А.А. Керимов РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

 

Кафедра теории и истории политической науки

 

 

А.А. Керимов

 

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

  Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению 030200 – «Политология»

ВВЕДЕНИЕ

Политическая наука является составной частью современного гуманитарного образования в Российской Федерации и за рубежом. Являясь частью демократической системы образования, она воспитывает гуманизм, человечность и уважение к людям, обучает искусству владения политикой, а значит, искусству властвования, умению руководить людьми и трудовыми коллективами. Наука о политике, формируя политическую культуру, воспитывает у молодого человека чувство гражданственности и социальной ответственности. «Если человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им», – гласит известный афоризм. Следовательно, знание основ политической науки помогает гражданину ориентироваться в сложностях общественно-политической жизни, понять свое место и роль в обществе, предостеречься от опасности стать объектом политического и идеологического манипулирования.

Современный человек с политикой сталкивается везде, все нити общественной жизни в той или иной степени связаны с ней. Политика взаимодействует с экономикой, культурой, религией, оказывает на них влияние и сама также подвергается их влиянию.

Для понимания сложностей взаимодействия в сферах общественной жизни немаловажное значение имеет религиозный фактор и его влияние на политику.

Религиозные идеи оказали огромное влияние на ход развития истории человечества и цивилизаций. Важное место среди этих идей занимает религиозно-политическая доктрина о происхождение власти. Феномен верховного правителя – «наместника Бога» на земле – рассматривается во всех мировых религиях. Древнеегипетские фараоны, христианские императоры, мусульманские правители, русские цари опирались на религию при объяснении и оправдании своей безграничной власти. Их взаимоотношения с религией не всегда были бесконфликтными, но в целом, эти начала – земная и небесная власти – дополняли и поддерживали друг друга.

В истории человечества случались войны, свершались революции, менялись правители и политические режимы, но неизменной оставалась только системообразующая идея – религиозно-политическая доктрина – происхождение власти. В чем сила и слабость этой доктрины, как отразилось ее влияние на процессы государствообразования, почему человечество в течение столетий слепо следовало ей, были ли альтернативные варианты объяснения феномена происхождения власти, как «уживаются» две мощные силы – религия и политика – в реалиях современности, - вот неполный круг вопросов, который составляет компетенцию данной дисциплины.

Данный курс является составной частью программы по подготовке бакалавров по направлению «Политология». Знания курса помогут формированию у студентов целостного представления о социально-политической жизни современного общества, о роли и значении религии и политики, их взаимодействии и влиянии на государство, общественно-политические организации и гражданское общество. Все это призвано сформировать у студентов активную политическую позицию и способствовать их сознательной вовлеченности в современный политический процесс с учетом конфессиональных особенностей общества.

В учебно-методическое пособие включены развернутый план и материалы к семинарским занятиям, проблемно-поисковые вопросы, контрольные вопросы, список основной и дополнительной литературы по каждой теме, словарь основных терминов, методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, а также по выполнению письменных работ.

Для наглядного усвоения материалов курса возможно использование таблиц, схем, которые могут демонстрироваться с помощью технических средств обучения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендации для преподавателя. При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, доступность, последовательность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса (его мировоззренческий, воспитательный, регулятивный, объяснительный и т.п. потенциал).

Рекомендации для студента. Для достижения поставленных целей в рамках изучения данного курса самостоятельная работа студента должна быть организована на основе привлечения кроме лекций-конспектов и необходимой литературы, указанной в соответствующем разделе. В ходе самостоятельной подготовки студенты должны внимательно ознакомиться с учебным материалом, уяснить суть и содержание терминов и понятий, а также обязательно выполнить учебные задания, приведенные в конце каждой темы в соответствии с учебно-методическими разработками.

ТЕМА 1.РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

При изучении темы особое внимание необходимо обратить на социально-политическую сущность религии и ее место в современной социально политической… Семинарское занятие может быть организовано в виде обсуждения ключевых… Для достижения поставленных целей самостоятельная работа студента должна быть организована на основе привлечения кроме…

ТЕМА 2. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В АНТИЧНОСТИ.

МИФОЛОГИЯ ВЛАСТИ

Подготовка к данному занятию предполагает работу с основными понятиями по предмету, изучению первоисточников. Семинарское занятие может быть… План семинара: 1. Исходные формы греческой политической мысли. Фюсис, Космос, Логос, Номос.

ТЕМА 3.ХРИСТИАНСТВО В ЖИЗНИ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ

Среди значительного массива соответствующих теоретических разработок особое место занимают социально-политические доктрины мировых религий. Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не… Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без…

Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. М., 2006.

Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. М., 2009 // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf

3. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999.

4. Никитина А.Г. Политизация религии.//Вопросы филофофии.1994 №3

5. Овсиенко Ф.Г. Католицизм //Российская цивилизация М.Республика 2000

6. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

7. Религия и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. Московский центр Карнеги. 2005. http://carnegie.ru/programs/?fa=list&program=89&lang=ru

ТЕМА 4. КАТОЛИЦИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В результате в средневековой Европе сложился папецезаризм – идея превосходства церковной, представленной папой Римским, над светской властью.… Впрочем, уже вскоре империя Карла распалась, и папство попыталось подчинить… Но такое положение сохранялось недолго. По мере формирования и укрепления национальных государств, папы второй…

Методические рекомендации

План семинара: 1. Зоны распространения и влияния католицизма в современном мире. 2. Социально-политическая доктрина католицизма.

Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. М., 2006.

Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. М., 2009 // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf

3. История Ватикана. Власть Римской курии. М., 2002.

Кейтли Т. Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. М., 2011.

6. Макиавелли Н. Государь (любое издание). 7. Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000. 8. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

ТЕМА 5.ПРОТЕСТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой мог проповедовать каждый. Не удивительно отсюда, что… Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции,… Предпосылками формирования доктрины протестантизма послужили учения купца-еретика Пьера Вальдо (проживавшего в г.…

Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. М., 2006.

Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. М., 2009 // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf

Кудрина Т.А. Благотворительность и социальное служение в структуре отношений государства и религиозных объединений: история и современность // Приход. 2002, № 5-6.

Лопаткин Р.А. Протестантизм в России // Российская цивилизация этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь. М.2001.

Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

Смит Э. Национализм и модернизм. М., 2004.

Шмитт К. Политическая теология. М., 2000.

ТЕМА 6. ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Именно благодаря теории «симфонии» восточная церковь не выдвигала никогда политических требований, но при этом малейшие расхождения с обрядностью и… Православие со времен Вселенских соборов придерживалось доктрины симфонии… Во временном мире, по мнению Августина, происходит только приготовление к Граду Божьему, «хотя он и здесь рождает…

Методические рекомендации

План семинара: 1. Православие и политика – точки соприкосновения. 2. Русская православная церковь и государство в ХХI в.

Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. М., 2009 // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf

5. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. Учеб. пособие. М., 2006.

6. Россия в современном диалоге цивилизаций. М., 2008.

 

Дополнительная литература:

1. Аналитический доклад ИС РАН в сотрудничестве с Фондом Ф. Эберта «Молодежь новой России: ценностные приоритеты». М., 2007. Режим доступа - http://isras.ru/analytical_report_Youth.html

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма (любое издание).

3. Государев А.А. Государственное православие или православное общество? // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб., 2003.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008.

5. Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви (любое издание).

6. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2006.

7. Основы социальной концепции Русской Православной церкви // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/basics/contents.html

8. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

9. Савицкий В.Д. Три века российского самовластия: сомнения, недоумения, коррективы. СПб., 2004.

10. Сургуладзе В.Ш. Грани российского самосознания. Империя, национальное сознание, мессианизм и византизм России. М., 2010.

11. Федотова В.Г. Кросс Ш. Православие, Вебер и новый русский капитализм // Общественные науки и современность. 2006. № 2.

 

ТЕМА 7. ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

По учению ислама, люди не создают законы, а применяют божественные законы на практике. Поэтому власть может быть исполнительной, административной и… Все ветви государственной власти, с точки зрения ислама, могут согласованно… Социальная доктрина ислама рассматривает государственный строй как установленный свыше, а частную собственность…

Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. М., 2009 // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf

4. Игнатенко А. Ислам и политика. Сб. статей. М., 2004.

5. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006.

6. Мирский Г И. Политический ислам и западное общество // Полис 2002. № 1.

7. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 77-84.

8. Основные положения концепции мусульманских религиозных организаций России//Религия, политика и права человека в России. М. 2002.

9. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

10. Россия и мусульманский мир. Бюллетень информации. М., 2000-2011.

11. Роттарь И. Ислам и война. М., 1999.

12. фон Грюнебаум Г. Классический ислам. М., 1988.

13. Ярлыкапова А. Кредо ваххабита // Вестник Евразии. М., 2000. №3 10).

 

ТЕМА 8. ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию – брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства… Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать… Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя. В каждом благоустроенном…

Методические рекомендации

  План семинара: 1. Буддизм в политической жизни современных государств АТР.

Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. М., 2009 // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf

4. Конфуций. Изречения. М., 2009.

5. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

6. Религия и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. Московский центр Карнеги. 2005. http://carnegie.ru/programs/?fa=list&program=89&lang=ru

ТЕМА 9. РЕЛИГИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Процесс глобализации интернационален, в рождающейся общей формуле общественного сознания наций и народов при желании можно найти какой-то вклад со… Глобализация, по сути, это американизация. Американская система ценностей и… Во второй половине прошлого века без всякой глобализации секулярные ценности утвердились почти во всех странах…

Методические рекомендации

План семинара: 1. Глобализация – ее влияние на мировые и национальные религии. 2. Конфессиональное многообразие и проблемы народонаселения в Западной Европе.

Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. М., 2006.

3. Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003. 3. Глобализация и великие мировые религии: Христианство, Православие, Ислам… 5. Горбунов С.А. Китай. Религия и власть. История китайского буддизма в контексте общества и государства. М., 2008. …

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

При составлении реферата студенту рекомендуется использовать несколько монографий и журнальных статей достаточно известных авторов. В своей работе… При написании работы должны быть соблюдены общепринятые требования,… Требования к набранным на компьютере работам: шрифт Times New Roman, кегль – 14, полуторный интервал, цитирование и…

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Представления о государстве в современном православии.

2. Римско-католическая церковь и глобальные проблемы человечества

3. Ватикан как субъект политики.

4. Католицизм и современные вооруженные конфликты.

5. Ислам в политической истории Малайзии.

6. Ислам как государственная религия Ирана.

7. Политический ислам и национально-освободительное движение народов Северной Африки.

8. Буддизм в Европе и США.

9. Буддизм в политической жизни Индонезии.

10. Современная религиозная ситуация на Филиппинах.

11. Религия как регулятивная и коммуникативная основа общественной жизни.

12. Моральные стимулы религии и политики и их влияние на поведение людей.

13. Православие в общественно-политической жизни современного Северного Кавказа.

14. Советское государство и церковь - противоречивость взаимоотношений

15. Роль религиозного фактора в распаде государств и начале войн на Балканах

16. Влияние межрелигиозных конфликтов на этнополитическую ситуацию в Индии.

17. Современная религиозная ситуация в Китае

18. Государство и католическая церковь в современной Бразилии.

19. Влияние этнодемографических процессов на современную религиозную ситуацию в России.

20. Роль религиозного фактора в политике стран Закавказья.

21. Роль религиозного фактора в политике стран Центральной Азии.

22. Религиозный фактор в современных международных отношениях

23. Геноцид в Руанде и основные религиозные конфессии страны.

24. Политика турецких властей по отношению к религиозным меньшинствам в начале ХХI в.

25. Иудаизм в современной России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Роль и место религии в политической жизни общества.

2. Религия как социально-политическое явление.

3. Диалектика взаимоотношений религии и политики

4. Религия и политика в современном мире.

5. География мировых религий

6. Верующие и атеисты в современном мире.

7. Христианство как ведущая мировая религии. Зоны распространения христианства

8. Ислам в жизни народов Азии и Африки.

9. Ислам и Европа. Проблемы взаимоотношений.

10. Религии и государство: проблемы взаимоотношений.

11. Характер взаимодействия религии и политики.

12. Клерикализм в политике.

13. Секуляризация религии.

14. Социальные доктрины современных религий.

15. Религия и политические партии в современном мире.

16. Религия в условиях глобализации

17. Православие и его социальная доктрина Справедливости.

18. Римско-католическая церковь и глобальные проблемы человечества

19. Ватикан как субъект политики.

20. Католицизм и современные вооруженные конфликты.

21. Ислам в политической истории мусульманских государств.

22. Ислам как государственная идеология.

23. Политический ислам и национально-освободительное движение народов

24. Исламский фундаментализм и экстремизм в современном мире.

25. Буддизм: распространение и влияние. Буддизм в Европе и США.

26. Буддизм в политической жизни народов Юго-Восточной Азии.

27. Буддийская «триада» и ее последствия для народов Юго-Восточной Азии.

28. Влияние религии на процессы глобализации.

29. Религия как регулятивная и коммуникативная основа общественной жизни.

30. Моральные стимулы религии и политики и их влияние на поведение людей.

31. Средства воздействия религии на политику и наоборот

32. Православие в общественно-политической жизни России.

33. Советское государство и церковь - противоречивость взаимоотношений

34. Взаимоотношения церкви и государства в постсоветской России.

35. Религиозный ренессанс в России или проявление фундаментализма.

36. Взаимоотношений государства с РПЦ и другими традиционными религиями в России.

37. Вероисповедная политика Российской Федерации.

38. Конфессиональные отношения и Российское государство в ХХI в.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ*

Часть 1. Религия

а) Иудаизм

Ашкенази–первоначально термин «ашкенази» относился к народам и странам, расположенным от Евфрата до Армении. В средние века им стали обозначать область еврейского рассеяния в Северо-Восточной Европе. Ныне этот термин относится ко всему комплексу культурных проявлений в жизни евреев Восточной Европы и России.

Галаха–всякий нормативный еврейский закон, обычай либо их полный комплекс. Галаха представляет собой ряд юридических установлений, сформулированных авторитетными раввинистическими юристами и учителями. В более узком смысле «жить по Галахе» означает правильный и нормативный, с точки зрения иудаизма, образ жизни.

Галут–«изгнание». Термин относился к изгнаниям евреев с их родины. С течением времени это слово стало выражать собой более широкое понятие об отсутствии у евреев всякой родины и об их положении вечных изгнанников. В более узком смысле «жить в галуте» — значит жить в диаспоре, а также пребывать в состоянии духовного и физического отчуждения.

Завет–в Библии это слово относится к религиозному союзу, заключенному между Богом и народом Израиля на горе Синай, когда была дана Тора. В иудаизме под Заветом понимается вечный союз между Богом и народом Израиля, основывающийся на соблюдении народом божественных заповедей. Это – главное теологическое представление, выражающее собой идею о божественной милости и особой заботе Бога о евреях.

Заповедь–согласно раввинистической традиции, имеется 613 заповедей, базирующихся на Торе. Из них 248 утвердительных и 365 запретительных. Такие цифры символизируют собой тот факт, что божественное служение должно осуществляться всеми частями человеческого тела в течение всех дней года.

Израиль–в библейские времена это название относилось к северным племенам исраилитов, хотя им обозначался также и весь народ. В ходе своей истории евреи всегда считали себя прямыми наследниками древних израильтян, поэтому для них этот термин носил прежде всего культурно-религиозный смысл. В наше время Израиль – также название государства, провозглашенного в 1948 г.

Кошер–допустимая, правильно приготовленная с точки зрения традиционного иудаизма еда. Иудейские пищевые запреты основываются на предписаниях Библии. Только парнокопытные жвачные животные допускаются для употребления в пищу. Кроме того, молочные продукты не должны ни храниться, ни употребляться вместе с мясными. Из морских животных можно употреблять в пищу только тех, кто имеет плавник или чешую, т. е. рыбу. Домашняя птица приравнивается к мясной пище.

Мессия–собственно «помазанник». Согласно древнему библейскому представлению, потомок царя Давида установит эпоху мира и справедливости для народа Израиля и всего мира. Надежда на вселенского избавителя сохранялась и развивалась в классическом иудаизме в течение веков. Одними евреями мессианское время понималось как время установления всеобщей справедливости, другими — как время нового мира, который возникнет после Божьего суда и приговора. Под термином «дни Мессии» может пониматься весь период такого обновления мира, но не обязательно деятельность конкретной личности.

Мишна–древний свод еврейских законов, составленный, изданный и переработанный в начале IIIв. н.э. рабби Иудой. Свод разделен на 6 больших и 63 малых отдела. Этот труд является продолжением традиции ранних мудрецов и представляет собой основу при обсуждении и изучении Талмуда.

Рабби–«мой учитель» В еврейской традиции знаток Закона. Роль рабби менялась в течение веков. Традиционно рабби (по-русски раввин) исполняет роль лидера своей общины. Этот титул может быть присвоен только после глубокого изучения иудейских текстов и религии. Фигура раввина является основным связующим звеном в иудейской традиции.

Сефарды–в библейские времена название Сефарад относилось к колонии изгнанников, которая находилась, по-видимому, либо в самих Сардах, либо поблизости от них. В средневековый период сефардами назывались потомки евреев, живших в Испании и Португалии до изгнания в 1492 г. Позже, как культурное понятие, термин стал относиться ко всему комплексу культурных явлений, связанных с евреями этого региона, а также Балкан и Среднего Востока. Термин «сефарды» употребляется в противоположность названию «ашкенази»; это не означает, что сефардами называются все евреи неашкенази.

Синагога–центральный институт общинной и религиозной жизни евреев. Архитектура синагог менялась в зависимости от времени и места постройки, однако всегда ковчег, где хранятся свитки Торы, смотрел по направлению к Иерусалимскому Храму.

Сион, сионизм–Сион – древнее название Иерусалима, но уже в древности оно употребляется для обозначения национальной родины евреев. Именно в этом смысле это слово жило в течение веков как выражение и символ национально-религиозной надежды на возрождение. С древности эта надежда выливалась в стремление вернуться к Сиону, кульминацией которого стало в наше время движение с тем же названием. Сионизм нашего столетия помогал евреям вернуться в Палестину, его усилиями в 1948 г. было провозглашено государство Израиль. Цель сионизма – политическое и духовное обновление еврейского народа на своей древней родине.

Талмуд («учение», «наука»)–первоначально это слово использовалось для обозначения классических толкований Мишны. Толкования, передававшиеся изустно, известны под названием Гемара, которое является также общим названием и для самого Талмуда, и для процесса его изучения. Существуют Вавилонский и Иерусалимский (Палестинский) Талмуды.

Шаббат–седьмой день недели, служащий напоминанием о завершении творения и об исходе из Египта. Этот день, посвященный Богу, является величайшим праздником. Заповедь полного отсутствия работы, содержащаяся в Библии, конкретизирована раввинами. В число субботних обязанностей входит изучение Торы и веселое расположение духа.

 

Б) Христианство

Апология–формальная защита христианской веры. Апостол – один из первых миссионеров, проповедовавших Евангелие. Божий избранник–тот, кто предназначен для вечной жизни, согласно теологическим системам, признающим предопределение. …

В) Ислам

Аллах – арабское слово со значением «Бог», буквально «ал-илах» «единственный (верховный) бог». Барака–«благословение» или «духовная сила», якобы обитающая в святых местах… Ваххабизм–пуританическое мусульманское реформационное движение, возникшее в Аравии в XVIIIв. по почину Мухаммада ибн…

Г) Буддизм, индуизм, синтоизм

Брахма–виндуистской мифологии высшее божество, творец мира, «Перворожденный», самый старший из богов; в эпической традиции и Пуранах Брахма – лишь тень верховного существа Пуруши-Праджапати из ранних ведийских текстов.

Брахман –жрец в древней ведийской религии и в позднейшем индуизме, член высшей касты; в буддийских писаниях этот термин иногда прилагается к любому нравственно совершенному и ученому человеку, который поэтому достоин почитания и даров.

Брахманизм–древняя индийская религия, жрецами которой были брахманы, верившие, что огненные жертвоприношения, совершаемые ими, поддерживают мир и приносят благополучие в жизнь людей; индуизм в значительной степени основывается на брахманизме.

Будда–историческая личность, человек по имени Сиддхартха Гаутама, живший в Индии в VI-V вв. до н.э. и основавший буддизм. Этим словом также называются различные буддийские божества, статуям (и -другим изображениям) которых совершаются поклонения, особенно в буддийских храмах и дома, перед алтарем буцуданом.

Буддизм–религиозное учение о просветлении, основанное в Индии историческим Буддой (Сиддхартхой Гаутамой) около VI в. до н.э. Попав в Японию примерно на тысячу лет позже, буддизм был полностью усвоен японской культурой.

Буддийский храм–культовое здание буддизма, в котором почитаются буддийские божества; в храмах перед их изображениями читаются буддийские сутры и совершаются ритуалы буддийского богослужения.
Гэдацу-кай–одна из «новых религий», основанная в 1929 г. человеком по имени Эйзо Окано, который указывал на необходимость практики самопогружения и возвращения к традиционным ценностям, в особенности – к культу ками и предков; в настоящее время количество последователей этой религии составляет несколько сот тысяч человек.

Варна–один из четырех классов в иерархии человеческого общества; каждая из варн включает в себя значительное количество джати.

Варна брахманов–высший из трех «дважды рожденных» классов индийского общества, традиционно представленный жреческим сословием; брахман – то же самое, что и брамин.

Варна вайшьев–последний из трех «дважды рожденных» классов, традиционно представленный «производителями» (скотоводами, землепашцами, людьми, занимающими определенными видами ремесла), но сегодня вклчающий в основном торговцев.

Варна кшатриев–второй из трех «дважды рожденных» классов индийского общества, традиционно – военная знать.

Варна шудр–четвертый класс индийского общества, представители которого, шудры, не входят в число «дважды рожденных»; во многих регионах Индии шудры и другие касты, стоящие еще ниже на лестнице социальной иерархии, т.е. «неприкасаемые» и представители некоторых племен, составляют большинство населения.

Веда–сакральное знание, сборник текстов, передающих откровение, ставшее известным древним мудрецам.

Вишну–ведийское божество, связанное со всепронизывающим космическим столбом, созидательным порядком и энергией жертвоприношений; в послеведической мифологии известен под многими именами, включая такие, как Бхагаван, Хари, Нараяна и Васудева; в число его воплощений (аватар) входят многие могущественные независимые божества Кришна, Рама, Нарасинха, а также вепрь Вараха.

Гуру–учитель, духовный наставник.

Даосизм–китайское учение, оказавшее значительное влияние на японскую культуру, утверждавшее необходимость возвращения к природе и установления гармоничных отношений между человеком и природой; главным образом ассоциируется с такими явлениями народной китайской культуры, как специальный религиозный календарь и космологические представления.

Джайнизм–индийская религия, основанная Махавирой, современником Будды; Махавира учил, что воздержание от насилия и аскетизм – пути преодоления страдания и смерти.

Джати–«род» существования; каста или кастовая группа в рамках социальной иерархии.

Дзэн–течение в буддизме, утверждающее необходимость просветления путем медитации. Возникло в Китае, и было развито японскими буддистами, например, Эисаем и Догэном.

Дхарма–духовные обязанности, находящиеся в соответствии с космическими законами и порядком; вероятно, наиболее точно понятие дхарма можно передать при помощи понятия «религия». Слово «дхарма» заменило собой более ранний ведийский термин «рита».

Камидана–синтоистский алтарь, сделанный в форме миниатюрного синтоистского святилища, устанавливаемый в главной комнате дома для возложения на него приношений, предназначенных для ками.

Карма–деятельность; в Ведах – ритуальная деятельность; позже кармой стали называть не только сами действия, но и их последствия для каждого индивидуума, его судьбу, накапливающуюся в результате совершаемых им поступков; в популярном толковании японцев означает предопределенность социальных взаимоотношений, особенно тех, которые обусловлены деятельностью предков данного человека.

Конфуцианство–основанное Конфуцием около V в до н э китайское учение, утверждавшее необходимость установления социальной гармонии сыграло важную роль в становлении этических норм и социальных отношений в Японии.

Конфуций–китайский философ (551—479 гг. до н. э), основавший учение, построенное на необходимости установления всеобщей социальной гармонии путем обращения к утраченным человеческим добродетелям.

Нирвана–буддийский (санскритский) термин, означающий состояние просветления.

Кришна(черный, темный, темно-синий) – божество с телом темно-синего или черного цвета, воспеваемый в мифологических эпизодах как шаловливый ребенок, героический убийца демонов, возлюбленный пастушек (гопи), царь; аватара Вишну и главное действующее лицо в двух наиболее популярных текстах «Бхагавата-пуране» и «Бхагавадгите».

Лама –наставник или духовный учитель в тибетском буддизме, как правило (но не всегда) монах.

Ману(человек) – первопредок, прародитель людей; Пураны насчитывают 14 Ману: 7 прошлых и 7 будущих, от каждого из которых ведет свое начало человечество в соответствующий мировой период (манвантара) космического времени, следующих друг за другом.

Марга–1) тропа, путь, учение, ведущие к освобождению; 2) зал для зантий, сектантская школа, монастырь или все это вместе; 3) административной структуры крупного храма.

«Новые религии»-многочисленные новые религиозные движения, основанные в последние полтора столетия различными людьми, личность каждого из которых обладала притягательными силами, такие, как Тэнрике, Сока-гаккай и Тэдацу-кай.

Нитирэн–течение в буддизме, названное по имени своего основателя Нитирэна, который настаивал на необходимости абсолютной веры в «Сутру Лотоса» и способствовал распространению принципов японского национализма.

Праджапати(господин потомства (творения) – в ведийской мифологии божество—творец всего сущего, увековечивающий руками жрецов-брахманов созидательное саможертвоприношение Пуруши, описанное в «Ригведе»; его ревностный аскетизм (тапас) является источником всех созданий.

Пратимокша–«предварительные [условия] освобождения [от желаний]» - устав единства, устав дисциплины, устав правил, которые должны соблюдать монахи высшей и полной степени посвящения. В буддизме Тхеравады монахи хором читают этот устав в новолуние и полнолуние каждого месяца.

Просветление-цель буддийского учения, достигаемая с помощью преодоления человеческих страданий и «пробуждения» к высшей умиротворенности.

Пять Заповедей–пять нравственных заповедей, которые должны соблюдать все буддисты, хотя и с разной степенью строгости для мирян и для монахов: воздержание от насилия, половой распущенности, воровства, лжи и употребления алкогольных напитков.

Садху – человек, отказавшийся от земного мира, странствующий отшельник, занятый духовными поисками.

Сангха–в обычном словоупотреблении этот термин обозначает чин или сообщество монахов, следующих путем Будды.

Сёгун–военный диктатор: сегуны правили в Японии начиная с периода средневековья вплоть до 1867 г.

Синто, синтоизм–исконно японская религия, возникшая на основе доисторических религиозных обрядов, особенно связанных с культом ками, впоследствии ставшая национальной религией японцев.

Сока-гаккай–одна из «новых религий», основанная незадолго до начала Второй мировой войны, утверждающая необходимость веры в «Сутру Лотоса», начиная с 50-х годов чисто ее последователей достигло нескольких миллионов, на сегодняшний день это самая крупная «новая религия» в Японии.

Сутра Лотоса(«Сутра Лотоса Благого Закона», санскр «Саддхарма-пундарика-сутра», яп «Мехо рэнгэ ке») – один из наиболее популярных священных буддийских текстов в восточной части Азии, рассказывает о возможности спасения для всех людей, достигаемого при помощи простого акта поклонения.

Тэндай–течение в буддизме, утверждавшее необходимость веры в «Сутру Лотоса» и предоставлявшее своим адептам целостную жизненную философию, привезенную из Китая японским монахом по имени Сайте (Дэнге Дайси).

Тэнрикё–одна из «новых религий», основанная женщиной по имени Мики Накаяма в 1838 г , утверждавшей необходимость очищения, совершаемого в индивидуальном порядке в целях ведения более счастливой и радостной жизни; первая из «новых религий», которая привлекла значительное чисто последователей, образовавших мощную религиозную организацию.

Четыре Благородные Истины–основные положения, содержащие самую сущность учения Будды: 1) существует страдание; 2) страдание порождается желанием; 3) существует прекращение страдания (нирвана); 4) существует Восьмеричный Путь, ведущий к прекращению страдания.

Чистая Земля–течение в буддизме, утверждавшее необходимость веры в Амида и возможность посмертного перерождения в раю, принадлежащем Амида, возникло в Китае и было развито японскими буддистами, например Хонэном.

Часть 2. Политика

Абсолютизм (лат. absolutus – безусловный) – форма правления, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха… Автаркия(греч. autarkeia – самоудовлетворение) – политика замкнутости и… Авторитаризм(лат. auctoritas – власть, влияние) – политический режим, характеризующийся монополией на власть одного…

При составлении словаря терминов использовано: Политология. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И. Аверьянова. М., 1993., Религиозные традиции мира / http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/rel_trad/index.php