Методические рекомендации

Подготовка к семинарскому занятию предполагает изучение первоисточников, знакомство с развитием отечественной политики, которая формировалась в условиях взаимодействия с православной религией. Важное место в этом процессе занимают временами предпринимаемые политической элитой попытки приближения к Западу и приобщения к западной политической культуре. Следует выработать четкое представление о влиянии религии на формирование общественного сознания. Семинар можно провести в форме круглого стола, где студенты могут высказать свою точку зрения по проблемно-поисковым вопросам, выдвигать альтернативные варианты развития российской политики на различных этапах исторического развития.

План семинара:

1. Православие и политика – точки соприкосновения.

2. Русская православная церковь и государство в ХХI в.

3. Социальная доктрина православия.

4. Социальная база деятельности РПЦ. Основные тенденции развития.

Проблемно-поисковые вопросы для изучения и обсуждения:

1. «Москва – III Рим». С точки зрения развития российской государственности, насколько эта идея была оправданной, и каковы ее отдаленные геополитические последствия?

2. Прокомментируйте высказывание Ивана Грозного: «Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?». Поведение «наместника Бога» не противоречит принципам христианской добродетели?

3. «Мы не принадлежали ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем преданий ни того, ни другого. Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас. Опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, Россия должна бы соединить два великих начала разумения — воображение и рассудок, воплотить в своем гражданственном образовании историю всего мира. Вместо этого мы составляем пробел в порядке разумения». Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие: «Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии». Как вы считаете, насколько обоснованной является позиция П.Я. Чаадаева?

4. Теория официальной народности графа Уварова гласит: «Самодержавие, православие и народность». В чем вы находите позитивную и негативную роль данного положения?

Темы для докладов и сообщений:

1. Крещение Руси и становление государственности.

2. Православие в жизни Российского государства.

3. Взаимоотношения РПЦ с другими религиозными организациями.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается особенности православной политической теории?

2. В чем заключаются политические и теологические различия между православием и католицизмом?

3. В чем заключаются политические и теологические различия между православием и протестантизмом?

4. Охарактеризуйте отношение марксизма к религии (по книге Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»).

5. Выделите основные причины клерикализации современного российского общества.

 

Основная литература:

1. Андреева Л.А. Религия и власть в России. М., 2001.

2. Верховский А. Политическое православие в российской публичной политике. Подъем антисекулярного национализма // http://www.sova-center.ru/religion/publications/2005/05/d4678/

3. Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 2005.