Секты и их особенности

Идеологическое господство монотеистических религий, которые, находясь в союзе с государством, полумили возможность преследовать инакомыслящих, вызвало к жизни особый тип религиозной организации — секту — обособленную группировку верующих, враждебную господствующей религии.

 

Многие сектантские движения представляют собой форму социального протеста определенных классов и слоев общества. Как указывал В. И. Ленин, «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…»

 

Обособление религиозных групп в виде сект имело место во многих религиях. Так, в иудаизме в первые пека попой эры сложились секты, выступавшие против засилья иерусалимского жречества, за социальное равенство и нравственное оздоровление общества (зелоты, эссены). Широкое распространение сектантство получило и в христианстве.

 

При всем многообразии идейных установок и организационных форм секты имеют ряд устойчивых отличительных признаков: претензия на то, что данная религиозная организация существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян, в ряде случаев всеобщее священство; сознательное вступление в общину и прямое членство в ней; активная миссионерская деятельность. В зависимости от времени и места возникновения, состава участников эти черты в разной море присущи различным сектам. Более того, в процессе развития возможна эволюция секты в направлении церкви. В результате появились различные промежуточные формы религиозных организаций, имеющих черты как секты, так и церкви. Сюда относятся кальвинизм, баптизм и другие направления протестантского толка. В буржуазной социологии религии они получили название «деноминация».

билет № 4

Фетишизм— религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.

Тотеми́зм — некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году. , заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.