рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

V. ДВА ОСНОВНЫХ ЗАКОНА

V. ДВА ОСНОВНЫХ ЗАКОНА - раздел Религия, Братство религий Существует Два Закона: Закон Раскрытия Духа В Материальных Проводниках И Зако...

Существует два закона: закон раскрытия Духа в материальных проводниках и закон

роста или эволюции этих проводников.

Первый закон есть Закон Действия и Противодействия, известный в наши дни под

восточным выражением "карма". Карма есть санскритское слово, выражающее

действие, а следовательно и противодействие, так как то и другое неразделимы:

"действие и противодействие равносильны и противоположны" — говорит наука. Где

есть действие, там неизбежно должно быть и противодействие, в этом заключается

закон материальных миров; каждый предмет находится в связи и в соотношении с

другими предметами, и благодаря этим соотношениям они развиваются. Поэтому карма

является законом эволюции для человеческих тел, безразлично, состоят ли они из

тонкой или из плотной материи. Материя находится в постоянном движении, в

постоянных вибрациях, и Дух, воплощенный в материи, не может избежать этого

закона. Происходит это потому, что каждая перемена в сознании Духа — каждое

желание, каждая мысль, каждая деятельность — сопровождается изменением вибраций

в облекающих его телах, и каждая вибрация, идущая извне от объектов мира, в

котором он живет, и отзывающаяся в его телах, вызывает в нем перемену сознания.

Это — неизбежное и постоянное соотношение между Духом и материей, между Жизнью и

формой, в которой она воплощается. Все эти перемены управляются Законом Действия

и Противодействия, Причины и Последствия, Законом Эволюции Материи.

Второй закон есть Закон Жертвы, столь же всеобщий в царстве Духа, как Закон

Действия и Противодействия в царстве материи. Раскрытие Духа происходит по

Закону Жертвы так же, как развитие тела совершается по Закону Действия и

Противодействия. Дух живет и побеждает благодаря жертве так же, как тело растет

и развивается благодаря мудро направленной деятельности; вот почему духовное

сознание провозглашает: "Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в

мире сем сохранит ее в жизнь вечную"79 и "блаженнее давать, нежели принимать".80

"Естественный закон" есть выражение божественной Природы, и он неизменен и

ненарушим; мы не можем изменить его, мы можем лишь нарушить его, и такое

нарушение, ставя нас в единоборство с законом, приносит страдание. Мы

разбиваемся о него так, как разбился бы человек, ударившийся о скалу. Кроме

того, у естественного закона нет ни наград, ни наказаний, а только неизбежные

последствия, и эти-то последствия раскрывают существование закона. Радость и

страдание следуют по мере выполнения или нарушения закона.

Закон Действия и Противодействия

Божественная Воля требует праведности, и все нарушающие ее должны неизбежно

страдать. Отсюда постоянные предупреждения Мудрецов и Пророков, что все, идущее

против праведности, служит причиной страдания. Так, Будда говорит:

Если человек говорит или действует с злою мыслью, страдание следует за ним

неотступно, как колесо за пятою влекущего повозку вола... Если человек говорит

или действует с доброю мыслью, радость следует за ним, как тень, никогда его не

покидающая.81

Апостол Павел выразил это очень сильно:

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.82

В физическом мире никто не отрицает ненарушимости физических законов; признано,

что благодаря знанию человек может уничтожить действие одного закона,

противополагая ему действие другого закона, и таким путем достигнуть цели, к

которой он стремится. Но "природа побеждается послушанием", и именно тот факт,

что закон ненарушим, и делает науку возможной. Но закон так же ненарушим в

сверхфизических мирах, как и в физическом, ибо все миры построены и

поддерживаются Богом, и закон в них действует по трем главным линиям, исходящим

из нашего троичного Духа, из Троицы, которая составляет наше высшее Я.

Нашей Волей, которая выражается и как желание, мы привлекаем к себе или

отталкиваем от себя окружающие предметы: то, чего мы страстно желаем или

решительно хотим, приближается к нам. Таким образом, действие нашей воли или

нашего желания на предметы или на окружающих нас людей вызывает как

противодействие их приближение или их удаление от нас; так называемые счастливые

люди отличаются всегда сильными желаниями или сильной волей; исходящий от них

магнетизм привлекает к ним то, чего они желают. Сила эта должна быть выдержанная

и сильная, чтобы действовать быстро, но она всегда действительна, и внимательное

изучение окружающего нас мира доказывает с полною очевидностью существование

этой силы как в нас, так и в других. Это — отражение божественной Воли в нас,

Воли, говорящей: "Да будет и — взирай — оно есть".83 Здесь уместно будет

вспомнить отношение Данте к Божеству, как совмещающему Волю и Действие в едином

акте.

Мыслями нашими мы создаем характер, ибо часто повторяемая мысль делается

привычкой, а привычка со временем кристаллизуется в постоянное качество или в

свойство нашего характера. Мысль есть причина действия и для духовного взора

представляет скрытую сторону последнего:

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже

прелюбодействовал с нею в сердце своем.84

То, что пребывает в мысли, выполняется телом:

Человек создается мыслью; о чем он думает в одной жизни, тем он становится в

другой.85

Все, что мы представляем из себя, есть последствие того, о чем мы думали: оно

основано на наших мыслях, оно сделано нашими мыслями.86

Нашею деятельностью — нашим воздействием на других — мы вызываем равносильное

обратное действие на самих себя. Счастье, изливаемое на других, означает

счастье, обратно устремляющееся на нас: страдание, причиняемое другим, действует

как равносильное страдание на нас.

Как бы сурово ни казалось это учение, оно проникнуто тою прекрасною суровостью

природы, посредством которой Бог приводит наши воли в гармонию со Своей Волей.

Благодаря той радости, которая следует за праведностью, благодаря страданию,

которое сопровождает зло, мы научаемся приводить наши воли в созвучие с Волей,

руководящей мирами. Человек может сеять то семя, которое захочет, но, посеяв

его, он соберет жатву именно с этого семени, а не с другого. Благодаря этому он

научается собирать доброе семя.

В таком мире, который управляется незыблемым законом, человек может подвигаться

с уверенностью; добрые желания привлекут к нему хорошие предметы, добрые мысли

построят для него хороший характер; добрые дела создадут хорошие внешние условия

для его существования на земле. Таким путем тела его будут становиться все более

совершенными орудиями Духа и приближаться все более к совершенству.

Закон жертвы

Жертва есть излияние жизни на пользу других, и этот закон раскрывающегося Духа

есть та основа, на которой строятся и которая поддерживает миры. Все мировые

религии в разнообразных символах признают жертву в основе божественного

проявления. Индусы символизируют зарю божественного проявления "жертвенным

конем"87 и поют о верховном Духе (пуруша), жертвующем собой, чтобы вызвать к

жизни миры;88 христианин говорит об Агнце, "закланном от создания мира";89

последователи Зороастра говорят о времени, когда не существовало ни земли, ни

неба, и Зервана путем жертвы вызвал проявление Ахура-Мазды (Ормузд), Творца.90

Это излияние божественного Духа в целях создания вселенной кладет на творчество

печать Жертвы и заставляет нас понимать, что для Духа жертва есть радостное

выражение жизни, а не скорби, как это кажется для нашего телесного бытия.

Для духовного человека сказано следующее:

Быть носителем Его света, посланником Его сострадания, работником в Его царстве

— вот жизнь, которую стоит прожить. Ускорить человеческую эволюцию, служить

Благому Закону, приподнять тяжелую ношу мира — вот что составляет радость Самого

Господа.

Как непосредственное излияние Жизни Бога, Дух является родником, питаемым из

неистощимого источника, и чем более из него изливается, тем более и вливается в

него. В материальных мирах связывает бесконечная цепь причин и последствий,

причем каждое последствие становится новой причиной, и так продолжается без

конца; воистину, "мир связан действием",91 и каждое совершенное действие

является новыми путами. Но то действие, которое совершается как часть

божественной Деятельности, когда делающий является лишь посредником, ничего не

ища и ничего не желая для себя как для отдельного "я", такое действие,

совершаемое как жертвоприношение — "вот, иду исполнить волю Твою, Боже",92 — не

связывает, ибо здесь целое действует через свою часть, а не часть стремится для

себя захватить от целого, ибо сказано, что действие не связывает, "если

совершается как жертва".93 В этом заключается путь к освобождению: материя

связывает деятельностью, Дух освобождает жертвой; таким образом Дух торжествует

над материей, Бессмертный Человек — над своими оболочками: человеческая воля

сливается воедино с божественной Волей. "Ему мы покорны",94 и человек

предоставляет тело свое в "жертву живую, святую, благоугодную Богу".95

 

 

Из индусских Священных Писаний

Как может быть в этой вселенной какое-либо беспричинное действие?

Деви Бхагавата, I, 74

Все, сам Брахма и все остальные, находятся под владычеством закона, о Царь!

Там же, IV, II, 8

Посредством своей кармы воплощенный Дух может стать Индрой, силой своей кармы он

становится сыном Брахмы. Посредством своей кармы он может стать слугою Гари и

освободиться от рождений. Силой своей кармы он может без сомнения достигнуть

совершенства, бессмертия. Посредством своей кармы он может достигнуть

четверичного освобождения... связанного с Вишну. Кармой человек может достигнуть

божественности и человечности и владычества над мировым царством, а также и

состояния Шивы и Ганеши.

Там же, IX, XXVII, 18-20

Воистину человек есть создание желаний своих; каково его желание, такова его

мысль; какова его мысль, таково его действие; подобно тому, как он действует,

так он и достигает. Так воистину желающий идет своими деяниями к предмету, в

который погружен его ум.

Брихадараньяка упанишада, IV, VI, 5, 6

Преданный плодам деятельности, каковы бы ни были действия, совершаемые алчным

человеком, эти добрые или худые плоды, которыми он действительно наслаждается,

несут с собой то или иное переживание. Подобно рыбам, плывущим против течения,

направляются деяния прошлой жизни на их творца. Воплощенное существо испытывает

счастье за свои добрые дела и скорбь за свои худые дела.

Махабхарата, Шантипарва, CCI, 23

Ничто не может дать отпрыск без семени. Никто не может обрести счастья, не

совершив деяний, ведущих к счастью.

Там же, CCXCI, 12

Действие, рождающееся от ума, от речи и от тела, производит или благие или

дурные результаты; положения людей, и высшие, и средние, все имеют свою причину

в деяниях.

Ману-смрити, XII, 3

Признав своим умом эти переходы индивидуальной души, имеющие свой корень в

заслуге и незаслуге, да устремит человек всегда свое сердце к заслуге.

Там же, XII, 23

Воистину человек создается мыслью: то, о чем он думает в одной жизни, тем он

становится в другой.

Чхандогья упанишада, III, XIV, 1

Брахма Самосущий, совершал тапасы.96 Он размыслил: "В тапасах нет бесконечности.

Отдам Себя Я в жертву живым существам, и да пребудут все живые существа во Мне".

И принесши Себя Самого в жертву всем живым существам и дав всем живым существам

пребывать в Нем Самом, Он обрел величие, славу97 и господство.

Шатапатха-брахмана, XIII, VII, 1

Ом! заря (творения) воистину есть глава принесенного в жертву коня.

Брихадараньяка упанишада, I, i, 1

Праяпати произвело человечество актом жертвы.

Бхагавадгита, III, 10

Взирай лишь на дело, а не на плоды его; да не будут побуждением твоим плоды, но

бездействию также не предавайся. В слиянии с божественным, совершай деяния, о

Дхананджая, отказавшись от желания, уравновешенный и в успехе, и в неудаче.

Там же, II, 47,48

Мир скован всеми действиями, кроме совершенных ради жертвы: ради жертвы свободно

и ты исполняй свои действия, о сын Кунти!

Там же, III, 9

Тот, кто, утратив желания, достиг освобождения, чьи мысли покоятся в мудрости,

совершает действия жертвы ради; и все деяния его растворяются.

Там же, IV, 23

Не для того этот мир, кто не жертвует, тем более мир иной, о лучший из Куру!

Там же, IV, 31

Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар,

какой бы подвиг ни совершал ты, о Каунтея, все это совершай как приношение Мне.

Так освободишься ты от оков деяний, рождающих добрые и дурные плоды; сам

уравновешенный йогой отречения, ты придешь ко Мне, когда обретешь свободу.

Там же, IX, 27,28

Погрузи свой ум в Меня, будь предан Мне, жертвуй Мне, простирайся ниц перед

Мною, и ты приидешь ко Мне. Я даю тебе Мое обетование, ты дорог Мне.

Там же, XVIII, 65

Человек, отказывающийся от жестокости, как бы всегда совершает жертвоприношения.

Махабхарата, Анушасанапарва, С XVII, 4

 

 

Из Священных Писаний парсов

О люди! учитесь этим законам счастья и скорби, которые установил Ахура-Мазда;

они приносят на долгое время страдание злым, а справедливым блаженство, через

которое они достигают счастья.

Агунавад Гата, XXX, 11

О Ахура-Мазда!.. Ты определил мзду тому, кто трудится в жизни, и тому, кто не

трудится. Из них тот, кто трудится для блага мира, избирается святым учителем,

через которого изливается Благой Разум. Никогда, о Мазда! праздный и ленивый не

обретает благости Благого Закона.

Там же, XXXI, 9

Согласно законам древних времен, Рату окажет высшую справедливость и святому, и

злому, и тому, которого добрые и злые дела находятся в равновесии.

Там же, XXXIII, 1

О Ахура-Мазда!.. Я приношу Тебе прежде всего бессмертие, правду, силу и счастье,

которые мы обретаем делами, словами и преданностью.

Там же, XXXIV, 1

Вплоть до самого конца творения ты воздашь, согласно Своему правосудию, по их

делам и словам, так что злому будет худо, а добрый получит благословение.

Уштавад Гата, хIiii, 5

Если вы не пожелаете исполнить эти учения, как я понимаю их, то конец вашей

жизни будет погибель.

Там же, xIv, 3

Душа святого жаждет бессмертия; тяжелая скорбь ожидает неблагочестивого.

Там же, 7

Огонь гнева желающего оскорбить Меня не оскорбит Меня своими действиями; но он

пожнет возмездие посредством злобы, которая не даст ему вкушать счастье.

Там же, xIvi, 8

Злого ожидает долгая скорбь, праведного ждут награда и счастье.

Ясна, XXX, 11

Ты уготовил пути для того, кто следует трудолюбию, и для того, кто не

трудолюбив.

Ясна, XXXI, 9

Обманывающий праведного имеет надолго обитель в мраке, его пища нечиста, и его

крики — стоны. О грешники! Мотивы ваших действий вас приведут к миру мрака.

Там же, 20

Тому, кто мыслями своими и действиями показывает, что он друг Ему, Сам

Ахура-Мазда обещает полноту и бессмертие, богатство, гармонию, могущество и

Благой Разум.

Там же, 21

До конца мира Ты Своим правосудием воздашь награду согласно слову и действию,

зло злому и благословление доброму.

Там же, хIiii, 5

 

 

Из еврейских Священных Писаний

Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека.

Бытие, 9:6

И обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе

сегодня... с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле.

Второзаконие, 30:2,9

Да обратит Господь кровь его на голову его за то, что... поразил мечом, без

ведома отца моего Давида.

3 Царств, 2:32

Царь приказал новым письмом, чтобы злой замысл Амана, который он задумал на

Иудеев, обратился на голову его, и чтобы повесили его и сыновей его на дереве.

Есфирь, 9:25

Оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его.

Иов, 4:8

Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на

его голову, и злодейство его упадет на его темя.

Псалтирь, 7:16, 17

И у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

Псалтирь, 61:13

Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.

Притчи, 11:3

Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Там же, 26:27

Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Кто

передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может

подвергнуться опасности от них.

Екклезиаст, 10:8-9

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь

его.

Там же, 11:1

Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не

грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь

грабительства, разграбят и тебя.

Исаия, 33:1

Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело

для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и

Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.

Там же, 59:1-2

Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя.

Иеремия, 2:19

Он не уцелеет. Посему так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он

презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову.

Иезекииль, 17:18-19

И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его и воздам

ему по делам его.

Осия, 4:9

Сейте себе в правду, и пожнете милость.

Осия, 10:12

Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на

голову вашу. И предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они

продадут их Савеям, народу отдаленному.

Иоиль, 3:7-8

Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы

построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные

виноградники, а вино из них не будете пить.

Амос, 5:11

Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих... Клялся Господь

славою Иакова: поистине, во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется

ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней?

Там же, 8:4,7-8

Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за

пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем.

Аввакум, 2:8

Чем кто согрешает, тем и наказывается.

Премудрость Соломона, 11:17

Тот, который столь многих изгнал из отечества, сам погиб на чужой стороне...

Оставивший многих без погребения, он сам остался неоплаканным и не удостоен ни

погребения, ни отеческого гроба.

2 Маккавейская, 5:9,10

Ибо когда он совершил много грехов против алтаря Господня, которого огонь и

пепел был свят, то и получил смерть в пепле.

Там же, 13:8

Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за

грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о

мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

Псалтирь, 39:7-9

Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их... Пусть, как

вода, течет суд, и правда — как сильный поток!

Амос, 5:22,24

С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать

ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?... О, человек! сказано

тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо,

любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Михей, 6:6,8

 

 

Из буддийских Священных Писаний

Если человек говорит или действует с дурной мыслью, то страдание следует за ним,

как колесо следует за ногою вола, везущего телегу... Если человек говорит или

действует с чистой мыслью, то счастье следует за ним, как не покидающая его

тень.

Дхаммапада, I, 1, 2

Зло, совершенное самим человеком, саморожденное, самовоспитанное, разбивает

безумца, как алмаз разрезает даже драгоценный камень.

Там же, XII, 161

Наши деяния не потеряны; они несомненно вернутся, и родивший их встретит их;

безумный, творящий грех, испытает в другом мире скорбь в себе самом.

Кокалья-сутта, 10

Подобно тому, как звук принадлежит барабану, а тень субстанции, так несчастье

будет уделом того, кто творит зло.

Катена буддийских Священных Писаний

Даже и тот, кто совершил не много добра, находит в этом мире и в другом счастье

и большую пользу, как семя, пустившее крепкие корни... Совершивший зло не может

освободиться от него; он мог это сделать давным-давно, он мог бы это сделать в

одиночестве, но он не может его выбросить; и когда оно созрело, он не может от

него освободиться.

Уданаварга, XXVIII, 25, 30

 

 

Из христианских Священных Писаний

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и

какой мерою мерите, такою и вам будут мерить.

От Матфея, 7:1-2

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с

ними, ибо в этом закон и пророки.

Там же, 7:12

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника

смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево

приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево

худое приносить плоды добрые.

Там же, 7:16-18

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ

в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Там же, 12:36-37

Воздает каждому по делам его.

Там же, 16:27

Все, взявшие меч, мечом погибнут.

Там же, 26:52

Не осуждайте и не будете осуждены... Давайте, и дастся вам: мерою доброю,

утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою

мерою мерите, такою же отмерится и вам.

От Луки, 6:37,38

Мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела... Который воздаст

каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести

и бессмертия, — жизнь вечную; а тем; которые упорствуют и не покоряются истине,

но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека,

делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир

всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия

у Бога!

Римлянам, 2:2,6-11

Каждый получит свою награду по своему труду.

1 Коринфянам, 3:8

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и

пожнет.

2 Коринфянам, 9:6

Конец их будет по делам их.

Там же, 11:15

Каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в

другом, ибо каждый понесет свое бремя... Не обманывайтесь: Бог поругаем не

бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет

тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем,

ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Галатам, 6:4-5,7-9

Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или

свободный.

Ефесянам, 6:8

А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.

Колоссянам, 3:25

Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Послание Иакова, 3:18

И воздам каждому из вас по делам вашим.

Откровение, 2:23

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву

живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего.

Римлянам, 12:1

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию.

1 Коринфянам, 10:31

Мы же, как споспешники.

2 Коринфянам, 6:1

Служа с усердием, как Господу, а не как человекам.

Ефесянам, 6:7

И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса

Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Колоссянам, 3:17

Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны

Богу.

Евреям, 13:16

И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое,

чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... Но вы —

род избранный, царственное священство.

1 Послание Петра, 2:5,9

 

 

Из Священных Писаний ислама

Без сомнения, Бог не остается глух к делам вашим, покупающие себе блага этого

мира ценою будущей жизни не получат облегчения в наказании, ожидающем их и им не

будет оказано помощи.

Коран, 2:79-80

Бог никого не обидит даже на вес атома, за добрые деяния Он отплатит вдвойне и

дарует щедрую награду.

Там же, 4:44

Мужчины и женщины, все, кто творят добрые дела и в то же время принадлежат к

числу верующих, войдут в рай и не будут лишены награды ни на мельчайшую пылинку.

