Абхава . Принцип не‑существования; без качеств.
Абхеда . Тожество; не‑раздельный; не‑отдельность.
Абхидья . Не‑алчность; не‑мстительный; не‑тщеславный.
Аварана . Внешняя оболочка ума.
Аватара или аватар . Божественное воплощение; воплощение божества в человеческом образе.
Авидья . Неведение.
Авьяктам . Недифференцированное положение, или состояние пракрити, или природы, до проявления.
Адарша . Ментальное зеркало; психическое видение.
Адвайта . Не‑дуалистический; монистический; наименование монистической секты веданты.
Аджна . Шестой лотос, по учению йоги Патанджали, расположенный в центре мозгового вещества, как раз за бровями; также употребляется в смысле «божественного познавания».
Аджната . Обладающий божественной мудростью, или сверхчеловеческим психическим познаванием.
Адити . Бесконечность.
Адитьи . Двенадцать планетных духов.
Адитья . Солнце.
Адхарма . Неправедный; недобродетельный.
Адхидайвика . Сверхъестественный; свыше обычного опыта.
Адхикари . Достойный ученик Истины.
Адхьяша . Отражение внешнего объекта; хамелеоновская способность изменять внешность, отсюда иллюзорный вид предметов.
Акаша . Всемирный эфир, проникающий все пространство.
Акханда . Целый; неразделенный.
Акханда‑Сат‑чит‑ананда . «Нераздельное Существование – Познание – Абсолютное Блаженство»; понятие о котором получается в самадхи.
Аламбана . Созерцание внешних предметов.
Амритатвам . Бессмертие.
Ананда . Абсолютное блаженство.
Анахата . Четвертый лотос по йоге Патанджали, расположенный в сушумне, на одной линии с сердцем.
Антахкарана . Внутренний орган разума, включающего способности рассуждать, решать и одаренного самосознанием.
Анубхава . Осуществление.
Анумана . Вывод; заключение.
Апана . Нервные токи, управляющие выделительными органами; одно из пяти проявлений праны.
Апаравидья . Познание внешнего, как противоположность внутреннего знания; поверхностное знание.
Апарапратьякша . Психические ощущения вне области чувственности.
Апас . Элемент воды.
Апта . Достигнувший просветления.
Апура . Достоинство.
Арджавам . Прямой образ действия; прямолинейность.
Арупа . Бесформенный.
Асампраджната . Крайнее и высшее состояние сверхсознания.
Асана . Поза, положение; положение человеческого тела во время медитации; третий шаг по системе йоги Патанджали.
Асат . Небытие; несуществование.
Асти . Существовать; быть.
Атикранта‑чавания . Размышление (медитация), приводящее к состоянию самадхи, или трансцендентальному сознанию, или экстазу.
Атман . Дух; истинное «Я».
Аум (или Ом ). Символическое «священное слово», означающее – абсолютная Идея.
Ахам . Эго; «Я».
Ахамкара . Эгоизм; самосознание; саттва, или принцип самосознания.
Ахара . Принятие пищи духовной и телесной.
Ачарья . Гуру; духовный учитель и т. п. высшего класса, или положения.
Ашвада . Психическая склонность; или свойство склонности.
Брамин . Член высшей касты Индии; «дважды‑рожденный» по индийской терминологии.
Брахма . Олицетворенная концепция Брахмана; идея о божестве как о Творце; Бог‑Творец ортодоксальной индийской Троицы.
Брахмавидья . Познание Абсолюта; верховная мудрость; высшее знание.
Брахман . Абсолют; То; Единое Существование; Первичное Бытие; Бог в высшем смысле слова.
Будда . Великий основатель буддийской философии; по мнению некоторых – он воплощение Брахмана; Гаутама Будда, живший за 600 лет до Р. X.
Буддхи . Определительная способность разума; определительное начало, возникшее из пракрити, путем вовлечения пуруши.
Бхавана . Медитация; глубокомысленная мечта.
Бхагавадгита . Священная книга Индии, или упанишада.
Бхагаван . Высший титул для обозначения всемогущего; всеведующего; всесодержащего; обыкновенно применяется только к высшим учителям.
