рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА 9. РЕЛИГИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ТЕМА 9. РЕЛИГИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - раздел Религия, А.А. Керимов РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА Взаимовлияние Культур – Процесс, Постоянно Усиливающийся Уже В Течение Нескол...

Взаимовлияние культур – процесс, постоянно усиливающийся уже в течение нескольких веков. Но последние десятилетия придали этому процессу качественно новую глубину и силу, что и привело к возникновению нового термина – «глобализация». Многие наблюдатели, объясняя это новое качество взаимовлияния народов и культур, растущее единство человечества, находят его причину в развитии новых информационных технологий, развитии единого мирового рынка товаров и услуг и других материальных факторах.

Процесс глобализации интернационален, в рождающейся общей формуле общественного сознания наций и народов при желании можно найти какой-то вклад со всех уголков мира, но в своих фундаментальных ценностях это общее сознание создано на Западе, а большей степени – в США. Принципы американской демократии, американского понимания прав человека и свободы личности в большей степени адекватны новому порядку вещей, отрицающему традиционные авторитеты и привилегии, по сравнению с более патерналистскими и партикулярными европейскими представлениями.

Глобализация, по сути, это американизация. Американская система ценностей и общественного устройства более универсальна, в первую очередь поэтому она адекватна универсальному порядку. Православные критики глобализации обвиняют ее в том, что она несет секуляризацию и бездуховность, разрушает религиозные ценности. Однако если внимательно проанализировать реальное положение вещей, универсальность этого тезиса вызовет серьезные сомнения.

Во второй половине прошлого века без всякой глобализации секулярные ценности утвердились почти во всех странах Западной Европы, о странах коммунистической системы, и говорить нечего – это были не просто секуляризированные страны, но страны воинствующего атеизма.

Для стран Европы (как Восточной, так и Западной) некоторые победы секуляризации в последние годы при внимательном анализе трудно однозначно связать с последствиями глобализации – секуляризационные процессы, начавшиеся задолго до нынешней «глобализации», развивались в соответствии с логикой эволюции национальных культур. По крайней мере, в отношении Европы нельзя однозначно сказать, что она, благодаря глобализации, становится безрелигиозной. Мало того, ряд факторов глобализации способствует росту религиозности и сохранению традиционных, укоренённых в религии институтов общественной жизни, в частности, американское влияние на Европу способствует распространению протестантского фундаментализма, движению против абортов, пропаганде семейных ценностей и т.д. В то же время глобализация способствует распространению в Европе ислама и вообще релятивизирует сложившуюся в большинстве стран Старого Света секулярную систему общественных отношений.

Таким образом, нельзя сказать, что глобализация повсюду несет с собой безрелигиозность. Для мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока или Индии это в основном так; для большинства стран Европы глобализация в чем-то способствует религиозности и традиционным, основанным на религиозных ценностях институтам, а в чем-то их разрушает. Но самое главное, она не столько разрушает, сколько изменяет их и изменяет их положение в обществе повсюду.

Рассмотрим основные типы реакции на глобализацию в религиозной сфере. В мире есть несколько примеров, когда чрезвычайно далtкие от американской модели общества без серьезного сопротивления адаптируют новые глобальные ценности, в том числе и в области религии. Самый яркий пример – Южная Корея. Страна, и с политической, и с социально-экономической, и с религиозной точек зрения еще несколько десятилетий назад бесконечно далекая от современных стандартов, сейчас по всем основным критериям начинает напоминать США. Страна, население которой несколько десятилетий назад в основном состояло из буддистов и последователей традиционных культов, стала по преимуществу христианской, причем христианские церкви в общественно-политической жизни играют роль поборников демократии и гражданских свобод, совершают масштабное социальное служение. Религиозный фактор стал существенным стимулом формирования современного развитого демократического общества в Южной Корее.

Столь радикальный разрыв с национальной традицией и полная адаптация «глобальных» ценностей, как в Южной Корее – уникальное явление. Но примеры принципиального разрыва с прошлым не единичны. Япония, после II Мировой войны развивающаяся в направлении западной модели, также претерпела бурное изменение своего религиозного облика. В последние десятилетия (и особенно за последние двадцать лет) все формальные показатели традиционной буддистской и синтоистской религиозности резко упали. Сохранилась лишь идеологическая и культурная верность «национальной традиции». Но в отличие от Южной Кореи, ни христианство, ни какая-либо другая религия не пришла на смену утерянной вере. Япония на наших глазах становится одной из самых безрелигиозных стран мира.

Буддистские культуры дают полное разнообразие реакций на глобализацию в религиозной сфере. Третий теоретически возможный вариант – сохранение традиционной религии при ее эволюции в сторону принятия глобальных норм и ценностей демонстрирует в последние десятилетия Таиланд, где утверждение демократических норм и социально-экономический прогресс не сопровождается ни массовой христианизацией (как в Южной Корее), ни массовым отказом от религии (как в Японии). В аналогичном направлении развивается общественно-религиозная ситуация в Индии. Мьянма, демонстрирует четвертый теоретически возможный вариант реакции на глобализацию – тотальное ей сопротивление. Власти Мьянмы проводят политику изоляции страны от окружающего мира и полицейскими мерами стремятся сохранить традиционный уклад жизни и традиционные религиозные и идеологические ценности. Однако для буддистского мира такая реакция нехарактерна, и судя по тому, что властям Мьянмы для достижения своих целей приходится использовать чрезвычайные репрессивные меры, они не смогут устоять долго.

Действительно серьезное сопротивление глобализации оказывает большинство стран мусульманского мира, и там такое отношение к глобализации пользуется поддержкой большинства (или, по крайней мере, очень значительной части) населения. В последние годы мир является свидетелем того, как даже после определенных успехов глобализации и бесспорного социально-экономического прогресса происходит бурная реакция на модернизацию, и страны откатываются назад, возвращаясь к традиционному положению (Индонезия, Малайзия, ранее Иран). Создается впечатление, что стоит глобализации задеть какие-то корневые, глубинные стороны жизни мусульманских обществ, как в них закипает реакция отторжения, заложенная в самом генетическом коде их культуры. Чуть ли не единственным исключением вне стран, входивших ранее в СССР, является Турция, хотя и ее судьба, наверное, еще окончательно не предопределена.

Общественное мнение стран Запада отказывается признать ислам основным препятствием экспансии глобализации в страны мусульманской культуры, указывая на социально-экономические причины. Однако аналогичные социально-экономические условия в странах немусульманской культуры не приводят к столь же болезненной реакции на глобализацию. Вывод может быть только один – в существе мусульманского сознания и мусульманской религиозности есть нечто, принципиально противоречащее глобализации, утверждаемым ей ценностям и институтам. В отличие от различных христианских вероисповеданий, буддизма, индуизма, мусульманская религия требует следования определенному образу жизни, несовместимому (или, может быть, с большим трудом совместимого) с глобалистскими представлениями о демократии, правах человека (в том числе на свободу совести) и терпимости к инакомыслию.

В России невозможно выделить превалирующую реакцию на глобализацию. Ситуация осложнена парадоксальным самосознанием современной России. Строго говоря, глобализация пришла в Россию в конце 80-х гг. в безрелигиозное атеизированное общество и формально принесла вместе с демократией, политическими свободами и правами человека возрождение религии. За последние двадцать лет реальная религиозность хотя и выросла, но не драматически (в то время как приверженность основным принципам демократии и прав человека стала нормой для подавляющего большинства населения страны). По большинству показателей (участие в богослужении, молитве, причащении, вере в основные догматы христианства — в личного Бога, воскресение Христа, жизнь после смерти, посмертное воздаяние за грехи и т.д.), согласно многочисленным опросам, Россия – одна из наиболее безрелигиозных стран. В области морали Россия тоже не отличается особой приверженностью традиционным христианским ценностям. Распространение абортов, разводов, проституции и терпимость к ним, степень распада института семьи никак не ниже, чем в Западной Европе и очень значительно выше, чем в «бездуховных» США. Миллионы беспризорных детей – самый зримый и бесспорно позорный показатель степени приверженности России традиционной христианской морали.

Общественно-политическая позиция духовенства РПЦ, его отношение к государству и обществу находятся в жестком противоречии с глобализационным развитием общественного сознания русского народа. Социально-политическая ориентация большинства духовенства РПЦ, в т. ч. ее священноначалия носит антидемократический характер, враждебный принципам прав человека и политических свобод. От представителей РПЦ невозможно услышать проповеди об укреплении партийной системы, развитии свободы слова или свободы совести. Таким образом, духовенство РПЦ стоит не только «над партийными интересами», но и вне принятых обществом понятий о справедливом общественном устройстве. Опубликованные в 2000 г. «Основы социальной концепции РПЦ» утверждают идеальными для православия принципы государственного устройства абсолютной монархии Византии, с ее принципами симфонии церкви и государства. Но идеальным ее воплощением признается монархия российская: «У русских государей, в отличие от византийских василевсов, было иное наследие. Поэтому, а также в силу других исторических причин, взаимоотношения церковной и государственной власти в русской древности были более гармоничными». Демократическое правовое государство признается, лишь как результат секуляризации, с которым по необходимости приходится примириться.

