рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА 5.ПРОТЕСТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ТЕМА 5.ПРОТЕСТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ - раздел Религия, А.А. Керимов. Религия и политика Протестантизм Родился В Xvi В. Как Социально-Идеологическое Движение, Направл...

Протестантизм родился в XVI в. как социально-идеологическое движение, направленное против католической церкви и феодальных порядков. С самого начала протестантизм был разнородным движением, не имевшим единой организации. В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций. Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования.

Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой мог проповедовать каждый. Не удивительно отсюда, что протестанты в политике тяготели к демократии. Действительно, именно протестантские страны и стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.

Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры (как папство для католицизма), приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий. Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями.

Предпосылками формирования доктрины протестантизма послужили учения купца-еретика Пьера Вальдо (проживавшего в г. Леоне в XII в.) и идеолога бюргерской ереси в Англии Джона Уиклифа (XIV в.), которые выступили против обмирщения католической Церкви, и обострившаяся дисгармония общественных отношений, связанная с повышением в то время значимости и ценности человеческой жизни, с одной стороны, и с возросшей эксплуатацией народа со стороны власти, с другой. Не власть (светская или церковная), а праведность, - говорили эти пророки Средневековья, - служит основой человеческого общества; не хватать и отнимать нужно, а делиться с другими людьми, сотрудничать с ними и даже любить их; не гордость похвальна, а смирение, не безграничное богатство, а благородная добровольная бедность и чистота.

В то же время для правящих классов, как правило, характерно отсутствие должного ощущения перемен. Их зачастую расслабляет то изобилие земных благ и удовольствий, которые они привыкли присваивать себе эгоистическим и беспощадным образом. Это приводило к разочарованиям в самой власти, в бытовавших сферах ценностных ориентиров материального преуспевания, что, в итоге, превращало власть в тормоз целенаправленному и осмысленному ходу жизни сообществ. Поэтому на первом этапе зарождения протестантизма вектор его протеста был ориентирован против власть предержащих. Это было, по сути дела, покаянной попыткой вернуться к образу жизни ранних христиан, презиравших земные блага и коварные искусы торговли.

В отдельных странах, таких как Англия, где различные протестантские движения приобрели значительный общественный вес, государственная власть осмотрительно прислушивалась к их требованиям. Например, уже в 1601 г. Елизавета I под влиянием индепендентов подписала Указ 43 (получивший название Закона «О бедности»), основные положения которого впоследствии применили в своих национальных законодательствах практически все европейские страны. Суть Указа 43 состояла в признании необходимости применения всей силы государственной власти для борьбы с нищетой. Каждому городу и населенному пункту предписывалось заботиться о нетрудоспособных и престарелых нуждающихся гражданах.

Если добровольные пожертвования оказывались недостаточными, то судьи должны были (имели на это законное право) налагать «контрибуцию» на всех состоятельных жителей города, которые отказывались жертвовать сообразно своим средствам. При этом организацию распределения собранных средств предлагалось осуществлять церковным приходам, что позволяло легко выявлять категории нуждающихся и оказывать им адресную поддержку.

Данный механизм явился не только мощным правовым, экономическим и социальным средством искоренения вопиющих форм нищеты, но и формой упорядочения общественной жизни на принципах сострадания и солидарной помощи.

В систематизированном виде социальное учение протестантизма было сформулировано в ходе религиозной Реформации в Западной Европе (в XVI - XVIII вв.) его апологетами – Мартином Лютером, Жаном Кальвином, развито в XIX и особенно в XX в. Карлом Бартом, Дитрихом Бонхоффером и рядом других богословов данного ответвления христианства. Следует отметить, что социальное учение протестантизма не отличается цельностью. В нем присутствуют различные направления.

Однако общим его ядром, по мнению Сергея Булгакова и Макса Вебера, являются догматические положения, касающиеся способа спасения души и обретения вечной жизни, по сути дела, центрального вопроса всех течений христианства. Но в протестантстве этот вопрос приобрел особый масштаб и статус на основе следующей схемы догматических положений.

Постулат предопределенности в вопросе спасения души каждого христианина, что известно исключительно только Богу, объясняет центральную задачу, решаемую человеком в течение земной жизни: найти ответ о спасении души возможно с помощью активной профессиональной деятельности, самоотверженного труда для этого.

В результате таких установок индивидуум ориентирован на активную хозяйственную деятельность на основе твердых религиозных правил, главным из которых выступал постулат долга и ответственности перед Творцом.

Практическим воплощением положений доктрины протестантизма являются различные формы социальной помощи и организации социальной защиты с помощью профессиональных союзов и политических партий.

Методические рекомендации:

Подготовка к данному занятию предполагает работу с основными понятиями по теме, изучению первоисточников. Используя материалы научной и учебной литературы, студенты делают краткие сообщения различных концептуальных подходов в рамках протестантизма, о политической жизни средневековых обществ и взаимоотношений с религией.

Часть семинарского занятия предполагается провести в форме учебной игры. При подготовке игры несколько студентов должны ознакомиться с позициями различных направлений протестантизма. Цель игры заключается в уяснении сущности Реформации. По итогам занятия студенты должны знать, чем была вызвана Реформация, каковы были взаимоотношения первых протестантов с политической властью, какие социальные силы были вовлечены в данный процесс, чем был вызван раскол в лагере протестантов – между сторонниками М. Лютера и Т. Мюнцера.

