Эпоха Второго Храма

 

В 546 г. до н.э. Вавилонскую империю завоевали персы. Вскоре после своей победы персидский царь Кир (период правления 558–529 гг. до н. э.), принимает иудейскую делегацию, а весной 538 г. до н.э. издает указ, которым дарует иудеям право вернуться на родину предков.

Вернуться пожелали немногие. Для большинства изгнанников Вавилон за полвека стал новой родиной, многие даже разбогатели. И все же небольшая часть евреев возвращается в Сион.

Весной 537 г. до н.э. появилась возможность приступить к строительству Храма на горе Мориа, которое продолжалось двадцать лет. В праздник Песах 516 г. до н.э. состоялось торжественное освящение Второго Храма. Таким образом, от разрушения Первого Храма до освящения Второго проходит 70 лет.

В период между Первым и Вторым Храмом часть народа Израиля лишилась духовного ощущения, и в эпоху Второго Храма многие евреи пытаются перенять образ жизни и мышления соседей-греков (хотят «стать как другие народы»). С IV по II век до н.э. было совершено несколько попыток эллинизации Иудеи (в том числе Александром Македонским, 356–325 гг. до н. э). Особенно опасной была попытка Антиоха Эпифана (период правления 175–164 гг. до н. э.), который в 169 г. до н.э. опустошил и осквернил Храм, установив там статуи греческих богов. Однако евреи еще не окончательно оторвались от своих духовных корней, не утратили ощущение Высшей реальности и понимание важности внутренней работы[35]. В 164 г. до н.э. происходит восстание Маккавеев, повстанцы освобождают Храм, происходит чудо Хануки (маленький горшочек масла обеспечивает огонь для священнослужения на восемь дней). Евреи реставрируют Храм.

Эгоизм[36] продолжает постепенно возрастать, усугубляется и раскол среди израильтян. Это приводит к разделению народа на две части: саддукеев – более эгоистичных, а потому богатых и знатных (именно они держали в своих руках все управление и весь капитал), и фарисеев – сторонников каббалы и духовного развития.

Отличие между группами состояло в том, что у саддукеев отсутствовал экран, им было уже недоступно постижение Высшего мира, и они не понимали фарисеев, ставивших на первое место внутреннюю духовную работу. Две группы руководствовались разными ценностями, у них был противоположный подход к жизни, они искали разных наполнений.

Отказ саддукеев от своих духовных корней привел к установлению власти Рима над народом Израиля. В 63 г. до н.э. Иудея превращается в римскую провинцию, а в 67 году начинается кровопролитная Иудейская война. Римские войска осаждают Иерусалим. В течение трех лет осады внутри города продолжается междоусобная война между евреями. Девятого Ава 70 года римляне захватили Второй Храм, и он стал добычей огня и грабителей.

Бааль Сулам пишет, что раскол в народе Израиля углублялся, пока не произошло разрушение Второго Храма, когда только мудрецы остались на своих ступенях духовного постижения. 24 тысячи учеников рабби Акивы[37] впали в беспричинную ненависть друг к другу. «Разрушение» – это не разбиение стен и помещений Храма, хотя народ приписывает этому важность и святость. Была разрушена стена между святостью (кдуша[38]) и скверной (клипа[39]) внутри человека, разбился экран. Дальнейшая жизнь иудеев стала определяться утратой ощущения духовного.

После падения Израиля со своего духовного уровня еврейский народ теряет каббалу. От этой науки остается лишь внешняя форма, представляющая собой иудаизм, от которого впоследствии возникли две новые монотеистические религии: христианство и позднее ислам.

Все три религии, возникшие после крушения Второго Храма (так называемые «религии семитского корня») провозглашают своим главным символом веру в Единого Бога, и это безусловно является колоссальным духовным прорывом по сравнению с предшествующими религиозными доктринами, характеризовавшимся многобожием и идолопоклонством. Теперь речь идет о вере в Единую силу.