Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре

 

По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства, обладают сейчас в Римско-католической Церкви папы.

Подтверждение этого римо-католические богословы находят в нескольких местах Евангелия.

1) Евангелие от Матфея (16, 13-19): Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он горит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то буде связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

 

Этот текст в римском богословии считается устанавливающим «примат юрисдикции, т.е. прямую и непосредственную власть Петра (и его преемников на римской кафедре) над всеми апостолами (и их преемниками)» (Булгаков С. Н., протоиерей. Святые Петр и Иоанн два первоапостола. Paris, 1926. C. 19). Из этого делается вывод о «монархическом» устройстве Церкви во главе с «князем апостолов».

В современном «Катехизисе Католической Церкви» апостол Петр именуется основанием Церкви: «В собрании Двенадцати Симон Петр занимает первое место. Иисус доверил ему особую миссию… Христос, камень живой (1 Петр 2, 4), дает Своей Церкви, построенной на камне-Петре, верную победу над силами смерти. В силу исповеданной им веры Петр будет несокрушимой скалой — опорой Церкви. Его миссией будет хранить эту веру от оскудения и укреплять в ней своих братьев» (Катехизис Католической Церкви (ККЦ). М., 1996. С. 133). В Катехизисе также сохранено и традиционное понимание следующего, девятнадцатого стиха шестнадцатой главы Евангелия от Матфея: «Власть ключей» — это определение права управлять Домом Божиим, каковым является Церковь… Власть «связывать» и «разрешать» означает полномочия отпускать грехи, выносить вероучительные суждения и принимать дисциплинарные решения в Церкви. Иисус поручил эту власть Церкви через служение апостолов и прежде всего Петра, единственного, кому он прямо доверил ключи Царства Небесного» (С. 133-134).

Догматическая конституция II Ватиканского Собора о Церкви «Свет народам» (Lumen gentium, далее — LG) гласит, что двенадцать апостолов составляли из себя «коллегию или постоянное объединение (coetus), главою которого [Христос] поставил Петра, избранного из их среды» (LG 19). В соответствие с этим и современный епископат считается коллегией, которая «является субъектом верховной и полной власти во всей Церкови, однако эта власть не может осуществляться без согласия Римского Понтифика» (LG 22). Власть вязать и решить была дана всем апостолам, но только при условии их единства «со своим главой» (то есть с апостолом Петром) (LG 22).

Интересно отметить, что уже в дни работы II Ватиканского Собора Вероучительная Комиссия Католической Церкви издала специальное «Предварительное пояснительное примечание», в котором детализируется понятие коллегиальности. Здесь в частности говорится: «Коллегия с необходимостью и всегда предполагает и своего Главу, который в неприкосновенности сохраняет в Коллегии свою должность Наместника Христа и Пастыря Вселенской Церкви. …Глава Коллегии … может сам совершать определенные действия, которые никоим образом не входят в полномочия епископов: напр., созывать Коллегию и руководить ею, утверждать нормы ее деятельности и т.д.»

Такое понимание указанного места Евангелия от Матфея не согласуется с древними святоотеческими толкованиями.

Прежде всего, следует отменить ряд принципиальных моментов. Как первый, так и второй вопросы Спасителя были обращены не к одному апостолу Петру, а ко всем двенадцати апостолам (Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?… Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?). Убедиться в этом можно, сопоставив повествование Матфея с параллельными местами у Марка и Луки. У этих двух евангелистов анализируемый эпизод изложен практически одинаково. Вот, например, как повествует об этом святой евангелист Марк (Мк 8, 27-30; ср. Лк 9, 18-22):

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

 

Более того, и после ответа, произнесенного Петром, Спаситель продолжает беседовать со всеми апостолами. Из этого православные экзегеты делают вывод о том, что святой Петр ответил от лица всех апостолов, исповедал веру, которую содержал весь апостольский лик.

Во-вторых, в Евангелиях мы неоднократно встречаемся с исповеданием Иисуса Христом, Сыном Божиим. Согласно евангелисту Иоанну это исповедание было произнесено уже при первом призвании апостолов (Ин 1, 49-50). Это исповедание высказывали также святой Иоанн Креститель (Ин 3, 28-35) и Самарянка (Ин 4, 25-42). Особо примечателен эпизод, изложенный в четырнадцатой главе Евангелия от Матфея. Здесь повествуется о том, как после неудачного хождения Петра по водам все апостолы исповедали Иисуса Сыном Божиим: И, когда вошли они (Иисус и Петр) в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф 14, 32-33).

