Тема 8. Законодательство о религиозных культах в царской России и СССР

Под свободой совести следует понимать право граждан осуществлять свой мировоззренческий выбор. Но при этом студенту важно осознать, что свобода совести может быть ограничена. Ограничения, как правило, обусловлены характером политического режима, историческим опытом конкретной страны, особенностями религиозной организации. Так, например, ограничения свободы совести в Российской империи можно разделить на три основные группы: ограничения перехода в другое вероисповедание, запрет прозелитизма (т.е. стремление обратить в свою веру лиц других вероисповеданий), наличие запрещенных законом религиозных организаций (главным образом сект, не признающих брака и отказывающихся молиться за царя). В результате в Российской империи сформировалась государственная религия, преимущества которой по отношению к другим вероисповеданиям были установлены законодательно.

Православная церковь была «первенствующей и господствующей». Все же прочие религиозные организации были или «терпимыми», или «гонимыми». Вплоть до начала XX в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию. «Вневероисповедного состояния» не допускалось. Лишь в 1905 г. был опубликован указ «Об укреплении начал веротерпимости». После этого в России обретает практическую реализацию свобода совести, по существу сводящаяся к свободе выбора религии, к свободе вероисповедания, получившая наиболее полное развитие после Февральской революции.

В советский период сформировалась новая система организации религиозной жизни в стране. Церковь отделялась от государства, религия превращалась в частное дело граждан. Однако свобода совести в СССР предполагала преимущественно реализацию права атеистов, всякая деятельность религиозных организаций (кроме богослужебной) пресекалась законодательно. Дифференцированное отношение к различным религиозным организациям нередко определялось не законодательно, а исходя из политических соображений.

Одним из первых законодательных документов Советской республики был декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В нем провозглашалось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Однако в реальной жизни продекларированная свобода совести всячески ущемлялась. Принимаемые в стране различного рода правовые акты значительно ограничивали реальные возможности и верующих, и религиозных организаций.

Ужесточение государственной политики по отношению ко всем религиозным организациям было завершено Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», действовавшем с некоторыми исправлениями вплоть до 1990 г. Юридические документы, называющиеся «советским законодательством о религиозных культах»,
в первую очередь выражали интересы неверующих, атеистов.
А, следовательно, неизбежно содержали и дискриминационные нормы по отношению к верующим.

Несмотря на весьма строгие положения закона, реальная практика государственно-религиозных отношений в СССР была достаточно проатеистической. (Хотя Конституции 1936 и 1977 гг. не отказывали гражданам в праве на свободу совести). В частности, все религиозные организации должны были пройти сложную процедуру государственной регистрации. Решение же принималось только по рассмотрению вопроса в Совете по делам религий при Совете Министров СССР.

Материалы, освещающие различные аспекты темы, студент легко найдет в рекомендованной к семинарскому занятию № 7 литературе. Значительную помощь ему могут оказать и религиоведческие Интернет-ресурсы (№ 4, 5, 6, 7, 8, 9), журнал «Религия и право», а также нормативные акты, судебная практика, содержащаяся в дополнительной литературе
(№ 21, 22, 30, 31, 32, 33).

 

Тема 9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

В конце XX в. в России произошли значительные изменения во взаимоотношениях между церковью и государством, обществом и религией. Правовые обоснования этих изменений освещены в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), Законе СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.) и Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.).

В связи с тем, что в начале 90-х годов XX в. в России были отменено любые формы государственного воздействия на практику реализации свободы совести, в Законах 1990 г. не предусматривалась какой-либо системы государственно-правового регулирования религиозных процессов.
В Законе 1997 г. данное упущение было учтено. При его разработке формулировались следующие задачи: приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством; устранение правового вакуума в сфере деятельности иностранных религиозных организаций на территории России; уточнение границ действия принципа отделение церкви от государства. Студенту важно четко усвоить, что основная цель нового закона – устранение причин и потенциальных социальных конфликтов на религиозной почве.

В преамбуле Закона 1997 г. говорится, что данный документ исходит из признания «особой роли православия в истории России», а также из уважения «к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического развития народов России». Однако это отнюдь не означает введения дискриминации по отношению к другим религиозным организациям, так как Закон сохраняет равенство всех верующих в их гражданских обязанностях и правах. В Законе 1990 г. все религиозные организации уравнивались вне зависимости от численности, роли в истории страны, социальной позиции в обществе и государстве.

Таким образом, в постсоветской России осуществляется переход от «американской» модели государственно-конфессиональных отношений к «европейской» модели. Ибо для «американской» модели характерна нивелировка всех религиозных организаций, а также отсутствие преференций государства в отношении некоторых из них. «Европейскую» же модель отличает дифференцированное отношение государства к религиозным организациям (в зависимости от роли в истории и культуре страны). При реализации европейской модели государство оказывает преференции традиционным конфессиям, заключает особые отношения сотрудничества с «церквами большинства».

В Конституции РФ вопросам свободы совести посвящены прежде всего статьи 14 (пункты 1, 2), 19 (пункт 2), 28, 29. Конкретные же вопросы свободы совести подробно определяет ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Студенту следует обратить внимание на определение свободы совести (ст. 3), основывающейся на равенстве граждан во всех областях жизни, независимо от их отношения к религии. В этой связи важнейшее положение Закона – провозглашение того, что «Российская Федерация – светское государство», где «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 3).

Отделение религиозных объединений от государства предполагает, что государство не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных объединений, а религиозное объединение «не выполняет функций органов государственной власти», «не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления», «не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную или иную помощь» (ст. 4). Однако эти положения
ни в коей мере не распространяются на конкретных членов религиозных объединений – равноправных граждан России, права которых по закону никто не может ограничивать.

Значительное внимание в Законе уделяется религиозным объединениям, их видам (религиозным группам и религиозным организациям), порядку регистрации и ликвидации. В отличие от религиозной организации, религиозная группа осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и обретения правоспособности юридического лица. Религиозная группа может преобразоваться в религиозную организацию, если у неё «имеется подтверждение существования на данной территории на протяжении
не менее 15 лет» (ст. 9). Использовать же в своих наименованиях
слова «Россия», «российская» могут лишь религиозные организации, существующие в России не менее 50 лет.

Студентам необходимо обратить внимание и на охрану государством прав граждан на свободу совести. Так, например, Законом строго охраняется тайна исповеди, запрещаются проведения публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства верующих граждан и пр.

При подготовке данной темы студенту следует, прежде всего, изучить Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и комментарий к этому закону. В этом ему может оказать существенную литература к семинарскому занятию № 8, а также дополнительная литература (№ 11, 22. 29), религиоведческие Интернет-ресурсы (№ 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), материалы журнала «Религия и право»).

На данном семинарском занятии целесообразно и полезно провести такую интерактивную форму обучения как круглый стол. Для этого определяются докладчики и содокладчики по темам, вызвавшим наибольший интерес. Их состязательное обсуждение в течен. двух акадамич .часов позволяет не только лучше усвоить представляющие для будущего юриста религиоведческие проблемы, но и более полно познакомиться с некоторыми актуальными аспектами современного российского законодательства о религиозных культах.