Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние

Религия и право являются системами социальной регуляции поведения в обществе. При этом студент должен иметь в виду, что границы их деятельности, формы взаимодействия, специфические полномочия имеют социально-исторический характер и определяются эпохой, этносом. страной индивидуально. Вместе с тем, религия и право имеют общие элементы: ритуал, традицию, авторитетность и универсальность.

Студент должен понимать, что в ходе исторического развития религия и право взаимно дополняли, обогащали друг друга. И если право придавало религии социальное измерение, формируя систему правил её функционирования в обществе, то религия одухотворяла право и заставляла людей ценит его.

На ранних этапах становления религии порядок устанавливался мононормой, представляющей собой нерасчлененное единство не только религиозных, но и зарождающихся правовых и нравственных правил индивидуального и коллективного поведения.

Язычество, как правило, признавало верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости. В различных направлениях языческой религии действие этого принципа осуществляется весьма разнообразно: как действие всемирного безличного принципа, которому подчиняются даже боги; как установление определенного божества, отвечающего за миропорядок и т.д.

В доклассовом обществе основными формами древнего правосудия являлись табу и кровная месть, весьма эффективно регулировавшие межличностные и межгрупповые взаимоотношения. Ибо поведенческие «нельзя» и «можно» имели смысл лишь как религиозные предписания. Кровная же месть отнюдь не означала произвол и агрессию в выявлении отношений.
И то, и другое – первые в истории человечества средства установления разумного социального порядка. Студенту важно осознать, что их смысл был непосредственно связан с древнейшими верованиями, в которые сплелись элементы фетишизма, магии, тотемизма и анимизма.

В эпоху возникновения монотеистических религий источником справедливости объявляется Бог. А поэтому все, что согласуется
с его волей, – правильно, законно и справедливо. Теология довлеет над правовой мыслью.

В заменивших ранние формы религии национальных религиях это особо заметно проявилось в иудаизме. Священное писание – Тора – основной источник еврейского права. Большинство законов Торы относится к сфере гражданского и уголовного права, а не собственно к религии. (Многие юридические нормы евреев были сформулированы и существовали независимо от государства и до его появления). Ибо Бог не только создатель и судья мира, но и его законодатель. В общественном сознании сформировалась своеобразная иерархия – право и закон первичны, а государство и власть вторичны.

В христианстве, где Бог не устрашающий, а любящий и милосердный, сформировались иные, отличные от иудаизма правовые принципы.
В XII-XIII вв. западное европейское общество осознало необходимость права как единственного средства обеспечения порядка и безопасности. Правовая мысль развивалась в форме канонического права, оказавшего на европейское (прежде всего романо-германское) право огромное влияние. В России православное церковное право длительное время (с 1721 г.) рассматривало церковь как часть государства. А поэтому весьма широко выходило за пределы внутрицерковной жизни. Понятно, что церковное право сыграло значительную роль в формировании правосознания российского общества и его правовой культуры. Хотя в современной России православное церковное право регулирует лишь внутреннюю жизнь Русской православно церкви.

В мусульманском обществе правила личной жизни возводятся на уровень правовых норм, а правонарушения отождествляются с нарушениями религиозных установлений. Государство, наказывая виновного, выступает с позиций общины верующих, защищающих свои религиозные идеи. Мусульманские правоведы убеждены, что их система права (в отличие от европейской) имеет божественное происхождение и черпает свою силу в воле Аллаха. Теология и право тесно переплетены в исламском обществе. Неудивительно, что принимаемые законы должны строго соответствовать принципам, обозначенным в Коране. «Правильные» законы – исполнение воли Аллаха, а «неправильные» – результат греховного своеволия
отдельных индивидов.

Однако в дальнейшем происходит постепенное расхождение религии и права – определяются сферы и способы действия этих социальных регуляторов. Процесс секуляризации (значительно более присущей христианскому, чем мусульманскому миру) способствует отделению религии от морали и права.

В современном демократическом обществе требования религии, как правило, утрачивают общеобязательность. Нормы религии, даже если она имеет статус государственной, уже далеко не всегда устанавливаются государством.

Освоение темы предполагает тщательную проработку источников, основной литературы, а также литературы семинарского занятия № 6. Дополнительный материал содержится в религиоведческих Интернет-ресурсах (№ 2, 4, 5, 7, 8, 9), а также в лекции дьякона А. Кураева «Парадоксы церковного права», изданной издательством Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2007 г. (DVD video).

На семинарском занятии, посвященном данной теме, целесообразно провести такую интерактивную форму как групповые дискуссии. В результате студентами осуществляется сравнительный анализ наиболее разработанных конфессиональных правовых взглядов, что позволяет лучше усвоить не только некоторые актуальные проблемы религиоведения, но и права.