План семинара:

1. Зоны распространения и влияния протестантизма в современном мире.

2. Протестантизм религия буржуазии.

3. Социальная доктрина протестантизма.

4. Политическая роль протестантизма на национальном и международном уровнях.

Проблемно-поисковые вопросы для изучения и обсуждения:

1. Подумайте над высказыванием «Протестантизм - источник зла или Божие движение?». Обозначьте свою позицию и аргументируйте.

2. Реформационное движение было социально неоднородным и очень быстро разделилось на два лагеря, бюргерско-умеренный, возглавляемый Мартиным Лютером, и плебейско-революционный, крупнейшим представителем которого в Германии был Томас Мюнцер. Объясните причины данного раскола.

3. «Человек должен отказаться от услуг своей церкви, так же как он отказывается от услуг своего лакея, если тот его не устраивает», - отмечал С. Батлер. Как вы считаете, насколько данное высказывание отражает сущность европейской Реформации?

 

Темы для докладов и сообщений:

1. Христианство и реформация.

2. Протестантизм в Европе и США.

3. Лютеранские и реформаторские церкви в России.

4. Труд и капитал в социальной доктрине протестантизма.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое протестантизм?

2. Охарактеризуйте основные принципы протестантизма.

3. Чем протестантизм отличается от католицизма?

4. Чем отличается современный протестантизм от протестантизма Реформации?

5. Каковы особенности идеологии и политики протестантизма?

 

Основная литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб пособие для вузов. М., 2006.

2. Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 2005.

3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов. М., 2008.

4. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. Учеб. пособие. М., 2006.

5. Теория политики: учебное пособие под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008.

Дополнительная литература:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Керимов. Религия и политика

Фгаоу впо уральский федеральный университет имени первого президента России.. кафедра теории и истории политической науки..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 5.ПРОТЕСТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
    Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению 030200 – «Политология»   Екатеринбург 2012 Ав

ТЕМА 1.РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Целью изучения вводной темы является ознакомление студентов с дисциплиной «Религия и политика» и ее широким спектром междисциплинарного характера. В центре внимания темы находятся вопросы, раскрыва

МИФОЛОГИЯ ВЛАСТИ
При изучении темы необходимо показать связь активизации общественно-политической мысли в греко-римской цивилизации с социально-экономическим, политическим, культурным развитием общества. Такой подх

ТЕМА 3.ХРИСТИАНСТВО В ЖИЗНИ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ
В круг основных факторов, определяющих вектор и динамику общественного развития той или иной страны, помимо экономических и политических, входят духовные компоненты: религия, культура и национальны

ТЕМА 4. КАТОЛИЦИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Светская власть на Западе рухнула уже в 476 г., и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Мелкие и мельчайшие королевства составляли политическую к

Методические рекомендации
Тема данного занятия предполагает самостоятельную проработку студентами учебной литературы по теме, возможна контрольная работа, дискуссия по проблемам взаимоотношений католицизма с политикой. Необ

Кейтли Т. Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. М., 2011.
5. Кондрусевич Т.Церковь и государство в Учении католической церкви // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 2. М., 2005. 6. Макиавелли Н. Государь (любое из

ТЕМА 6. ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
В восточной части Римской империи, впоследствии названной Византией, во II в. сложилось явление цезарепапизма, т.е. превосходства императорской власти над властью церковной. На Востоке существовали

Методические рекомендации
Подготовка к семинарскому занятию предполагает изучение первоисточников, знакомство с развитием отечественной политики, которая формировалась в условиях взаимодействия с православной религией. Важн

ТЕМА 7. ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Из всех известных в VII в. религий лишь ислам с самого начала возникновения стал идеологическим и политическим обоснованием создания социально-экономического и государственного строя. Все органы уп

ТЕМА 8. ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, нач

Методические рекомендации
Занятие может носить комбинированный характер: сообщения, обсуждение, элементы дискуссии, контрольные задания по основным проблемам изучаемой темы. Подготовка к данному занятию предполагает работу

ТЕМА 9. РЕЛИГИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимовлияние культур – процесс, постоянно усиливающийся уже в течение нескольких веков. Но последние десятилетия придали этому процессу качественно новую глубину и силу, что и привело к возникнове

Методические рекомендации
Занятие может носить комбинированный характер: сообщения, обсуждение, элементы дискуссии, контрольные задания по основным проблемам изучаемой темы. Подготовка к данному занятию предполагает работу

Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. М., 2006.
2. Вагабов Н.М. Ислам и глобализация в современном мире. М., 2008. 3. Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003. 3. Глобализация и великие мировые религии: Христианство, Правосла

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ
Важным моментом при написании реферата является подбор соответствующей литературы. В конце каждой темы примерный список источников приведен, однако это не исключает, а наоборот, предполагает привле

Б) Христианство
Апокалипсис–еврейский или христианский письменный источник, датируемый периодом с 200 г. до н.э. до 200 г. н.э., содержащий пророчества, касающиеся конца света, выраженные в яркой

В) Ислам
Аббасиды–мусульманская династия (750—1258) с центром в Ираке (Багдад), в эпоху правления которой исламская цивилизация достигла зрелости. Аллах – арабское

Часть 2. Политика
Абсентеизм(лат. absentia – отсутствие) – уклонение от политического участия, политическая апатия. Абсолютизм (лат. absolutus – безусловный) – форма правле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги