Развитие представлений о Высшей силе в истории человечества

История человечества неразрывно связана с развитием религий и верований. В древних источниках сказано, что до возникновения каббалы, до того, как Авраам стал первым каббалистом, его отец Терах был идолопоклонником. Авраам считается первым каббалистом, первым, получившим знание о Высшем мире, о единой силе, о Творце, о том, кто создал мироздание, управляет им и включает в себя все.

До этого существовало многобожие. Человек представлял себе множество сил, управляющих этим миром. Он верил в это так же, как современный человек верит в то, что управление миром осуществляется посредством взаимодействия общества и природы. Мы считаем их источниками воздействий на каждого из нас.

Если за всеми этими источниками воздействия человек не ощущает единой управляющей силы (можно называть ее Творцом или Природой, и это единая разумная сила, имеющая свое начало, конец и цель относительно человека), он называется идолопоклонником.

Авраам является первым каббалистом – первым человеком, раскрывшим за проявлениями различных сил, воздействующих на каждого человека, эту единую силу.

Его отец (предварительная ступень Авраама, его предварительное осознание законов мироздания) назывался Терах – верующий в многобожие. Авраам отошел от этого мировоззрения, познал, что существует ступень выше – ступень единого Творца. Вначале ему казалось, что он находится под властью многих сил, но он прошел сквозь этот слой и увидел, что на все эти силы действует свыше единая сила, и назвал ее Творцом. Раскрыв это, он начал устанавливать с ней связь.

Науку о постижении единой силы сквозь проявление множества различных сил, воздействия которых человек ощущает на себе, он назвал наукой каббала. Авраам заложил основы этой науки, чтобы, начав заниматься ею, мы постигли эту единую силу, слились с ней, постигли свой корень. Когда человек постигает свой корень, он входит в состояние полной свободы, совершенства, вечности.

Таким образом, согласно каббале, существует один Творец, единственный корень, а не множество разных сил. Однако существуют религии, также провозглашающие веру в единого Творца и отрицающие многобожие религий древней Греции, Индии и т.д. В чем заключается отличие каббалы от религии? Каким может быть отношение к Творцу со стороны человека?

 

8.2. Коренное отличие каббалы от религии – в отношении к Творцу

 

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а наука каббала считает, что Высшая сила неизменна, и действия человека ее не меняют.

Действия человека меняют его самого, приводя к иному восприятию Высшего управления. Если изменения в человеке приводят его к подобию свойств с Творцом, то он ощущает Его как благосклонно расположенного к нему, а если человек изменился в сторону больших отличий своих свойств (получения) от свойств Творца (отдачи), ему начинает казаться, что Творец стал относиться к нему негативно.

На неизменность отношения Творца к своим созданиям указывают множество выражений из каббалистических текстов: «Я Своего Имени не меняю» [78] «Добр и творит добро плохим и хорошим»[79], «Высший свет пребывает в полном покое»[80] и пр. В дословном переводе с иврита «молиться» означает «судить себя». Человек проверяет свои свойства, сравнивает их со свойствами Творца и в результате молитвы приходит к просьбе о собственном изменении. Он обращается к «живому» Творцу, Источнику сил, мыслей, образцу для подражания. Творец не является неким безжизненным законом, наподобие силы тяготения. Обращение должно содержать конструктивную просьбу, в которую человек вкладывает все свое понимание процесса исправления. Поэтому молитвой называется проверка самого себя, самоанализ. В молитве человек обращается не к Творцу, а судит себя, анализирует себя относительно Высшего неизменного универсума.

 

"Есть ли высший суд"

11_Видеофрагмент

 

Правильное, серьезное кли, правильная, серьезная молитва – это поднятие МАН, в котором есть решимот и осознание того, чего человек хочет от нынешнего состояния, к какому состоянию стремится. Человеку недостает лишь силы для исполнения – саму же картину будущего он понимает и видит, чувствует в ней потребность. Только такая молитва принимается, только такая молитва называется цельной.

В таком отношении к себе и к Творцу заключается отличие каббалы от религии. Несмотря на то, что религия призывает к некоему изменению человека, она строится на молениях, обращенных к Творцу. В этом мировые религии подобны древнейшим верованиям – практикам задабривания Высших сил природы.

Молясь, религиозный человек желает изменить свое состояние: он чувствует себя плохо и просит Высшую силу о помощи. При этом неважно, как он называет эту силу, к какой конфессии он принадлежит. Человек просит Высшую силу о том, чтобы состояние его изменилось. Он не просит, чтобы эта сила изменила его природу, его эгоистическое отношение к реальности. Он говорит: «Мне плохо. Сделай так, чтобы мне было хорошо».

Здесь возникает некоторое противоречие: ведь Высшая сила создала все, что есть в человеке, в его жизни. Следовательно, если человеку плохо, это значит, что причиной является высшая сила. Но зачем она это делает? Чего добивается высшая сила, посылая человеку страдания и требуя, чтобы он обратился к ней? Разве не эгоистична она, если желает, чтобы о ней не забывали и все время обращали на нее внимание как на источник всего на свете?!

Так человек приходит к выводу, что, по-видимому, существует не одна сила. Не может быть, чтобы она причиняла ему зло и одновременно желала, чтобы он к ней обратился. Ведь по-настоящему великой силе не пристало так себя вести! Разве родитель наказывает ребенка только для того, чтобы тот обратил на него внимание и почувствовал свою зависимость от него? Может ли такое отношение к ребенку исходить из любви? Конечно, нет!

Такие рассуждения и приводят человечество к мысли о существовании двух высших сил – добра и зла. Сила зла причиняет человеку зло, и он бежит от нее к доброй, моля спасти от злой силы, навлекающей на него несчастья. Такой подход уже проблематичен.

Коренное отличие каббалы от религии заключается в отношении самого человека к происходящему.

 

Причина неприятия каббалы религиями состоит в убежденности массовой религии в том, что человеку нужно только просить Творца – и все изменится в его пользу, потому что Творец обратится к нему лицом. Верующий убежден, что нужно верить в то, что Творец существует и всем управляет, и чтобы все изменилось к лучшему, нужно просить Творца, а не меняться самому. Под изменениями в себе религия подразумевает внешнее совершение благовидных поступков, в основном помощь из сострадания, религиозные ритуалы, жертвоприношения, но никак не изменение своей природы на природу Творца.

Человек, желающий увидеть истину, обнаруживает, что Творец никак на него не воздействует. Все происходит под воздействием абсолютных законов раскрытия Творца творениям в этом мире. Таким образом, осуществляется переход от одного решимо к другому, из одного состояния к другому. Во власти человека лишь правильно относиться к этим состояниям. Он способен изменить лишь свое отношение. Сами же состояния не изменяются, они ощущаются иначе по мере изменения того, как к ним относится человек.

Если, будучи удаленным от Творца, человек в каждое состояние привносит осознание его причины и цели, т.е. задается вопросом, почему он ощущает страдания, и осознает, что это происходит для того, чтобы он в итоге ощутил себя связанным с Творцом, тогда, видя себя неотъемлемой частью всего творения, а свое состояние – малым звеном в той цепочке состояний, которые обязан пройти, он приобретает особое кли, называемое духовным. Тем самым меняется его ощущение и видение.

Глядя на себя таким образом, человек видит свои состояния со стороны Творца, а потому начинает оправдывать Его действия по отношению к себе. Такое положение называется «незаконченным праведником». Пройдя все состояния от наиболее далекой от Творца точки до самой близкой к Нему, человек становится «законченным праведником». Он окончательно оправдывает Творца за все пройденные им состояния.

В той мере, в какой человек включен в общество, он начинает изучать отношение Творца к каждому творению, а также причины и цель состояний, через которые творения проходят. Тогда человек достигает состояния, когда «страдает страданиями общества», т.е. ощущает кли каждого из людей, а затем «радуется радостью общества», потому что оправдывает действия Творца над каждым человеком. Человек приобретает большое кли «страдания общества» и большое наполнение «радостью общества», тем самым обретая кли Адама Ришон. Все это происходит только благодаря тому, что он учится видеть свое состояние и состояния всего мира как имеющие причину (т.е. исходящие от Творца) и цель – направление к Нему.