Тема 3. Буддизм: возникновение, особенности, направления, современное состояние.

Студент должен учитывать, что причины возникновения буддизма могут излагаться с различных мировоззренческих позиций. А поэтому создателем этой религии может быть или Будда, воплощением которого стал царевич Гаутама, или сам Гаутама как реальное историческое лицо – человек, самостоятельно создавший основы данной мировой религии. Хотя можно предположить, что буддизм возникает и как идеология, складывающегося в Индии рабовладельческого общества, оппозиция кастовому строю, обращенная ко всем слоям населения Индии. В этой связи буддизм, как и всякая мировая религия, апеллируя ко всем слоям населения, впервые в истории человечества провозглашает духовное равенство (равенство в «спасении») всех людей.

В буддизме вероучение развито в значительно большей мере, чем культ. Это важнейшая особенность буддизма отличает его от большинства и предшествующих, и последующих религий. В этой связи Будда ни в коем случае не Бог, который творит и управляет миром. Буддизм - политеизм, в котором нет Бога-творца. Будда – просветленный, постигший истину, пробужденный, познавший правильный путь человек.

Студенту важно понять, что согласно буддизму земная жизнь, земное бытие во всех формах и проявлениях - прежде всего зло, несущее страдания. Причина и зла, и страдания – привязанность человека к миру земных перерождений (сансара), погоня за материальными, а не духовными ценностями. Само же спасение состоит в постепенном и медленном переходе из сансары в нирвану (царство абсолютной пустоты и покоя).

В земном мире происходят постоянные изменения, все в нем обусловлено причинно-следственными связями. А поэтому жизнь, с точки зрения буддизма, не что иное, как цепь бесконечных перерождений, характеризующаяся известной преемственностью, выраженной в идее реинкарнации. Все нравственно ответственны за предыдущие земные жизни. Колесо сансары движется по закону кармы. Именно это отличает людей друг от друга, обеспечивая или не обеспечивая благоприятную перспективу обретения нирваны (возможности раствориться в нирване).

При рассмотрении основных направлений буддизма целесообразно более подробно остановиться не на хинаяне (узкий путь спасения), а на махаяне (широкий путь спасения). Однако вместе с тем студент должен иметь в виду, что современный буддизм – комплекс религий, часто существенно отличающихся одна от другой. Хотя исходные принципы вероучения достаточно похожи.

Понимание вероучения буддизма невозможно без знания его этико-психологических принципов и обрядово-ритуальной практики. Поэтому при разработке данной темы студенту следует уделить особое внимание рассмотрению «четырех великих истин», являющихся интегральной основой буддизма.

Согласно им: жизнь есть страдание; страдание порождается желаниями; чтобы избавиться от страданий, необходимо избавиться от желаний; к преодолению же страданий ведет «восьмеричный путь спасения». Он предполагает соблюдение восьми заповедей: праведной веры, праведной решимости, праведной речи, праведных дел, праведной жизни, праведной мысли, праведных помыслов, праведного созерцания.

Вместе с тем, студенту важно освоить те направления буддизма, которые (хотя и в различной мере) получили распространение на территории нашей страны. Это, прежде всего, ламаизм и дзэн-буддизм. Однако изучение буддизма за рубежом, где он все более активно участвует в современной политической и социально-культурной жизни, в настоящее время также весьма актуально.

При разработке темы следует воспользоваться как источниками (№ 3), а также к рекомендованной к семинарскому занятию № 3 литературой. Значительную помощь могут оказать и материалы Интернет-ресурсов (№ 5, 9, 20, 21).