Эпоха Первого Храма

Около 1300 г. до н.э. израильтяне достигают Земли Израиля[30], обещанной Богом праотцу Аврааму. В период между 1300 и 1250 гг. до н.э. двенадцать колен Израилевых завоевывают Ханаан. В 1007 г. до н.э. народное собрание в Хевроне провозглашает царем над всеми коленами тридцатилетнего Давида. Начинается эпоха Объединенного Израильского царства со столицей в Иерусалиме. Туда же переносится Ковчег Завета. В 967 г. до н.э., после смерти Давида, на престол вступает его сын Шломо (Соломон), который строит в Иерусалиме Храм на горе Мориа, рядом с горой Сион. Освящение Храма происходит в 950 г. до н.э. Правление царя Соломона – период расцвета, «золотой век» в истории Израиля. Это время наивысшего духовного подъема, когда весь народ находится в постижении Высшей силы. В их душе раскрывается ступень мохин дэ-хая[31], а в нашем мире это проявляется как период «Первого Храма». Сыновья Израиля достигают наивысшего духовного состояния.

Желание наслаждений тем временем растет – как в народах мира, так и в сыновьях Израиля. Последние начинают опускаться с уровня Первого Храма, и в 928 г. до н.э. происходит раскол Объединенного царства на Иудейское и Израильское. В 722 г. до н.э. наступает конец Израильского царства; десять колен изгоняются из земли Израиля и исчезают. Тем самым начинается соединение частей бины с частями малхут, постепенное объединение Израиля и народов мира. На материальном уровне это вызывает появление новых духовных «раскрытий» среди народов мира. Многочисленные философы и основоположники религий как на Востоке, так и на Западе начали свою деятельность именно в этот период.

Перечислим главные религии древнего мира, на возникновение которых оказала влияние каббала времен разрушения Первого Храма.

ИНДИЯ. В VI в. до н.э. появляется религиозное течение, связанное с именем Кришны Васудэвы. Памятником учения Кришны является Бхагават-Гита («Песнь Господня») – одно из величайших произведений религиозной поэзии всех времен и народов. Конец VI в. до н.э. – проповедь Будды Гаутамы, положившая начало новой мировой религии – буддизму. До сих пор буддизм насчитывает миллионы последователей во всем мире. Буддизм, в отличии от других религий, не подразумевает веру или поклонение, это скорее философия жизни. Религией его сделали последователи, обожествив Гаутаму, по аналогии с тем, что «короля делает свита», а он сам совершенно не был религиозен в примитивном смысле этого слова. Сиддхартха Гаутама родился в 623г. до н.э., он стал Буддой (санскр. – букв. – просветленный), создав философское учение.

КИТАЙ.В том же шестом веке до нашей эры философ Лао-Цзы основал учение Дао, в котором изложил открывшуюся ему во время медитации «тайну вещей». В конце того же века появляется Конфуций, который в отличие от «недеяния» Лао-Цзы проповедует активное вмешательство в ход событий. Конфуцианство – это попытка построения автономной морали, не связанной с религией.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Во времена Первого Храма каббала оказала сильное влияние и на соседей израильтян, греков, что привело к возникновению философии. В конце VI в. до н.э. появляется мыслитель, философ Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Его взгляды формируются под влиянием общения с иудейскими пророками того времени.

Знаменитый немецкий гуманист Иоганн Рейхлин[32] (1455-1522) в своей книге «Искусство каббалы» («De arte cabalistica») пишет[33]: «Мой учитель Пифагор, отец философии, перенял свое учение от каббалистов. Он первым перевел слово «каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия».

Идеи Пифагора в дальнейшем были развиты его последователями и легли в основу последующих философских систем. Философия, восприняв часть каббалы, пошла по иному пути. От нее произошли современные науки о материальном мире и его законах – в рамках явлений, которые способны воспринять наши органы чувств. Древние мудрости, в том числе каббала, остались вне интересов исследователей. Что наука не смогла охватить, что осталось как непостигаемое для нее, вошло в рамки создаваемых религий, в ритуалы и обычаи. Древние мудрости постепенно забылись.

Между тем приближалось время разрушения Первого Храма. Бней-Исраэль не выдерживают очередной добавки эгоизма. Разобщение народа не ограничивается отделением и изгнанием десяти колен – оставшаяся часть также претерпела раскол. Все больше евреев поклоняется «чужим богам». На духовном уровне происходит следующее.

До разрушения Первого Храма весь народ пребывал в духовном постижении. Каждый чувствовал истинную реальность в соответствии со своим личным духовным уровнем, но при этом каждый ощущал, что в нашем мире действует единственная и особенная сила. Присутствие Творца, Высшей силы было для них несомненно.

Затем происходит скачкообразный рост желания получать, эгоизм совершает рывок с одной ступени на другую, и часть народа, приобретшая большую добавку эгоизма, оказывается без «покрытия» (экрана) на свое желание получать. Как более эгоистичные, эти люди захватывают власть в стране и объединяются вокруг царя. В своих устремлениях они абсолютно отделились от тех, кто еще оставался в постижении Высшего мира. Происходит разрушение Первого Храма сначала в духовном (разрушение экрана), а затем и в нашем мире.

Девятого Ава 586 г. до н.э., после тяжелейшей двухлетней осады, войска Навуходоносора разрушили и сожгли Храм. По всей вероятности, в огне погибла и древняя святыня Израиля – ковчег. Жители Иудеи были угнаны в вавилонский плен. Современникам этих событий казалось, что Израиль и его религия подошли к своему естественному концу. Нашествие завоевателей, разрушение городов и Храма, распад нации... Не так ли угасали другие древние народы? Несбыточным казалось предсказание пророка Иеремии о скором возвращении в Иерусалим.

Однако именно в изгнании народ Израиля как бы собирается заново и достигает уровня мохин дэ-нэшама[34], соответствующего духовному уровню Второго Храма. Изгнание и плен оказались не концом дороги Израиля, а лишь одним из ее поворотов.