Таким образом, исповедание веры в Иисуса как Сына Божия высказывалось не только святым Петром. Более того, апостол Петр был не первым, кто его произнес. Тем не менее, следует признать, что Кесарийское исповедание имело особое значение. Услышав его из уст Петра, Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16, 21). Из этого видно, что выдержать все предстоящие испытания, вместить правильное понимание Креста Христова апостолы могли, лишь твердо держась Кесарийского исповедания. Имея все это в виду, мы можем перейти к разбору интересующего нас стиха.

 

И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Все толкователи отмечают имеющуюся в данном тексте игру слов. Имя «Петр» (греч. — πέτρος) и слово «камень» (греч. — πέτρα) в греческом языке являются однокоренными. По свидетельству святого апостола и евангелиста Иоанна Симон был назван Камнем уже при первой встрече Спасителя с ним (Ин 1, 42). Святой Иоанн приводит в своем Евангелии сиро-халдейский вариант этого имени — Кифа. Таким образом, в Кесарии Филипповой Господь лишь засвидетельствовал, что твердость Петра в вере действительно оправдывает имя, данное ему прежде.

Что же понимать под камнем, на котором Христос обещает воздвигнуть Свою Церковь? Экзегеты по-разному толкуют это место. Ряд толкователей (среди них святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский) считают, что здесь имеется в виду исповедание, произнесенное апостолом Петром.

Блаженный Феофилакт: «Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание… И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас».

Другие понимают под Камнем Самого Христа.

Блаженный Иероним Стридонский: «Подобно тому, как Он Сам дал апостолам свет, чтобы они назывались светом мира, и как прочие наименования произошли от Господа, — и Симону, веровавшему в Камень, или Христа, Он даровал имя Петр».

Еще более определенно об этом говорит русский богослов священник М. Фивейский: «Христос, воспользовавшись именем Петра, указал здесь только на Самого Себя и именно в том смысле, в каком исповедал Его пред учениками Петр».

Наконец, некоторые толкователи под камнем понимают весь собор апостолов, от лица которого произнес свое исповедание святой Петр. Вот как говорит об этом Ориген: «Если ты подумаешь, что на одном Петре создал Бог Церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому относится сказанное: и врата ада не одолеют ее, и: на сем камне создам Церковь Мою? Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных никто не получил их».

Нужно сказать, что ряд церковных писателей (Тертуллиан, Ориген, святитель Григорий Богослов) относит это выражение лично к апостолу Петру. Но при этом они не склонны делать вывод о даровании святому Петру особой власти над другими апостолами. Ориген, как мы видели выше, ясно говорит о равенстве Петра с другими учениками Христа.

 

[В конце XIX века англиканский архиепископ Кендрик для точного решения вопроса о том, кого разуметь под камнем произвел своеобразное исследование. Он постарался точно подсчитать количество древних церковных писателей, державшихся того или иного мнения. Оказалось, что понимавших под камнем исповедание святого Петра было 44 человека, считавших, что камнем здесь назван Сам Христос — 16, относивших это выражение лично к апостолу Петру — 17, считавших камнем весь апостольский собор — 8.]

 

Следует также отметить, что в греческом тексте Ветхого Завета слово πέτρα (камень, скала, твердыня) никогда не относится к людям. В качестве образного выражения оно употребляется лишь по отношению к Богу (Втор 32, 4; 2 Цар 22, 32; Пс 61, 3; 94, 1; Ис 24, 4; 44, 8). В Новом Завете это слово употреблено 81 раз. Из них 14 раз — не в прямом смысле. Три раза (из 14) оно отнесено к людям и 11 раз — ко Христу. При чем, из трех раз отмеченного словоупотребления по отношению к людям, два раза (Мф 16, 18; Ин 1, 42) слово камень отнесено к апостолу Петру и один раз (1 Пет 2, 5) ко всем верующим во Христа. Последнее употребление слова камень особенно для нас интересно. В своем Первом послании апостол Петр уподобляет Церковь зданию, в основании которого лежит Камень-Христос, а стены — это верующие в Него: приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет 2, 5-6). Таким образом, сам апостол Петр свидетельствует о том, что Церковь первыми христианами воспринималась как здание, воздвигнутое на Христе. И лишь имея в Нем опору, верующие могут стать подобными камню. Такое видение Церкви мы неоднократно встречаем и в Посланиях святого апостола Павла: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3, 11). Исходя из этого, апостола Петра можно считать лишь одним из первых «камней», положенных в здание Церкви, но это первенство чисто хронологическое, предполагающее не власть, а почет.

 

[Для подтверждения справедливости последнего положения приведем высказывание святого Киприана Карфагенского. В своей книге «О единстве Церкви» он так изъясняет Мф 16, 18: «Таким образом, [Христос] основывает Церковь Свою на одном. И хотя по воскресении Своем Он усвояет равную власть всем апостолам, говоря: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас … Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20, 21-23); однако, чтобы показать единство (Церкви), Ему угодно было с одного же и начать это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр — имели равное с ним достоинство и власть, но в начале указывается один для обозначения Единой Церкви».]

