МИФОЛОГИЯ ВЛАСТИ

При изучении темы необходимо показать связь активизации общественно-политической мысли в греко-римской цивилизации с социально-экономическим, политическим, культурным развитием общества. Такой подход позволяет вычленить системообразующие моменты, которые помогают понять процессы политизации религии. Религия как регулятивная и коммуникативная основа общественно-политической жизни в течение долгого времени играла главенствующую роль. Ею были выработаны механизмы воздействия на поведение людей и моральные стимулы для подчинения власти. Античные политические представления, опираясь на мифологию власти, создали конструкцию политической культуры как симбиоз культуры и религиозных традиций.

Подготовка к данному занятию предполагает работу с основными понятиями по предмету, изучению первоисточников. Семинарское занятие может быть проведено в форме «круглого стола», где студенты, используя материалы научной и учебной литературы, делают краткие сообщения различных концептуальных подходов к теории политики, о политической жизни античных обществ и взаимоотношений с религией.

План семинара:

1. Исходные формы греческой политической мысли. Фюсис, Космос, Логос, Номос.

2. Полис как гражданско-религиозная община и его кризис.

3. Формы религиозных объединений в Греции, их роль в политической жизни.

4. Римская сакрально-политическая традиция и ее отличия от греческой.

Проблемно-поисковые вопросы для изучения и обсуждения:

1. Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем в странах Запада?

2. В чем сущность религиозно-мифологической и философско-этической трактовки политики?

3. Как вы прокомментируйте следующее высказывание Э. Гиббона: «Все религиозные культы, существовавшие в Древнем Риме, народ считал одинаково истинными, философы — одинаково ложными, а правители — одинаково полезными»?

 

Темы для докладов и сообщений:

1. Софисты и проблематизация сакральных оснований политики.

2. Платон и Аристотель: взгляды на политику.

3. Империя как универсальный сотериологический проект.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности полисной культуры и процессов зарождения политической теории в Древней Греции.

2. Что нового внесли греческие софисты в политическую теорию?

3. Раскройте содержание политической философии Сократа и Платона.

4. Назовите основные идеи политической теории Аристотеля.

5. Что нового внес в политическую теорию Цицерон?

 

Основная литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб пособие для вузов. М., 2006.

2. Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 2005.

3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов. М., 2008.

4. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. Учеб. пособие. М., 2006.

5. Теория политики: учебное пособие под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008.

 

Дополнительная литература:

1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. СПб., 2001.

2. Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М., 2001.

3. Кнабе Г.С. Историческое пространство Древнего Рима // Idem. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1994.

4. Парамонов Б.М. Пантеон. Демократия как религиозная проблема // Социо-Логос. Вып.1. М., 1991.

5. Федорова М.М. Классическая политическая философия. М., 2001.

6. Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.