На его аргументах, приведенных в Окружном

Богословы XIX-XX веков о Filioque
Одними из первых, кто стал специально изучать проблему Filioque в указанный период, были русские богословы. В конце XIX века богословская оценка учения о Filioque приобрела особую актуальность в св

Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана
Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второ

Католические разъяснения 1995 года
29 июня 1995 года в день святых апостолов Петра и Павла (по новому стилю) Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на традиционном экуменическом богослужении в римском соборе Святого П

Католическая сотериология
Осмысление сотериологии любой инославной конфессии является необходимой составляющей изучения её вероучения, и важнейшей предпосылкой осмысления ее практической жизни. В православном богословии, на

Учение о первородном грехе
Хотя во многих православных учебниках богословия мы встречаем словосочетание «первородный грех», следует помнить, что этот термин пришел к нам с Запада. Впервые это словосочетание употребил блаженн

Интерпретация жертвы Христовой
Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой. По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после

Усвоение спасения
Всякому человеку, уверовавшему во Христа и принявшему Святое Крещение, прощается как первородный грех, так и все его личные грехи. Однако в силу немощи человеческого естества мы продолжаем грешить.

Индульгенции
Для тех людей, которые принесли покаяние перед священником и получили разрешение, возможно получение полного или частичного освобождения от временного наказания за совершенные грехи. Такое освобожд

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
8 декабря 1854 года папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», которой был провозглашен догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Хотя булла была обнародована без предварительного Соборного обсужден

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
1 ноября 1950 года папа Пий XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил еще один мариальный дог­мат — о взятии (лат. — assumptio) Девы Марии на Небо с телом и душой. Дослов

Особенности католического учения о Таинствах
Католическая Церковь учит, что Таинства — это священные и действенные знаки, установленные Иисусом Христом, чтобы сообщать людям спасительную благодать. Участвуя в таинствах, человек получает от Бо

Таинство Крещения
Материей таинства Крещения является естественная вода, а формой — произнесение крещальной формулы: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно на Западе Крещение совершалось через

Таинство Миропомазания
Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В

Таинство Брака
Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной т

Таинство Священства
Католическая Церковь, также как и Православная, признает три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Все эти степени могут быть дарованы лишь через совершение рукоположения. В католической

Таинство Покаяния
Сегодня Католическая Церковь сохраняет учение о трехчастной структуре Таинства Покаяния. Материей этого Таинства являются действия верующего, состоящие из трех частей: сокрушения, словесного испове

Таинство Елеопомазания
Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Таинство Евхаристии в Католической Церкви
Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Веч

Современное положение Римско-Католической Церкви
Статистические данные. Все население земного шара по состоянию на 2004 год составляло 6 388 500 000 человек. Из них христиан около 2 млрд., мусульман – 1 млрд.180 млн., индуистов –

Вальденсы
  Родоначальником вальденсов считается богатый купец из Лиона Вальдес (Вальд, Вальдо), который жил во второй половине XII века. Он стремился глубоко изучить Священное Писание и потому

Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа
  Джон Виклефродился в Англии около 1330 года. Он закончил университет в Оксфорде, в 1361 году принял священный сан. Но и после этого большую часть своего времени Виклеф проводил не н

Жизнь и особенности богословия Яна Гуса
Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь

Гуситское движение. Богемские братья
  Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственны

Причины Реформации
  Прежде чем перейти к разговору о религиозной революции XVI века, следует поставить вопрос о причинах Реформации. Первый принципиальный вопрос — почему радикальные идеи рефо

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера
  Мартин Лютер родился в Саксонии 10 ноября 1483 года. С 1501 по 1505 год он обучался в Эрфуртском университете. Получил степень магистра искусств, дававшую право на преподавание. Из

Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью
  После смерти Лютера среди его последователей лютеран начались ожесточенные идейные споры, длившиеся три десятилетия и получившие название «тридцатилетней войны в лютеранстве». Лишь

Символические книги лютеран
Лютеранское вероучение в наиболее полном виде представлено в символических книгах. Полный сборник этих книг был издан в день 50-летней годовщины Аугсбургского Вероисповедания — 25 июня 1580 года. Э

Учение о Священном Писании
Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих

Учение об оправдании
Это учение занимает центральное место в богословии Лютера. Оно является определенной «визитной карточкой» лютеранства. С точки зрения Лютера человек спасается одной лишь верой в Иисуса Христа. Бог

Вера и добрые дела
Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Еванг

Учение о Церкви
В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в пле

Сакраментология
Таинства в лютеранском понимании суть «знаки благодати (signa gratiae)». В каждом Таинстве лютеране выделяют две составляющие: внешний знак и Слово Божье (Apologia 24, 69-70). То есть Таинствами яв

Лютеранский подход к богослужению
Основополагающий принцип лютеран в отношении богослужения четко сформулирован в «Аугсбургском исповедании». Здесь в статье 7 («О Церкви»), в частности, говорится: «Для истинного единства Церкви дос

Пост в лютеранстве
В лютеранских церквах сохранены два общецерковных поста: Рождественский (в соответствие с западной традицией он именуется Адвентским), который длится в течении трех-четырех недель перед праздником

Лютеранство в современном мире (краткий обзор)
В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонези

Лютеране в России и в Украине
Лютеране в России.Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русс

Ульрих Цвингли (1484-1531)
  Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получ

Жан Кальвин (1509-1564)
Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин, младший современник Цвингли и Лютера. Его деятельность связана с другим швейцарским кантоном — с Женевой. Кальвин был не первым, кто попытался осуще

Учение Кальвина о евхаристии
Позиция Кальвина в вопросе о евхаристии находится посередине между Лютером и Цвингли. Иногда его даже обвиняют в осознанной попытке примирить эти две доктрины. Но все же нельзя не заметить, что уче

Учение Кальвина о предопределении
Отцом доктрины предопределения в западном богословии по праву считается блаженный Августин (354-430). Он высказал ее в ходе борьбы с пелагианской ересью. Августин пришел к мысли, что человек своими

Арминианский спор
Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны

Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)
После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и

История Реформации в Англии
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-Католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Джона Уиклифа и ло

Англиканское вероучение
Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского

Административное и иерархическое устройство Церкви Англии
Внастоящее время Англиканская Церковь насчитывает около 26 миллионов членов. Главой ее является правящий монарх, который назначает по согласованию с премьер-министром архиепископов (2 чел.), еписко

Англиканское содружество
Англиканским содружеством(англ. Anglican Communion) называется объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги