Занятие может носить комбинированный характер: сообщения, обсуждение, элементы дискуссии, контрольные задания по основным проблемам изучаемой темы. Подготовка к данному занятию предполагает работу по изучению первоисточников. Студенты должны уяснить сущность восточных религий и их влияние на политику. Проблемно-поисковые вопросы должны быть изучены в форме свободного обмена мнениями, для чего в ходе подготовки к семинарскому занятию особое внимание должно быть уделено изучению научно-аналитической литературы.
План семинара:
1. Буддизм в политической жизни современных государств АТР.
2. Конфуцианство и синтоизм: зоны распространения и влияния в современном мире.
3. Индуизм: зоны распространения и влияния в современном мире.
Проблемно-поисковые вопросы для изучения и обсуждения:
1. «Если вы посмотрите на быстрорастущие страны – Корею, Таиланд, Гонконг и Сингапур, - везде присутствует один примечательный феномен: подъем религии… Старые традиции и религии – культ предков, шаманизм – уже больше не могут полностью удовлетворить людей. Начинается поиск нового объяснения предназначения человека, того, почему мы здесь. Это связано с периодами огромного напряжения в обществе» (Ли Кван Ю). Как прокомментируете вышеприведенное высказывание? Чем обусловлен поиск новых религиозных ориентиров в быстроразвивающихся странах Юго-Восточной Азии?
2. «В начале XX века китайские интеллектуалы, независимо повторив М. Вебера, идентифицировали конфуцианство как источник отсталости Китая. В конце XX столетия китайские политические лидеры, параллельно с западными специалистами в области общественных наук, превозносили конфуцианство как источник прогресса Китая. В 1980-х китайское правительство принялось поддерживать интересы конфуцианства, а партийные руководители объявили его «основой китайской культуры» (С. Хантингтон). Обозначьте свою позицию и аргументируйте ее.
Темы для докладов и сообщений:
1. Буддизм и национально-освободительное движение народов Юго-Восточной Азии.
2. Распространение буддизма в Европе и США.
3. Политическая роль конфуцианства и синтоизма на национальном и международном уровнях.
4. Индуизм как религия, философия и культура. Индуизм и политика.
Контрольные вопросы:
1. Как объясняли природу политики на Востоке?
2. Почему в учении Конфуция правитель опирается на мораль, а не на силу, как у легистов?
3. В чем различия политико-религиозной мысли Китая и Индии? Дайте сравнительный анализ.
4. Почему, по вашему мнению, положения конфуцианства и в настоящее время используются в странах Востока?
Основная литература:
1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб пособие для вузов. М., 2006.
2. Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 2005.
3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов. М., 2008.
4. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. Учеб. пособие. М., 2006.
5. Теория политики: учебное пособие под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008.
Дополнительная литература:
1. Горбунов С.А. Китай. Религия и власть. История китайского буддизма в контексте общества и государства. М., 2008.
2. Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества // Материалы международной конференции Москва, Институт современного развития, 11 ноября 2008 г.