Там же, 4:123

Всякая душа займет ступень, соответствующую ее деянию. Господь не оставляет без

внимания деяния их.

Там же, 6:132

Творящим добро добром и воздается с излишком. Ни черный цвет, ни стыд не

коснется блеска лица их... Те же, кто поступают дурно, получат возмездие

сообразно с совершенным им злом; позор покроет их, и лица их станут черными, как

покров беспросветной ночи.

Там же, 10:27,28

Вот, скажут они, пища, в которой не будет у нас никогда недостатка. Да так

будет. Но самое ужасное место приготовлено для людей вероломных.

Коран, 38:54-55

Всякий, кто совершает благие дела, творит их к собственной выгоде; тот же, кто

делает зло, делает его себе на погибель, ведь Бог не тиран людям.

Там же, 41:46

Если вас поражает какое-нибудь бедствие, то поражает за деяния рук ваших.

Там же, 42:29

У всех есть степени, степени деяний их для того, чтобы Господь мог точно воздать

каждому сообразно с делами его, чтобы никто не получил оскорбления.

Там же, 46:18

Мы создали человека и знаем, что душа его сказала вслух; мы ближе к нему, чем

его собственная становая жила. Когда два ангела, на которых возложена была

обязанность собрать слова человека, начинают собирать их, один садится одесную,

другой ошую и не произносит он ни одного слова, которое наблюдатель не отметил

бы тотчас же.

Там же, 50:15-17

Там все вписано, и великое и малое, все, что они делают, отмечено в книге сей.

Там же, 54:53

Воистину, эти ваши деяния вернутся к вам, так что вы сами творцы своего

собственного наказания.

Изречение Магомета

Мудр и разумен тот, кто побеждает свои плотские желания и надеется на награду;

невежествен тот человек, который удовлетворяет своим похотям и при этом просит

прощения у Бога.

Изречение Магомета

Какое бы испытание вас ни постигло, оно постигает вас в силу того, что сделано

вашими руками.

 

 

Из Священных Писаний сикхов

Ты пожнешь плод своих деяний в близком или далеком будущем.

Джанджи Гуру, I

Что посеял ты, то и пожнешь, жатва состоит из карм.

Бара Мага Мажха Гуру, V

 

 

VI. ТРИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Миры, в которых протекает жизнь человека, обозначаются различными именами.

Различны и подразделения этих миров, также и продолжительность, приписываемая

пребыванию человека в каждом из них. Но под всеми этими различиями нетрудно

уловить одни и те же основные линии.

Оставив на время различия, мы увидим следующие общие положения:

I. Физический мир, в котором человек живет во время своего воплощения в

физическом теле. Это — мир причин, где человек производит свой посев; жатву он

будет собирать по ту сторону смерти. Это обстоятельство и придает такое большое

значение физическому миру, несмотря на то, что пребывание в нем человека

сравнительно непродолжительно.

II. Мир, куда человек переходит после смерти, называется различными именами и

имеет много подразделений — рай, чистилище, страна вечного лета, ад, страна

желаний (камалока), страна духов (преталока); все эти названия относятся к

промежуточным состояниям, иногда вполне счастливым, иногда страдальческим,

иногда очистительным, иногда служащим для отбывания наказания, но не к состоянию

совершенного блаженства или — с точки зрения тех, кто еще верит в такую идею, —

не к состоянию вечной безнадежной скорби.

III. Небесный мир, откуда исключено все злое, куда "не войдет ничто нечистое",98

где радость, выше всякого земного представления, и мир, превышающий всякое

человеческое понимание, составляют удел всех, блаженно пребывающих в нем.

Таковы три мира человеческой эволюции — и в том случае, когда мы верим, что

человек проходит через них много раз, пока не достигнет полного совершенства,

пока Дух не победит материю, преобразив ее в светлую одежду, достойную Сына

Божьего; и в том случае, когда мы убеждены, что человек проходит через первые

два мира лишь однажды, а в третьем мире остается навсегда.

Относительно последнего мира, трудно себе представить образованных людей,

которые могли бы веровать, что небесное состояние человека является вечным,

закристаллизованным в неподвижном счастье, причем люди всех ступеней

несовершенства превращаются каким-то чудом после смерти или в день "страшного

суда" в совершенных и такими остаются навсегда и безвозвратно. Еще труднее

представить себе верующих в то, что в переходном мире мучения длятся бесконечные

века, выражаясь в страшных пытках и в закристаллизованном неподвижном зле и

скорби. Мимо этих немногих, разделяющих тяжелое наследие темных веков, мы можем

пройти не останавливаясь. Огромное большинство христиан хотя и отвергает

перевоплощение и признает, что человек живет однажды, все равно на какой бы

ступени эволюции и с каким бы характером он ни вступал на свое земное поприще,

это большинство все же верит, что человеческая природа прогрессирует после

смерти и что посмертное страдание является лишь временным и необходимым

очищением, после которого люди продолжают развиваться, при более или менее

счастливых условиях на протяжении бесконечных веков.

Хотя и не все, но большинство христиан и спиритуалистов, а также некоторые парсы

и мусульмане разделяют эту точку зрения. Все индусы и буддисты, многие

спиритуалисты, парсы и мусульмане, а также некоторые христиане и все евреи,

оставшиеся верными своим древним преданиям, считают, что человек развивается на

протяжении многих циклов чередующихся рождений и смертей, что он поочередно

пребывает в течение более или менее продолжительного времени в трех мирах, пока

не достигнет совершенного состояния победившего Сына Божьего, над которым смерть

не имеет более силы, что он поднимается вверх до тех светлых высот, где во всей

своей славе стоят Сыны Божьи, а затем, при наступлении конца божественного

проявления, успокаивается в лоне Отца, в ожидании зари нового Творчества.

Сношения человека с названными тремя мирами во время его физической жизни не

прекращаются. Посредством своих телесных деятельностей он живет в физическом

мире; сюда принадлежат все процессы мысли, желания и действия, совершающиеся

через мозг и нервную систему, а также и все обыкновенные растительные и животные

отправления. Эмоциями своими и желаниями человек связан с переходным миром,

материя которого тесно переплетена с физической материей; тогда как своими

умственными способностями человек принадлежит небесному миру; эти последние

являют собой то, что современная психология называет "субъективным разумом",

огромные возможности которого все более и более признаются современной наукой. В

этом случае наука приходит на помощь религии, ибо то, что наука изучает ныне как

субъективный разум, религия признавала всегда за Душу — в отличие от Духа.99

Душа остается деятельной на протяжении всей земной жизни человека, безразлично —

бодрствует он или спит, и она же переходит неизмененною через порог смерти и,

очищенная в посмертном состоянии, соединяется с Духом и в единении с ним

переходит в небесный мир, свою истинную родину.

На настоящей ступени эволюции немногие сравнительно пользуются деятельным

сознанием своей Души, хотя последняя и не перестает влиять невидимо на мозговое

сознание, которое является лишь частичным выражением ее. Хотя большинство и

сознает время от времени наличность душевного сознания, испытывая его влияние в

молитвах и во время медитации; по временам же сознание это преодолевает мозговое

сознание, как мы это видим при "обращениях", при религиозных переживаниях и т.

д.100 Посредством него Дух действовал в пророках, апостолах и святых всех стран

и народов; точно так же и у художественных и интеллектуальных гениев Душа

преобладает над мозговым сознанием.

Низшие переживания Души, как перед смертью, так и после нее, принадлежат

переходному миру. Высшие переживания, когда Душа озаряется Духом, относятся к

небесному миру, и Душа может пребывать в нем, оставаясь заключенной в тело, как

это бывает при религиозных переживаниях. Но для большинства эти блаженные

переживания наступают лишь после смерти, когда очищенная Душа вступает в свое

небесное наследие.

Физический мир. Он представляет собой поле для деятельности человека в состоянии

бодрствования, когда он сеет семена добра и зла, которые созреют в будущем. Из

всех материальных оболочек современного человека физическая наиболее

организована, и через нее он выполняет деяния, которые принесут плоды в далеком

будущем. Все, что он думает, желает и делает дурного, все, направленное против

Закона, является посевом страдания, которое вырастает и приносит плоды или в

этом физическом, или в переходном мире, смотря по свойству посева. Желания и

мысли, коренящиеся в страстных вожделениях и последствия их удовлетворения

принадлежат по самой природе своей к переходному миру и приносят свою главную

жатву — как во время жизни, так и после смерти — именно в этом мире.

Низшие желания растут путем удовлетворения, и главным последствием в физическом

мире такого нарастания их силы является постепенное повреждение, а в крайних

случаях и полное разрушение нервной системы физического тела, следующее за

чрезмерными возбуждениями. Тяжелая жатва страдания собирается в переходном мире

благодаря подобному неразумию, ибо, когда после смерти физическое тело отпадает,

средства к удовлетворению желания утрачиваются, тогда как жажда страстных

ощущений сохраняется в Душе, бывшей в рабстве у тела. Это ненасытная жажда,

переживающая тело и не получающая удовлетворения, и вызывает то неизбежное и

естественное страдание, которое в переходном мире выпадает на долю рабов своих

страстей. Высшие желания растут также путем удовлетворения — сюда принадлежит

стремление к чистой любви, к искусству, к красоте, служению и т. д., — и так как

они сохраняются неприкосновенными после смерти, то являются источниками радости

в переходном и в небесном мирах. Из этого вытекает следующий закон: если Душа

состояла в рабстве у тела и у физического мира, неизбежные страдания ожидают ее

в переходном мире; если же Душа в течение физической жизни господствовала над

телом, мир и счастье являются последствием ее победы.

Переходный мир. Подробности относительно этого мира в различных религиях не

одинаковы, но основная мысль, заключенная в только что приведенном выводе,

принимается всеми религиями. Индусы разделяют переходный мир на Страну Отцов

(Питрилока) и на страну Привидений (Преталока), последнюю же подразделяют, в

свою очередь, на различные виды ада (Нарака) с разными степенями тяжелых

переживаний. Буддисты разделяют это воззрение.

Все эти переживания временны и служат для очищения, после которого человек

переходит в небесный мир (Сварга), где остается более или менее продолжительное

время, соответственно интеллектуальной и нравственной ценности предыдущей жизни;

по истечении небесного периода человек снова возвращается на Землю.

Некоторые христиане признают райское состояние, предшествующее полному переходу

человека на небо, и состояние страдания, предшествующее настоящему аду; другие

только намекают на переходное состояние; греко-католическая, римская и

англиканская церкви сохраняют древнее предание, признавая непосредственный рай

для наиболее чистых, а чистилище для большинства человечества, откуда оно в свое

время переходит в рай или, в редких случаях, прямо на небеса; под конец все

переходят на небо. Некоторые христиане и, может быть, некоторые из мусульман

верят в вечный ад.

Небесный мир. Душа пожинает в небесах, иначе, в мире мысли, не запятнанной

низшими желаниями, весь добрый посев чистых мыслей и чистых эмоций, посеянных во

время ее пребывания в физическом мире. Это состояние непрерывного и

беспримерного блаженства, различающееся по степеням, если смотреть на него со

стороны, в полной мере соответствует размеру счастья, доступному для каждого,

пребывающего в этом мире. И здесь вся разница в религиозных воззрениях народов

возникает только от того, принимается ли перевоплощение как метод, по которому

совершается человеческая эволюция, или отрицается. Признающие перевоплощение

видят в небесном мире не только жатву добрых семян, посеянных во время

физической жизни, но и ту область, в которой весь добрый опыт и все хорошие

стремления и усилия человека превращаются в умственные и нравственные качества,

образующие в своей совокупности характер человека, с которым он снова появляется

в физический мир. Таким образом, значение неба в круговороте эволюции

чрезвычайно важно. Воззрения людей, которые отрицают перевоплощение,

недостаточно ясны для их подробного изложения, но все — за исключением немногих,

которые считают небесное состояние неизменным, — признают рост и прогресс

бесчисленных миров, рассеянных в Пространстве. Все религии сходятся в светлой

уверенности, что человек — Бессмертное Духовное Существо и что назначение его —

любить, познавать и помогать на протяжении бесчисленных веков.

 

 

Из индусских Священных Писаний101

Воистину теперь существует три мира: мир людей, мир отцов и мир Лучезарных.

Брихадараньяка упанишада, I, V, 16

В трех мирах, о Партха, нет ничего, что Мне подлежало бы совершить или что Мною

не было бы достигнуто.

Бхагавадгита, III, 22

О сын Притхиви, ни здесь, ни в будущем мире нет для него уничтожения; никогда не

вступает праведник на путь скорби, возлюбленный сын мой! Достигнувший миров

праведных и оставаясь в них бесчисленные года, отпавший от Йоги рождается вновь

в чистом и благословенном семействе.

Бхагавадгита, VI, 40, 41

Знающие три Веды, пьющие Сому, очищенные от греха, поклоняющиеся Мне

жертвоприношениями, в молитвах просящие у Меня Путь к небесам, по достижении

святой обители Лучезарных, они вкушают от их божественных пиров. Насладившись

обширным небесным миром, изжив свою святость, они возвращаются в этот мир

смерти.

Там же, IX, 20,21

Если душа главным образом утверждается в добродетели, а в порок впадает в малой

степени, она достигает блаженства на небе, облеченная в эти самые элементы. Но

если она главным образом держится за порок, а в добродетели упражняется в слабой

степени, то покинутая элементами, она повергается в муки Ямы.102

Ману-смрити, XII, 20, 21

Примечание. В Пуранах и в Махабхарате мы находим длинные описания небес и адов.

 

 

Из Священных Писаний парсов

Мы приносим жертву светлым небесам; мы приносим жертву светлой, всесчастливой,

блаженной обители Пресвятых.

Сорозах II, Асман, 27

Гаро-Нмана для святых душ, и никто из злых не может вступить в Гаро-Нмана и на

его светлые, широкие, святые пути; никто из них не может идти к Ахура-Мазде.

Ардибегист Яшт, 1, 4

Я низведу Благий Дух из сияющего Гаро-Нмана; Я заставлю злого Духа подняться из

пустынного ада.

Замъяд Яшт, VII, 44

Когда отходит один из верных, то на третью ночь он чувствует благоухающее

дуновение и ему кажется, что его собственная совесть встречает его в этом

дуновении, в образе прекрасной, светлой, сильной девы с белыми руками,

прекрасной, как самое прекрасное, что есть в мире. И душа верного вопрошает ее,

говоря: "Кто ты, прекраснейшая из дев, которых я когда-либо видел?" Она же,

будучи его собственной совестью, отвечает ему: "О ты, юноша добрых мыслей,

добрых слов, добрых деяний и доброй веры, я есмь твоя собственная совесть"...

Первый шаг, который душа верного сделала, привел его в Рай Доброй Мысли; второй

шаг привел его в Рай Доброго Слова; третий шаг привел его в Рай Доброго Дела;

четвертый шаг привел его к Бесконечному Свету.

Яшт, XXII, 9-15

Душу дурного человека встречает страшная и отвратительная старуха, созданная его

дурной жизнью, и приводит его к аду дурной мысли, слова и дела, а затем к

беспросветной Тьме.

Душа человека, вкусившего радость совершенной радости, переходит через известный

Мост, могущественный мост Чинват, хорошо охраняемый и хранимый добродетелью.

Виштасп, VI, 42

Примечание. "Дабистан" посвящает 30 глав загробной жизни праведника и грешника.

В конце концов грешник очищается, а после очищения более не бывает ни демонов,

ни наказаний, ни ада.

 

 

Из буддийских Священных Писаний

Он Сам все постигает и как бы видит лицом к лицу эту вселенную, мир нижний со

всеми его духами и миры высшие.