Бхакта . Горячо любящий Бога; бхакти‑йог.
Бхакти . Горячая любовь к Богу.
Бхакти‑йог . Последователь бхакти‑йоги.
Бхакти‑йога . Йога, или учение о любви к Богу.
Бхеда . Отдельность; отсутствие единства.
Бхикшу . Буддийский нищенствующий монах.
Бхога . Чувственность; чувственное удовольствие.
Бхуты . Грубые элементы природы.
Вада . Знание, приобретенное аргументацией или рассуждением.
Вайрагья . Уничтожение в себе привязанности к предметам и чувственным наслаждениям.
Вайшеша . Атомная индивидуальность.
Вайшешика . Школа, или система индийской философии, основанная Канадой, характерным отличием которой является «атомистическая теория». (См. чтение о трех второстепенных системах).
Вайшнавы . Последователи и поклонники Вишну, или Кришны; одна из главных религиозных сект Индии. (См. чтение о религиях Индии).
Вайю . Начало воздуха.
Варуна . Бог в древнеиндийской мифологии.
Васудева . Проявление бесконечного Бытия.
Ведана . Высшее восприятие чувств, развиваемое йогами.
Веданта . Великая система индийской философии, отличающаяся высоким идеализмом. (См. чтение о системе веданта).
Веды . Священные книги Индии.
Вивека . Различение между истинным и подложным.
Вивекананда . «Блаженство в распознавании»; имя, принятое знаменитым индийским учителем‑адвайтистом, посетившим Америку в 1893 г.
Видья . Мудрость; знание; наука.
Вимокша . Безусловное освобождение от желаний; эмансипация.
Вирья . Сила; жизненность; энергия; мужественность.
Виуттхана . Пробуждение после медитации, или сосредоточения.
Вишиштадвайта . Ветвь веданты, которая придерживается идеи о «смягченном дуализме» и учит о том, что индивидуальная душа есть часть Бога». (См. чтение о системе веданта).
Вишиштадвайтист . Последователь вишиштадвайты.
Вишну . Основное начало индийской Троицы; предохранительное начало божества, аватаром которого был Кришна; понятия о Вишну и Кришне часто тожественны. (См. чтения о религиях Индии).
Вишуддха . Пятый лотос по йоге Патанджали, расположенный в сушумне, позади горла.
Вритти . Водоворот, вихрь, или колебание волн в читте, ментальном веществе; ментальная деятельность или действие мысли.
Вьяна . Нервные токи в физическом тел.
Вьяса сутры . Афоризмы Вьясы.
Вьяса . Древний индийский учитель, предполагаемый автор Махабхараты и афоризмов уттара мимансы, или веданты.
Гаутама . Основатель буддизма; Будда.
Готама . Основатель философии ньяя.
Грахана . Чувствование.
Гуны . Три качества или пракрити, или Природы (смотри чтение о системе санкхья).
Гуру . Духовный учитель, пользующейся большим уважением.
Дама . Управление органами чувств и всего тела.
Двайта . Дуалистическая школа философии, противоположная адвайте.
Дванды . «Парные противоположности», или двойственные аспекты природы, такие как тепло и холод, радость и горе, высокий и низкий, острый и тупой и т. д.; полярность объектов природы.
Двеша . Ненависть; нерасположение; отвращение; омерзение.
Джамини . Основатель философии пурва миманса.
Джива . Индивидуальная жизнь, или индивидуальная душа.
Джива‑атман . Атман, проявленный в дживах.
Драва . Первичная субстанция по философии Канады.
Дхарана . Сосредоточение. Фиксирование мысли. Шестой шаг йоги.
Дхарма . Обязанность; добродетель; путь праведных дел.
Дхьяна . Размышление о божественном; седьмой шаг йоги.
Дхьянамарга . Путь познания посредством размышления.
Дэвакхан . Небесный мир.
Дэвалока . Высшие области, или плоскости.
Дэвы . Ангельские существа, бывшие первоначально человеческими существами, но духовно возвысившиеся до полубожественного состояния; «сияющие» по индийской народной терминологии.
Дэха . Грубое вещество.
Жнана . Мудрость; жнана‑йога – йога мудрости.
Ида . Нервное течение по левой стороне; левая ноздря.
Индра . «Царь богов» в древней индийской мифологии.
Индрии . Внутренние органы ума.
Ишвара . Личный Бог; Логос; Демиург; Всемирный пуруша; иногда употребляется для обозначения высшего олицетворения Абсолюта, доступного человеческому разуму, так как Абсолют сам по себе не постигается мыслью.
Ишта‑ништа . Служение своему высшему идеалу.
Йог или йогин . Последователь йоги; практикант методов по системе йоги, или, в более общем смысле, «тот», кто ищет единения, осуществления и достижения, путем мудрости, любви к Богу, праведных поступков и дисциплины».
Йога . Йога значит «союз», «присоединение», «единение» и т. п., а также – «дисциплина ума и движение вперед» как результат единения; название системы йоги, установленной Патанджали. (См. чтение о системе йоги).
Кайвалия . Разобщение с материальным миром. Единение с Абсолютом.
Кала . Время.
Кальпа . Цикл времени.
Кама . Желание; страсть; чувственное стремление.
Канада . Основатель философии вайшешика.
Капила . Основатель философской системы санкхья, великий учитель эволюции в Индии.
Карма . Действие; также и результат действия; закон духовных причин и следствий, лежащий в основании индийской философии и религии.
Карма‑йога . Йога труда, действия, или хорошо выполненных обязанностей без надежды на награду. Карма‑йог. Последователь.
Кришна . Воплощение Вишну; аватар божества; великий учитель, живший за 1400 лет до Р. Х., общее учение которого изложено в Бхагавадгите; этот термин употребляется вайшнавами, или поклонниками Кришны, в качестве имени Абсолюта или Того, а также и в смысле олицетворения божества.
Кумбхака . Удерживание дыхания во время практики пранаямы.
Кундалини . Тонкая нервная энергия, или концентрированная психическая сила, помещающаяся в лотосе у основания спинного хребта, которая, коль скоро поднимается вверх, развивает психические и духовные силы йога.
Кханд . Дифференцированный; разделенный; отделенный; или акт, который отделяет, разделяет, или дифференцирует.
Лингашарира . Тонкое тело. Эфирное тело.
Майя . Иллюзия; нереальное явление природы; феноменальный плащ, или покров Абсолюта, нереальный, но существующий только как внешность; фантасмагория.
Манас . Способность разума обдумывать и рассуждать.
Манипура . Третий лотос по йоге Патанджали, находящейся как раз напротив середины сушумны, вдоль спинного хребта.
Мантрам . Утверждение; молитва; святое слово; мысль в стихах; идее и т. п., выраженная словами, или мыслимая словами во время молитвы, размышления или сосредоточения.
Маха . Великий.
Махакаша . Великое пространство.
Махапуруша . Великая душа; термин, обыкновенно применяемый к воплощению, или аватару, иногда же к великому мудрецу, или учителю.
Махат . Всемирное сознание; буквальное значение термина – «Великое».
Махататтва . Великое начало сознания, по учению философии санкхья, впервые развившееся из пракрити.
Миманса . Название двух школ индийской философии, а именно: пурва мимансы и уттара мимансы, известной под названием веданта.
Мокша . Состояние освобождения; эмансипация; свобода; божественное поглощение и т. п.; часто употребляется и в смысле нирваны.
Мукти . Эмансипация, или освобождение от самсары, или повторных рождений.
Муладхара . Основание первого лотоса по йоге Патанджали, находящегося внизу спинного хребта; конец спинной хорды, в которой накопляется кундалини.
Нада‑Брахма . Священное слово Аум (или Ом), первый звук, изданный только что сотворенной вселенной.
Нама‑рупа . Имя и форма.
«Нети‑нети ». «Не то, не то»; термин, употребляемый учителями для определения Того, рассматриваемого как «Не‑это» по отношению ко всему окружающему, то есть как некоторая Вещь, которая есть Не‑Вещь.
Нираламбана . «Без поддержки»; высшее состояние медитации при практике йоги.
Нирбиджа . «Без семени»; высшая достижимая форма самадхи, или сверхсознания йога; состояние, когда уничтожается семя кармы и душа освобождается от самсары.
Нирвана . Состояние эмансипации, освобождения от самсары, или повторных рождений; состояние поглощения божеством; термин, употребляемый буддистами, а иногда и индусами.
Нирвикальпа . Без изменений во времени; неизменная продолжительность; «малая вечность».
Нирвичара . Без разборчивости, или без предпочтения.
Ниргуна . «Без гун», т. е. без качеств и атрибутов.
Нитья . Вечный; без конца; постоянный; неразрушимый.
Нишкамакарма . Действия, совершаемые бескорыстно по долгу совести и без желания или надежды на награду, согласно с учением карма‑йоги.
Ништха . Единая привязанность; единственная привлекательность.
Нияли . Судьба; необходимость; детерминизм.
Нияма . Религиозная обязанность, заключающаяся в соблюдении внутренней и внешней чистоты, в праведных мыслях и поступках, в удовлетворенности малым, в избежании роскоши, тщеславия и чувственности; исполнение религиозных обязанностей и т. д. Второй шаг йоги по Патанджали.
Ньяя . Философская система Готамы (смотри чтение о трех второстепенных системах).
Оджас . Тонкая энергия в системе организма, сохраняемая воздержанием и чистотой жизни.
Ом или Омкара . См. Аум .
«Ом Тат Сат ». Священное индийское выражение, относящееся к Тому, обозначающее «Ты еси верховное и абсолютное бытие, премудрость и блаженство», причем «Тат» значит «То», «Сат» – Бытие, а «Ом» только иной термин, для обозначения «Того» со всеми его абсолютными аспектами.
Падартха . Категория или первичная классификация.
Пара . Верховный; величайший; всевышний (превосходная степень, употребляемая как приставка).
Парабрахма . Брахман в его абсолютном аспекте, независимо от проявлений или эманаций; Брахман – Сам в себе.
Парабхакти . Высшая любовь к Богу.
Паравидья . Всевышняя мудрость, или познание.
Параматман . Всевышний Дух.
Парамахамса . Верховная душа, или бытие.
Паранирвана . Всевышняя нирвана, часто определяемая как абсолютное самозабвение, или Ничто, но внутренние учения признают ее скорее абсолютным погружением в То и бесконечным Сознанием.
Парвати . Супруга Шивы в древней мифологии.
Патанджали . Основатель системы йоги в индийской философии, живший за 200 лет до Р. Хр.
Пингала . Нервный поток правой стороны; правая ноздря.
Питри . Праотцы, или предки, высокочтимые индусами и всеми вообще восточными народами; сложилось убеждение, что они тщательно наблюдают за своими потомками.
Праджна . Божественная премудрость, ведущая к познанию Единого.
Праджнаджиоти . Просветленный; обретший божественную премудрость.
Прадхана . Природа, или первобытный элемент.
Пракрити . Природа, или первоначальная субстанция природы; одна из двух фундаментальных основ идеи о вселенной по учению философской системы санкхья Капилы; источник материальной и ментальной фаз вселенной, в отличие от духовной основы вселенной, или пуруши.
Прана . Всемирное начало энергии; также употребляется для обозначения жизненной силы человека, являющейся проявлением всемирной праны.
Пранаяма . Наука овладения праной, главным образом, посредством дыхания; четвертый шаг по систем йоги Патанджали.
Прасанкхьяна . Созерцание отвлеченного.
Пратибха . Озарение божественной премудростью.
Пративишайя . Органы чувств.
Пратика . Символ или образ Брахмана, бесконечного Бытия.
Пратима . Употребление изображений богов в качестве символов верховного Бытия; богослужение перед этими символами совершается в качестве поклонения верховному бытию и не составляет идолопоклонства, которое подразумевают под этим термином.
Пратьягатман . Состояние внутреннего просветления, или духовного познания.
Пратьякшам . Непосредственное восприятие путем просветленного сознания и помимо всех органов чувств.
Пратьягара . Контроль над чувствами; часть относящаяся к дисциплине и практике йоги; пятый шаг по системе йоги Патанджали, имеющий целью сделать ум интроспективным, т. е. обратить его внутрь себя и освободить от влияния всяких впечатлений извне.
Притхиви . Твердое вещество; земля; сгущенная масса.
Пурака . Вдыхание.
Пурва миманса . «Первое исследование»; одна из трех второстепенных систем индийской философии.
Пуруша . Духовное начало; Дух (смотри чтение о системе санкхья).
Рага . Зависимость чувств.
Раджа . Царский; главный; высший; превосходный.
Раджа‑йога . «Царская йога», «Высшая йога»; йога, выдвигаемая школой Патанджали и некоторыми другими, которая имеет в виду развитие психических и духовных способностей и контроль ума (см. чтение о системе йоги).
Раджас . Деятельность; энергия; оживленность; одна из трех гун (смотри чтение о системе санкхья).
Рама . Знаменитый индийский древний мудрец и учитель, принимаемый за воплощение или аватар Кришны.
Речака . Выдыхание.
Ригведа . Древнейшая часть Вед, преимущественно состоящая из гимнов.
Риши . Великий мудрец или учитель, достигший стадии сверхчеловека и обладавший даром сверхчувственного восприятия.
Рудра . Первоначальное название Шивы в древней мифологии.
Сагуна . Обладающий качествами.
Сама . Род ментальной силы, направляющей ум внутрь себя и препятствующей ему заниматься внешностью.
Самавайя . Начало сцепления.
Саманья . Начало общности, или род.
Самапатти . Термин собственно означает «ларчик с драгоценностями»; употребляется йогами в переносном смысле для определения степени медитации.
Самахди . Трансцендентальное созерцание или экстаз; космическое сознание; сверхнормальное состояние, вызываемое размышлением, сосредоточенностью и т. п.; восьмой шаг по системе йоги Патанджали.
Сампраджната . Предварительная ступень самахди, или сверхсознание, вытекающее из размышления по йоге.
Самсара . Мир феноменального существования; цепь повторных рождений; цикл существований; термин обыкновенно употребляется для обозначения разницы между проявляющейся феноменальной вселенной и Реальным Существованием, скрытым за ней.
Самскара . Отпечаток в ментальном веществе, который влияет на установление обычаев.
Самьяна . Термин, употребляемый для обозначения трех высших ступеней по йоге Патанджали, известных под названием дхарана, дхьяна и самадхи; или, иными словами, ступени контроля ума, размышления и трансцендентального созерцания взятых в совокупности; слово это обозначает также и обуздание, или контроль.
Санандам . Третья ступень самьяны, или сверхсознание.
Санатана . «Вечная религия» Индии.
Санкхья . Великая система индийской философии, установленная Капилой за 700 лет до Р. Хр.; основные черты ее выражаются в идее о двойственном начале пуруша, или духа и пракрити, или природы, или всемирной творческой силы (смотри чтение о системе санкхья).
Санньяса . Отречение; состояние «не от мира сего»; отречение от положения, имени, состояния, семьи и всего, связанного с миром чувственных наслаждений. Последователь санньясы; аскет; тот, кто отказался от всего и последовал за духом.
Сат . Абсолютное Существование; один из терминов применяемых к абсолютному Брахману или к Тому.
Саттва . Одна из трех гун; гуна радости, добра и света (см. чтение о системе санкхья).
Сат‑чит‑ананда . Термин, употребляемый для обозначения Абсолюта, Брахмана, или Того, и состоящий из трех слов: «Абсолютное Существование, или Бытие – Абсолютная Премудрость, или знание – Абсолютное Блаженство, или Счастье».
Сахасрара . Последний лотос, расположенный в мозгу по системе йоги Патанджали; иногда его принимали за самый мозг; «тысячелепестковый лотос».
Свадхистхана . Второй лотос, по системе йоги Патанджали, расположенный за пупком.
Свами . Духовный учитель.
Сиддх . Сверхнормальное могущество сиддхов.
Сиддханта . Позитивное знание.
Сиддхи . Йоги, достигшие полубожественного могущества, посредством сверхсознательного знания.
Сишья . Ученик, неофит, или последователь гуру; чела.
Смрити . Память; термин, применяемый, за исключением Вед, ко всем священным книгам, некогда передававшимся устно, по памяти.
Сома . Нектар древних богов; индийское растение.
Сохам . Термин, означающей «Я есмь Он», употребляемый бхакти‑йогами во время экстаза, подразумевающий их отношения к Брахману, или равносильный положению суфиев: «Я есмь Бог».
Стхулашарира . Грубое физическое тело, названное так в отличие от лингашариры, – или тонкого тела, или эфирного двойника.
Суньявада . Учение о том, что за феноменальным миром находится бесконечная пустота, или Ничто. Род философского нигилизма.
Сушумна . Канал, преходящий через центр спинного хребта, по которому подымается кундалини при упражнениях йогов. (См. чтение о системе йоги).
Сушупти . Состояние глубокого сна без сновидений.
Таджас . Элемент огня.
Тадьята . Восторженное состояние, свойственное некоторым передовым бхакти‑йогам; состояние, когда человек теряет сознание своей личности и чувствует, себя погруженным в божественное «сияние», благодаря своей любви к Богу.
Тамас . Тьма; одна из гун; гуна лености, невежества и тупости. (См. чтение о системе санкхья).
Танматры . Тонкие элементы природы, из которых возникли грубые элементы.
Тапас . Аскетические упражнения для контроля над плотью путем поста, сурового образа жизни, самоистязания и т. п.
«Тат Твам Аши ». Термин, означающий «Ты есть То» и употребляемый индийскими учителями по отношению к их ученикам для выражения идеи о родстве их с Брахманом, благодаря обитающему в них духу.
Таттвы . Начала; категории; первичные подразделения; Истины.
Тришна . Желание; жажда; страстное стремление; ненасытная алчность.
Туага . Отречение от низшего во имя высшего.
Турия . Высшее состояние сознания.
Удана . Нервный поток, контролирующий органы речи.
Удгатха . Возбуждение кундалини.
Упайяпратьяйя . Напряженное мышление об отвлеченностях, или отвлеченных предметах.
Упанишады . Позднейшие священные книги Индии.
Уттара миманса . Название веданты, системы индийской философии, означающее «последующее исследование» или «исследование последующей части», причем слово «исследование» относится к Ведам.
Хатха‑йог . Последователь или практик хатха‑йоги.
Хатха‑йога . Йога физического благосостояния, или физического контроля, ведущего к физическому совершенству и подготовлению достойного храма для духа; в искажении это понятие применяется для обозначения низменных и ненормальных упражнений, суровостей и самоистязаний факиров и ложных йогов в Индии.
Хум . Мистическое слово, произносимое во время молитвы, как, например, в священном стихе: «Ом Мани Падме Хум».
Чайтанья . Чистый разум; а также имя знаменитого индийского учителя, жившего в 1500 г. после Р. Х.; предполагают, что он был воплощением или аватаром Кришны.
Чарвака . Материалист; индийский термин для обозначения человека, отвергающего духовную философию.
Чидакаша . Ментальное пространство, в котором возвышенная душа обретает познание о вселенной.
Читта . Ментальное вещество, или тончайшие элементы, из которых ум развился и проявился.
Читтакаша . Пространство, доступное для ума.
Шайва . Культ поклонников Шивы.
Шакти . Власть; авторитет.
Шакти . Начало жизненной энергии, или космической энергии, или природы.
Шактии . Поклонники шакти.
Шанкарачарья . Великий индийский учитель, живший около 800 года после Р. Хр.; толкователь и комментатор веданты.
Шива . Третий член индийской Троицы, олицетворяющий начало разрушения или изменения; идея поклонников Шивы о высшем Бытии (см. чтение о религиях Индии).
Шлока . Стих поэмы, или Священного Писания.
Шравана . Необычайный сверхчувственный слух, развиваемый, будто бы, посредством практики йоги.
Шри . «Благословенный» или «священный»; так называли великих мудрецов или учителей Индии их последователи.
Экам . Единый; отсюда эка‑нистха, или служение одному идеалу; эканта‑бхакти, т. е. единая любовь к Богу; экатма‑вадам, т. е. монизм в философии; экайана, или единая поддержка вселенной, т. е. Бог.
Экарга . Одно из состояний сосредоточения.
Яма . Самообуздание; первый шаг по йоге системы Патанджали.