Тема 1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции.
Тема 1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции. - раздел Религия, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Религия – Это Своеобразное Социально-Духовное Явление, Для Которого Характерн...
Религия – это своеобразное социально-духовное явление, для которого характерны эмоционально окрашенная вера в реальное существование сверхъестественного и возможность контактов с ним с помощью религиозного культа.
Студенту необходимо уяснить, что влияние религии на развитие как общества, так и человека до настоящего времени весьма широко обсуждается. И если одни заявляют, что религия оказывает всегда позитивное влияние, то другие утверждают: религия воздействует негативно. Хотя, как свидетельствует не только историческое прошлое, но и современность, религия может оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество и человека.
На лекции и на семинаре по данной теме важно аргументировано обосновать важнейшие различия, характеризующие органические и неорганические религии. Ибо органические религии – это духовная основа, на базе которой формируется национальная психология, государственность и культура. Неорганические же религии часто стремятся навязать систему ценностей, размывающую сформированное органическими религиями национальное самосознание.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о социальных функциях религии. Следует обратить особое внимание на интегрирующую функцию религии, сравнить особенности религиозной интеграции в прошлом и настоящем. Однако важнейшей функцией религии все же является восполнительная (компенсаторная).
Религия стремится восполнить в идеальном смысле любые недостатки существующей действительности. При этом было бы ошибочно сводить компенсаторную функцию религии лишь к проблемам восполнения недостатков общественной жизни. Студент должен учитывать, что в настоящее время все большую важность приобретают «экзистенциальные» проблемы человеческого бытия – смерть, одиночество, непризнание окружающих и т.п. Однако у компенсаторной функции есть и материальная сторона: нередко религиозные организации путем благотворительной деятельности помогают отдельным верующим преодолеть трудности земной жизни.
При подготовке данной темы студенту следует обратить особое внимание на проблему определения сущности религии (одну из наиболее дискуссионных в сфере религиоведческого знания). Мнения различных мыслителей о сущности религии весьма различны, а поэтому религию можно определить как
- «взаимосвязь между Богом и человеком» (Полный православный богословский энциклопедический словарь);
- «связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего» (Вл. Соловьев);
- «универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства неуверенности и страха» (З. Фрейд);
- «продукт самоотчуждения человеческой сущности, который компенсирует утраченное единство человека с человеком, индивидуума и рода» (Л. Фейербах);
- «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс) и многие др.
Однако все это многообразие мировоззренческих подходов, весьма различно рассматривающих проблему сущности религии, можно обобщить, сведя к основным, базовым. По нашему мнению, таковые можно определить как богословский, биолого-антропологический и материалистический.
С точки зрения богословов, религия (от reliegare – связывать, соединять и religio – благочестие, культ богов) – это прежде всего проявление связи, устанавливаемой Богом с человеком. Бог – творец всего сущего, а человек, как и все прочее (в том числе и религия) – творение.
Биолого-антропологическое направление формируется из представителей как идеализма (например, З.Фрейд), так и материализма (например, Л. Фейербах). И те, и другие обнаруживают сущность религии прежде всего в индивидуальном или коллективном сознании, так или иначе порождающим религию. Важно учитывать, что сознание, как правило, порождает религию спонтанно, самопроизвольно, независимо от каких-либо внешних причин
Материалисты, также утверждающие, что религию создают конкретные люди, сущность религии однако усматривают не в сознании, а во внешней среде, господствующей над людьми. Именно господство природы и общества, которое человек в дальнейшем способен преодолеть, – важнейшая причина возникновения и воспроизводства религии.
При подготовке темы студенту следует обратиться к основной литературе – к соответственным разделам указанных учебников, а также к литературе к семинарскому занятию №1.
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
(квалификация (степень) «ба
Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.
Основные причины возникновения ранних форм религии. Фетишизм, магия, тотемизм, анимизм – отличительные особенности и взаимовлияние. Шаманизм – характерные черты. Национальные религии как достояние
Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право.
Феномен нетрадиционной религиозности, социально-культурные условия ее возникновения. Типология и характеристика наиболее активных неорелигиозных движений. Социально-правовые особенности их деятельн
ПЛАН АУДИТОРНЫХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Религия как явление социальной и духовной жизни.
1. Происхождение и сущность религии.
2. Структура рел
Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.
Ранние формы религии обычно определяются как фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, которые с самого начала своего возникновения во многом взаимообуславливали друг друга. (Хотя ряд исследователей утве
Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право
Феномен новых, нетрадиционных религий изучен ещё явно недостаточно. Студент должен учитывать, что, с одной стороны, эти религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, вредные и чуждые
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Происхождение и сущность религии.
2. Структура религии.
3. Исторические формы религиозного культа.
4. Функции религии.
5. Основные особенности ранних форм рел
ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или у
От 8 апреля 1929 года
О религиозных объединениях
Всероссийский Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров постановляют:
О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
(с изменениями на 1 июля 2011 года) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 26 марта 2000 года N 45-ФЗ (Ро
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов