От крушения Второго Храма до наших дней

 

В начале первого тысячелетия нашей эры новые религии превращаются в мощнейший источник развития народов Европы, Азии и Африки. Они становятся духовным стержнем новых государств, основой для объединения народов.

Христианство возникает еще в I в. н.э., а в начале IV в. н.э. становится официальной религией Римской империи, на обломках которой возникает новое государство – Византия.

В VII в. н.э. свое победное шествие по аравийскому полуострову начинает ислам; к 750 г. власть исповедующих ислам династий распространяется на севере до Волжской Булгарии (Татарстан и Башкортостан), образуя огромный Омейядский халифат (661–750 гг.).

Для евреев наступила эпоха рассеяния, или галут. Еврейские общины существовали в Испании, Хазарском каганате (где иудаизм с VIII по X вв. был государственной религией), Йемене (и здесь какое-то время существовало государство, официальной религией которого был иудаизм), в Киевской Руси, в Индии – словом, по всему свету. Каббала превратилась в «тайное учение», передававшееся из уст в уста от учителя к ученику.

Особого расцвета каббала достигла в Испании в X-XII вв. В этот период Испания являлась частью Аббасидского халифата (750–1258 гг.). Мусульманские правители отличались веротерпимостью, и еврейская культура достигла такого расцвета, что этот ее период получил название «золотого века». На это же время пришелся и расцвет каббалы. Величайшим каббалистом того времени был Рамбам[40].

Со дня разрушения Второго Храма проходит более тысячи лет. Духовный источник, вызвавший к жизни новые религии, понемногу иссякает, и человечество вступает в мрачный период, предшествующий эпохе Возрождения.

«Золотой век» испанского еврейства был недолог. В 1492 г. католический король Фердинанд приказывает иудеям либо креститься, либо покинуть страну. Изгнание из Испании было для евреев одним из многих, но все-таки самым масштабным изгнанием.

Проходя этапы средневекового фанатизма, человечество продолжает двигаться вперед. Эгоизм растет, и человек продвигается в своих представлениях о Боге и о себе.

XVII век положил начало эпохи Просвещения. Человек приходит к мысли о том, что не Высшая сила, а разум человека является основным элементом мироздания. В человеке свершается внутренняя революция: он прекращает слепо следовать Высшей силе и ставит себя в центр реальности. Начинается техническая революция: теперь человек чувствует, что обязан покорить природу. Чем сильнее становится человек, тем больше он укрепляет свое «я». От желания денег и почестей он переходит к желанию знаний, тем самым еще больше поднимаясь над природой.

Средневековое христианство окончательно утрачивает свое влияние, и к концу XIX века в Европе утверждается атеизм и воинствующий материализм – своего рода новое язычество, главным содержанием которого является богоотрицание. Этот виток эгоизма выглядит шагом назад не только по сравнению с монотеизмом, но и политеизмом древности. Однако развитие продолжается, и человечество очень быстро оставляет позади идеологические мифы атеизма, по существу являвшихся ни чем иным, как перелицованной религией.