Тевиджа-сутта

Ученик преодолеет землю, и мир смерти, и мир Лучезарных.

Дхаммапада, IV, 45

По растворению тела после смерти злой возрождается в несчастном состоянии

страдания или скорби; праведник рождается в счастливом состоянии на небесах.

Махапаринибхана-сутта, I, 23, 24

Те, кто с сердцем, исполненным веры, странствуют на этом пути, снова родятся

после смерти, когда тело растворится, в счастливых сферах неба.

Там же, V, 22

Человек, знающий свои прежние обители, видящий и небо и ад и достигший

уничтожения рождений, его называю я брахманом.

Васеттха-сутта, 54

 

 

Из еврейских Священных Писаний

Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты

укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице

Твоей вовек.

Псалтирь, 15:10-11

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

Там же, 138:8

А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных

они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас —

уничтожением; но они пребывают в мире.

Премудрость Соломона, 3:1-3

А праведники живут во веки; награда их — в Господе и попечение о них — у

Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа.

Там же, 5:15-16

 

 

Из христианских Священных Писаний

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

От Матфея, 25:46

Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в

воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

От Иоанна, 5:28-29

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что

приготовил Бог любящим Его.

1 Коринфянам, 2:9

Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить

соответственно тому, чтó он делал, живя в теле, доброе или худое.

2 Коринфянам, 5:10

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не

знаю, вне тела ли — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба... что он

был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя

пересказать.

Там же, 12:2,4

И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Филиппийцам, 2:11

И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного

Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

2 Тимофею, 4:18

Посему для народа Божия еще остается субботство.

Евреям, 4:9

Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды

свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат ему

день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут

уже ни алкать, ни жаждать, и не будут палить их солнце и никакой зной; ибо

Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники

вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Откровение, 7:14-17

 

 

Из Священных Писаний ислама

Неверующие влекут вас в огонь, но Бог призывает вас к блаженству и к прощению,

если Он того пожелает; Он наставляет людей правилам своим, чтобы они размышляли

о них.

Коран, 2:221

И на этом и на том свете неверные понесут от Меня жестокие кары. Они не найдут

нигде помощи. Верующие и творящие добро получат награду от Бога, ибо Он не любит

неправедных.

Там же, 3:49-50

Повинующиеся Богу и пророку, несмотря на все удары судьбы, творящие добро и

боящиеся Господа получат великую награду. Тот, кто приобретает неверие ценой

веры, не может причинить Богу ни малейшего ущерба. Тяжкое наказание ждет его.

Коран, 3:166,171

Они пребудут там до тех пор, пока только будут стоять небеса и земля, или пока

Господь не придет к другому решению. Как пожелает Господь твой, так и

совершится. Счастливые люди будут находиться в раю; они пребудут там до тех пор,

пока будут стоять небеса и земля, если только Господь твой не пожелает прибавить

какое-нибудь новое благодеяние, которое бы не прекратилось во веки веков.

Там же, 11:109-110

Сады Едема для людей добродетельных! Они вступят туда, они украсятся там

золотыми браслетами и жемчугом; они облекутся там в одежды шелковые. Они скажут:

хвала Господу, Который удалил от нас печаль. Господь наш обладает терпением и

признательностью. Действием милости Своей Он открыл нам пристанище в жилище

вечном, где усталость не постигнет нас и бессилие не захватит нас. Тем же,

которые не уверовали — огнь геены. И не будут повеления, в силу которого им было

бы разрешено умереть и были бы закончены их мучения, а наказание адское не будет

смягчено.

Там же, 35:30-33

В тот день ни с одной душой не будет поступлено несправедливо: и возмездие им

будет назначено сообразно деяниям их.

Там же, 36:54

И всякая душа заплатит за деяния свои. Ведь Господь лучше знает, что творят

люди.

Там же, 39:70

Верные не умирают; может быть, они переносятся из мира тленного в мир вечных

существований.

Изречение Магомета

Разум сказал: "Думаете ли вы, что эта женщина бросит своего собственного ребенка

в огонь?" Мы ответили: "Нет". Тогда Господь Магомет сказал: "Воистину Бог более

милосерд к Своим творениям, чем эта женщина к своему собственному дитяти".

Изречение Магомета

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Братство религий

Братство религий.. единые основания религии и нравственности.. введение во все времена на протяжении человеческой истории люди искали бога и различные..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: V. ДВА ОСНОВНЫХ ЗАКОНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. ЕДИНСТВО БОГА
Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности. "Единый без второго",3 — говорит индус. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш

II. ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА ВО ВСЕЛЕННОЙ
Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении. Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с отношением человека к Б

III. ВЕЛИКИЕ РАЗРЯДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
Божественная Жизнь облекается в бесчисленное разнообразие форм, и последние не ограничены нашим земным миром — этой точкой в безграничном Пространстве, — а также и теми видами мат

IV. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА
Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой частицей даже на один миг

VII. БРАТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Религия начинает с заявления Единства Бога, а кончает провозглашением братства людей. На самом деле, обе истины неразделимы, вторая заключается в первой. Если существует Единая Жи

Источники
Библиографическая заметка Индусские источники: Ману-смрити, Вишну-пурана, Деви Бхагавата, Бхагавадгита, Упанишады, Ригведа, Махабхарата, Бала Бхарата, "Руководство к изучению

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги