Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право

Феномен новых, нетрадиционных религий изучен ещё явно недостаточно. Студент должен учитывать, что, с одной стороны, эти религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, их представители часто воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества.

В новых религиях проповедуются равенство и братство, избавление от всех невзгод, вечное блаженство, рай на земле. Их характеризует четкая организация, жесткие моральные и поведенческие правила жизни, атмосфера сплоченности и взаимовыручки. В отличие от большинства традиционных религий, неорелигиозные движения развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. При этом нередко используются такие формы социальной активности, которые находятся на грани (или за гранью) правовой нормы.

Деятельности некоторых неорелигиозных объединений в своих отношениях к «внешнему» миру присуща отмена норм морали и права.
В сознании верующих «мы» часто ассоциируется с идеальными типами,
а «они» – с реальным сообществом, которому гипертрофированно приписываются все универсальные человеческие пороки. Интересы отдельного верующего неорелигиозного движения часто понимаются как абсолютно идентичные интересам этого движения в целом. Вопросы же о том, насколько свободен при этом человек, в какой мере соблюдены его гражданские права, обычно даже и не задаются.

Студенту важно знать, что успех быстрого распространения неорелигиозных движений в России обусловлен и высоким уровнем используемых психологических технологий (техник обращения личности в группу, формирование покорности руководству, поддержания религиозного энтузиазма, дисциплины и т.д.). Этим они существенно отличаются от психотехник «старых» религий, обычно нацеленных не на ресоциализацию, тем более не на социальную дезадаптацию, а на гармонизацию личности в существующем социуме.

Многочисленность подобных движений обусловила их крайнюю неоднородность как с точки зрения их организационных особенностей, так и в области вероучения. Их вероучения, представляющие собой сочетания самых разнообразных религиозно-философских идей, по своему характеру эклектичны. Искусственное соединение идей из западных и восточных религий порой дополняется современными научными и паранаучными гипотезами. Облегчая ориентирование среди множества новейших религий, студенту необходимо классифицировать эти неорелигиозные движения.
В основе классификации – базисные представления, в зависимости от следования которым каждую конкретную неорелигию относят к тому или иному направлению.

1. Неохристианское направление, как «новейший» вариант христианства, предлагает уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества. Как правило, это вероучение – продукт индивидуального творчества основателей данных направлений. Здесь особо выделяется «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы»).
Её вероучение, направленное прежде всего против православной церкви, «отменяет» Священное Писание и Священное Предание, заменяя их своим «новейшем третьем заветом».

2. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» – восточный) представляет собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Положение о том, что за иллюзорным существующим скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива, – общее для их вероучения. Используя различные способы медитации, они стремятся слиться с этой природой. Самое значительное из этих направлений в России – Общество сознания Кришны.

3. Сциентистское направление (лат «scientia» – знание, наука) формируется в недрах модернистских увлечений поисками теоретического знания. В данном направлении особо выделяется «Церковь сайентологии», созданная писателем-фантастом Хаббардом. Основы своего вероучения он изложил в книге «Дианетика: современная наука о душевном здоровье». Это синтез учений Фомы Аквинского, З. Фрейда и буддизма, которые окрашены «дианетикой» – созданной Хаббардом наукой о мышлении, или «сайентологией» (наукологией).

4. «Сатанинское» направление возвеличивает зло и насилие, проповедует общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Вероучение и культ данного направления, своеобразного антипода христианства, построены на зеркальном отражении этой мировой религии.
Их учение пронизано крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом, культом силы.

Кроме этого, можно выделить и различного рода реабилитирующее религии древности неоязычество, и активно использующие разнообразные религиозные и оздоровительные элементы мистико-оздоровительные направления.

В овладении данной темой может помочь литература, рекомендованная к семинарскому занятию, а также соответствующие разделы, указанных в списке основной литературы учебников (№ 5, 6, 7, 9), дополнительная литература (№ 12, 16, 27),Можно воспользоваться и материалами Интернет-ресурсов (№ 4, 5, 8, 9, 22).