 

Таким образом, наиболее распространенным в святоотеческой письменности следует признать следующее толкование Мф 16, 18. Камнем в собственном смысле слова может быть назван только Сам Христос. И именно на Нем основана Церковь. Петр же назван камнем потому, что «высказал непоколебимую веру, … что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живого» (Священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. 1168 вопросов и ответов о православной вере. — М.: Изд. св. Кирилла и Мефодия, 2002. — С. 78.). Именно это исповедание веры является необходимым условием для вхождения человека в Церковь.

Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное чис­ло употреблено здесь как знак единства апостолов, единства Церкви. Св. Киприан Карфагенский пишет в пояснение приве­денных выше слов Христа (Ин. 20, 21-23): "Хотя Он всем апо­столам после Своего воскресения дал равную власть... однако, чтобы ясно показать единство, Он так сделал властию Своею, чтобы начало этого единства велось от одного. Разумеется, и Другие апостолы были тем же, чем был Петр, наделенные тою же мерою чести и власти, но начало ведется от единства, чтобы показать, что Церковь Христова едина".

О том же говорит блаженный Августин: "Петр один отвеча­ет: Ты — Христос, и ему говорится: "Тебе дам ключи Царствия Небесного", как будто бы он один получил власть вязать и раз­решать. Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил вместе со всеми, как бы олицетворяя со­бою единство. Итак, один выступает за всех, ибо единство нахо­дится во всех". "Он олицетворил собою вселенскость и единство Церкви, когда ему было сказано: "Я даю тебе то, что дано было всем".

И самая личность Петра и самое имя Петр (камень, скала) здесь знаменует весь лик апостольский, поскольку вопрос был обращен ко всем: "Вы же кого Мя глаголете быти?" — и по­скольку ответ, произнесенный в тот момент одним Петром, должен был стать их общим ответом, Петр здесь символ апостольства.

Отцы Констанцского Собора толковали папе: "Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же он вышел из их лика, в его власти осталось только одно — свя­зать самого себя петлей удавления". Констанцские отцы хоте­ли этим сказать, что папа силен только в союзе с другими епис­копами, в союзе с Церковью.

Обетования, данные Петру, распространяются и на еписко­пат. Согласно св. Киприану Карфагенскому, Господь, говоря Пет­ру о камне, на котором созидается Церковь, "основывал честь епископскую и строй Церкви", поскольку "Церковь возведена на епископах".

Таким образом, по римско-католическому пониманию, в лице Петра Христос облекает властью всех Римских епископов, и только их. По православному же пониманию, в лице Петра полу­чают обетование все апостолы и их преемники.

2) Евангелие от Луки (22, 31-34) приводит обращение Гос­пода к Петру после Тайной вечери: Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но я молился о тебе, чтобы не оскудел вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи ! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

Подтверждение своего учения о чрезвычайных полномочиях Петра и его непогрешимости римо-католики находят в первой по­ловине этого текста: Господь молится о Петре, да не оскудеет вера его и поручает ему утвердить братию. Но весь контекст евангельского рассказа и вторая половина этого текста говорит о том, что Христос молится за Петра, имея в виду предстоявшее ему искушение, как известно, приведшее Петра к отречению. Пройдя через это искушение и вновь обратившись ко Христу, Петр должен был, в свою очередь, утверж­дать колеблющихся братьев. Утверждать других в вере — долг каждого епископа и каждого христианина. Здесь нет речи о ка­ких-то чрезвычайных полномочиях. Понятно, что выводить отсю­да преимущество римского престола было бы странной и неесте­ственной натяжкой. И очень поздно появляются первые проримские истолкования этого места. Только в конце VII в. папа рим­ский Агафон первым истолковывает это место в пользу преиму­ществ Римского епископа. До него такое толкование этого места неизвестно.

3) Евангелие от Иоанна (21, 15-17): Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит Ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит Ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «Любишь ли ты Меня?», и сказал: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит Ему: паси овец Моих.

Быть пастырем Церкви не значит иметь единоличную, абсо­лютную власть над умами и совестью верующих. Сам апостол Петр умоляет пастырей-пресвитеров как их сопастырь — со-пресвитер: Пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2-3). Пастыр­ство не должно превращаться в "обладание причтом", то есть в распоряжение уделом, господствование.

Троекратное вопрошение Спасителя, обращенное к апостолу Петру, имеет прямое отношение к троекратному отречению Пет­ра, происшедшему вскоре после заверения: "Аще и вси соблаз­нятся о Тебе, аз никогда не соблазнюся". Так это понял и Петр ("оскорбе же Петр").