Уникальная для современной христианской церкви антидемократическая идеология РПЦ, отсутствие в ней в настоящее время влиятельных реформаторских в социально-политической сфере движений – одно из существенных обстоятельств, отдаляющих Россию от Запада и сдерживающих социально-экономический прогресс.

Эволюция церковного сознания под давлением демократических и глобализационных процессов в недалеком будущем неизбежна, но ее отсутствие до сих пор – один из факторов провалов и поражений на пути строительства правового демократического государства в России, многочисленных пороков нашего общества. Наше бедственное положение имеет много причин, но среди них – не последняя – это отсутствие церковной проповеди, направленной на укрепление гражданских прав и демократических принципов, это отсутствие духовного и морального обоснования нашей демократии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Керимов РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого Президента России... Кафедра теории и истории политической науки...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 9. РЕЛИГИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
    Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению 030200 – «Политология»   Екатеринбург 2012 Ав

ТЕМА 1.РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Целью изучения вводной темы является ознакомление студентов с дисциплиной «Религия и политика» и ее широким спектром междисциплинарного характера. В центре внимания темы находятся вопросы, раскрыва

МИФОЛОГИЯ ВЛАСТИ
При изучении темы необходимо показать связь активизации общественно-политической мысли в греко-римской цивилизации с социально-экономическим, политическим, культурным развитием общества. Такой подх

ТЕМА 3.ХРИСТИАНСТВО В ЖИЗНИ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ
В круг основных факторов, определяющих вектор и динамику общественного развития той или иной страны, помимо экономических и политических, входят духовные компоненты: религия, культура и национальны

ТЕМА 4. КАТОЛИЦИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Светская власть на Западе рухнула уже в 476 г., и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Мелкие и мельчайшие королевства составляли политическую к

Методические рекомендации
Тема данного занятия предполагает самостоятельную проработку студентами учебной литературы по теме, возможна контрольная работа, дискуссия по проблемам взаимоотношений католицизма с политикой. Необ

Кейтли Т. Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. М., 2011.
5. Кондрусевич Т.Церковь и государство в Учении католической церкви // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 2. М., 2005. 6. Макиавелли Н. Государь (любое из

ТЕМА 5.ПРОТЕСТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Протестантизм родился в XVI в. как социально-идеологическое движение, направленное против католической церкви и феодальных порядков. С самого начала протестантизм был разнородным движением, не имев

ТЕМА 6. ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
В восточной части Римской империи, впоследствии названной Византией, во II в. сложилось явление цезарепапизма, т.е. превосходства императорской власти над властью церковной. На Востоке существовали

Методические рекомендации
Подготовка к семинарскому занятию предполагает изучение первоисточников, знакомство с развитием отечественной политики, которая формировалась в условиях взаимодействия с православной религией. Важн

ТЕМА 7. ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Из всех известных в VII в. религий лишь ислам с самого начала возникновения стал идеологическим и политическим обоснованием создания социально-экономического и государственного строя. Все органы уп

ТЕМА 8. ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, нач

Методические рекомендации
Занятие может носить комбинированный характер: сообщения, обсуждение, элементы дискуссии, контрольные задания по основным проблемам изучаемой темы. Подготовка к данному занятию предполагает работу

Методические рекомендации
Занятие может носить комбинированный характер: сообщения, обсуждение, элементы дискуссии, контрольные задания по основным проблемам изучаемой темы. Подготовка к данному занятию предполагает работу

Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. М., 2006.
2. Вагабов Н.М. Ислам и глобализация в современном мире. М., 2008. 3. Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003. 3. Глобализация и великие мировые религии: Христианство, Правосла

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ
Важным моментом при написании реферата является подбор соответствующей литературы. В конце каждой темы примерный список источников приведен, однако это не исключает, а наоборот, предполагает привле

Б) Христианство
Апокалипсис–еврейский или христианский письменный источник, датируемый периодом с 200 г. до н.э. до 200 г. н.э., содержащий пророчества, касающиеся конца света, выраженные в яркой

В) Ислам
Аббасиды–мусульманская династия (750—1258) с центром в Ираке (Багдад), в эпоху правления которой исламская цивилизация достигла зрелости. Аллах – арабское

Часть 2. Политика
Абсентеизм(лат. absentia – отсутствие) – уклонение от политического участия, политическая апатия. Абсолютизм (лат. absolutus – безусловный) – форма правле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги