рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И.К.Языкова: Богословие Иконы

И.К.Языкова: Богословие Иконы - раздел Религия, И.к.языкова ...

И.К.Языкова

Богословие Иконы

 

Предисловие. Введение. Икона с Точки Зрения Христианского Мировоззрения и Библейской Антропологии. Икона в Литургическом Пространстве. Торжество Православия. Иконография Иисуса Христа. Иконография Святой Троицы. Образ Богородицы в Русской Иконографии. Живопись Исихазма. В Поисках Утраченного Света. Икона - Благовестие Современному Миру. Словарь Терминов. Библиография.

 

В конце помещен список известных икон.

 

 

Предисловие.

Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический и протестантский), где бы не было православной иконы - хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего, тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте.

Одновременно с этим русские иконы стали предметом спекуляции, контрабанды, подделок. Поразительно, что несмотря на многолетнее расхищение такого достояния нашей национальной культуры поток русских икон все же не иссякает. Это свидетельствует о грандиозном творческом потенциале русского народа, создавшего за минувшие века столь великое богатство.

Однако человеку в изобилии икон бывает довольно трудно разобраться и понять, что является подлинно духоносным творением религиозного чувства и веры, а что неудачной попыткой создать образ Спасителя, Божией Матери или святого. Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение ее возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православного культа.

Когда мы всматриваемся в иконы разных веков, нам необходимы объяснения специалистов, подобно тому, как, осматривая древний собор, мы нуждаемся в экскурсоводе, который укажет нам на отличия древних частей здания от позднейших пристроек, обратит внимание на малозаметные на первый взгляд, но очень важные характерные детали, отличающие то или иное время и стиль.

В изучении икон, в стремлении лучше понимать эти творения человеческого духа, становится необычайно важным опыт людей, сочетающих профессиональное искусствоведческое образование со значительным стажем жизни в Церкви. Именно это и отличает автора предлагаемого вниманию уважаемого читателя учебного пособия. В живой и доступной форме рассказывается о первых христианских изображениях. Вначале это символы: рыба, якорь, крест. Затем переход от символа к иконе: добрый пастырь с ягненком на плечах. И, наконец, собственно ранние иконы - синтез античной живописи и христианского мировоззрения. Объяснение смысла иконного образа от раннего византийского до русскоподлинных шедевров и отличить их от неудачных попыток подражания.

Сегодня, когда в новых условиях конца XX века Россия призвана к духовному возрождению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, и особенно, в православной, традиции совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, в которой станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном религиозном искусстве.

Cвященник Александр Борисов

12 июня 1994 г.

 

Введение.

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по обычаю небольшой походный иконостас или складень. Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело - его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в ее судьбе. Сама Россия, восприняв некогда крещение от греков, вошла в великую традицию восточно-христианского мира, который по праву гордится богатством и разнообразием иконописных школ Византии, Балкан, Христианского Востока. И в этот великолепный венец Русь вплела свою золотую нить.

Великое наследие иконы нередко становится предметом превозношения православных над другими христианскими традициями, чей исторический опыт не сохранил в чистоте или отверг икону как элемент культовой практики. Однако зачастую современный православный человек свою апологию иконы не простирает дальше слепой защиты традиции и расплывчатых рассуждений о красоте божественного мира, тем самым оказываясь несостоятельным наследником принадлежащего ему богатства. К тому же низкого художественного качества иконная продукция, заполонившая наши храмы, мало напоминает то, что называется иконой в святоотеческой традиции. Все это свидетельствует о глубоком забвении иконы и ее подлинной ценности. Речь идет не столько об эстетических принципах, они, как известно, изменялись в течение веков и зависели от региональных и национальных традиций, сколько о смысле иконы, поскольку образ является одним из ключевых понятий православного мировоззрения. Ведь не случайно победа иконопочитателей над иконоборцами, окончательно утвержденная в 843 году, вошла в историю как праздник Торжества Православия. Концепция иконопочитания стала своего рода апогеем догматического творчества святых отцов. Этим была поставлена точка в догматических спорах, сотрясавших Церковь с IV по IX век.

Что же так ревностно защищали почитатели икон? Отголоски этой борьбы мы можем наблюдать и сегодня в спорах представителей исторических церквей с апологетами молодых христианских течений, воюющих с явными и мнимыми проявлениями идолопоклонства и язычества в христианстве. Открытие иконы вновь в начале XX века заставило взглянуть по-новому на предмет спора как сторонников, так и противников иконопочитания. Богословское осмысление феномена иконы, длящееся по сей день, помогает выявить неведомые ранее глубинные пласты божественного Откровения.

Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку.

Настоящий курс лекций призван ввести слушателей в сложный и многозначный мир иконы, раскрыть ее значение как духовного явления, глубоко укоренного в христианском, библейском мировоззрении, показать неразрывную связь с догматическим и богословским творчеством, литургической жизнью Церкви.

 

 

Икона с Точки Зрения Христианского Мировоззрения и Библейской Антропологии.

и вот, хорошо весьма. Быт. 1.31 Человеку свойственно ценить прекрасное. Душа человека нуждается в красоте и взыскует ее. Вся человеческая культура…

– Конец работы –

Используемые теги: Языкова, богословие, иконы0.065

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И.К.Языкова: Богословие Иконы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Л.А.Успенский: Богословие иконы Православной Церкви
IX Смысл и содержание иконы... Смысл и содержание иконы выявлены в учении которое Церковь формулировала в... Догматическое обоснование иконопочитания и смысл иконы наиболее полно раскрываются в богослужении двух праздников...

БОГОСЛОВИЕ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Киев Христианское братство Путь к истине с Тир... Содержание... Этьен Жильсон Разум и Откровение в Средние века С...

Богословие
Богословие Св Максима Исповедника Жизнь и труды св Максима тесно связаны с историей...

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие
Й курс заочный сектор КДА... Билет Значение догматического богословия в деле спасения человека...

Богословие первого псалма
Богословие первого псалма... или сокровенное учение о молитве... Сей есть Бог наш и никто другой не сравнится с Ним Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю...

Догматическое богословие 3 курс КДА
Александрийское богословие Кирилл Александрийский и его Христология Святитель Кирилл еще раз... Гностицизм... течения гностицизма...

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Уэйн Грудем... СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ...

РУССКАЯ ИКОНА XIV – XV ВВ. ФЕОФАН ГРЕК
Русское искусство XIV века... XIV век золотой век новгородской монументальной живописи Ее развитие... Феофан Грек уже будучи знаменитым стенописцем расписавшим более церквей в различных странах через Кифу Феодосию...

Алистер МакГрат. Введение в Христианское Богословие
Книга вводит читателя в основы христианского учения Знакомит с различными его направлениями историей их зарождения развития и современным... Содержание... ПРЕДИСЛОВИЕ...

Реформатский А. А СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам